В формате инфографики изложены основные направления развития отрасли, этапы реализации ключевых проектов и целевые показатели эффективности.
На этой неделе была опубликована Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2020 года. В формате инфографики изложены основные направления развития отрасли, этапы реализации ключевых проектов и целевые показатели эффективности.
Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Правительством Российской Федерации, направлена на создание принципиально нового ЖКХ – эффективного, надежного и клиентоориентированного. «Обеспечение качества ЖКХ и формирование комфортной городской среды – наши важнейшие задачи на ближайшие годы, так как требования людей к инфраструктуре растут», — говорит Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень.
За комментариями обозреватель ИА «ЖКХ-64» обратился к саратовским экспертам.
Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:
— Появление этого документа ждали, к нему готовились, но ожиданий, по факту, он не оправдал. Да, мы увидели отчет о проделанной работе – лицензировании управляющих компаний, старте программы капремонта, расширения полномочий Госжилинспекций. Отражены и задачи по выводу капремонта на новый уровень, внедрению технологий энергосбережения, а также переходу на прямые договора с поставщиками коммунальных услуг и продлению программы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья, на чем эксперты рабочих групп ОНФ неоднократно акцентировали внимание.
Но если мы проанализируем документ в части повышения эффективности управления многоквартирными домами, то поймем, что Минстрой допустил колоссальную ошибку, исключив из стратегии собственника жилья как непосредственного участника процесса, обладающего не только правами на льготы по оплате коммунальных услуг, но и обязанностями по содержанию и управлению своим имуществом.
Воспитание ответственного собственника — важнейшая задача, реализацию которой, во-первых, нельзя откладывать на 2020 год, а во-вторых, должно взять на себя государство при поддержке общественных организаций в сфере ЖКХ.
К сожалению, общее впечатление от представленного документа такое: вместо серьезного аналитического доклада, который должен был до 2020 года стать настольной книгой для всех, кто связан со сферой ЖКХ, Минстрой выпустил «веселые картинки», не отвечающие на элементарные вопросы, не говоря уже о ключевых.
Алексей ЕФАНОВ, член Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Саратовской области:
— Впервые после долгих лет мы получили реальную стратегию развития жилищно-коммунальной отрасли. В целом она удовлетворяет потребностям населения. Минстрой этой дорожной картой задаёт только вектор развития отрасли и конечно же ждать 100% реализации программы в том виде, в котором она есть, тоже не стоит. Причиной тому являются исполнители на местах: губернаторы, региональные ведовства, госжилинспекции, региональные операторы, управляющие компании и товарищества. Именно на этих уровнях происходит основной саботаж. Зачастую их неэффективная работа или чрезмерное рвение в рамках соблюдения процедурных моментов вопреки справедливости и здравому смыслу ставит под угрозу большинство адекватных инициатив. Представители вышеперечисленных региональных госорганов очень вяло реагируют на предложения общественников.
Например, мои предложения, которые также отражены в Стратегии Минстроя, по совместной подготовке квалифицированных молодых кадров для ЖКХ так и не были услышаны руководством ГЖИ. В итоге я своими силами обучаю по несколько студентов и в последствии их трудоустраиваю. Проблема общая, но решать её совместно с нами регвласть видимо не хочет. А ведь именно с кадров начинаются все позитивные изменения. И таких примеров огромное множество.
Время меняется, мошеннические схемы 90-х и 2000-х к счастью прекращаются, уровень грамотности населения в вопросах ЖКХ растёт, особенно среди молодёжи. Действительно мы наблюдаем пусть маленькие, но положительные, сдвиги в работе управляющих компаний. На рынке стали появляться молодые и добросовестные обслуживающие организации, которые постепенно вытесняют мошенников из отрасли. Однако, как в сводках с полей боевых действий, мы все еще слышим о незаконных начислениях, взрывающихся трубах, обрушении стен жилых домов, обмане и злоупотреблении. Все это говорит о бездействии ответственных лиц. И именно на это препятствие натыкается любое здравое предложение. Нет заинтересованности, нет мотивации, нет желания сделать чуть больше, чем необходимо. Вот главная беда.
Алексей МАЗЕПОВ, депутат Саратовской областной Думы, сопредседатель Саратовского регионального штаба ОНФ:
— Данный документ правильнее называть не стратегией, а отчетом о проделанной Минстроем работе с элементами планирования на ближайшие четыре года. Очевидный минус этого плана в том, что в нем отсутствует привязка конкретных показателей к конкретным датам.
Ровно год назад проект стратегии обсуждался на федеральной площадке Общероссийского народного фронта и вызвал массу нареканий со стороны наших экспертов. Часть критических замечаний была принята к сведению, например, планы по привлечению в сферу ЖКХ грамотных специалистов, профессиональной подготовке кадров и разработке образовательных стандартов в итоговом документе нашли свое отражение.
Для меня наиболее показательным стал раздел, посвященный концессии в ЖКХ и модернизации коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций. На мой взгляд, в погоне за инвестором Минстрой упустил из виду самое главное – интересы граждан – потребителей коммунальных услуг. В качестве достижений в стратегии значится процедура «преодоления» ограничений платежа в обмен на инвестиции. Другими словами, Минстрой придумал и воплотил в жизнь легальный механизм увеличения тарифов для граждан в тех муниципалитетах, где это может быть оправдано интересами инвестора. Нечто подобное мы уже увидели в Балаково. Такой подход вряд ли можно назвать «стратегическим».
Подготовил Александр АХТЫРКО