Андрей Белюченко: «Ожидаемые перемены не заставили себя долго ждать»

Андрей Белюченко: "Ожидаемые перемены не заставили себя долго ждать"

Интервью директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России журналу «Всё о мире строительства».

— Андрей Владимирович, в прошлый раз мы беседовали с Вами накануне нового 2016 года об итогах года уходящего. За эти 7 месяцев, минувших с зимнего интервью, наверняка, произошло много нового и важного в деятельности Департамента граддеятельности и архитектуры Минстроя России, чем Вы могли бы поделиться с нашими читателями. Над чем работали в первом полугодии, какими проблемами занимаются специалисты возглавляемого Вами Департамента в настоящее время?

— Да, действительно, рассказать есть, о чем. Прежде всего, потому что 2016 год у нас выдался особенным – впервые за 10 лет в мае состоялось заседание Государственного Совета, посвященного вопросам развития отечественного строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Событие, как Вы понимаете, для Минстроя России по-настоящему знаковое. И подготовка к нему, соответственно, была особенно тщательной. С участием профессионального сообщества буквально всех регионов России мы проделали большой коллективный труд – к Госсовету подготовили обстоятельный доклад о существующем положении дел в строительной отрасли, со статистическим данными, аналитикой, прогнозными показателями по всем направлениям нашей деятельности, а их очень много. Минстрой России на данный момент, как известно, для повышения уровня конкурентоспособности и темпов развития отраслизанимается жилищным строительством и реализацией различных государственных жилищных программ по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, реформированием и совершенствованием системы технического регулирования, сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Параллельно формируется банк экономически эффективных проектов, достойных повторного применения в регионах, ведется работа по внедрению технологии информационного моделирования (ТИМ) в градостроительную практику, особое внимание уделяется снижению административных барьеров. Одновременно совместно с научно-образовательным сообществом реализуются меры, способствующие более эффективному научно-техническому обеспечению отрасли и подготовке кадрового потенциала. Все эти и другие вопросы и были в итоге рассмотрены на самом высоком государственном уровне под председательством Президента России, с участием руководства Правительства РФ, Совета Федерации и лидеров фракций Государственной Думы, глав субъектов России, и конечно же, руководителей главных профильных организаций самого строительного комплекса.

По итогам заседания Президент РФ подписал перечень поручений, которые Правительству и другим ответственным федеральным органам предстоит выполнить в ближайшей перспективе. Это наиболее востребованные мероприятия, которые позволят решить накопившиеся проблемы, будут способствовать более динамичному развитию рынка жилья, усилят возможности внутриотраслевого государственного регулирования, активизируют процессы импортозамещения в промышленности строительных материалов и т.д.

— Уже что-то из этих поручений реализовано? И на какие конкретные изменения в своей сфере рассчитывает Департамент градостроительной деятельности?

— Надо сказать, что ожидаемые перемены не заставили себя долго ждать – целый пакет законов, разработанных Минстроем России, был одобрен обеими палатами Парламента в весеннюю сессию и подписан Президентом страны в начале июля. Таких значимых позитивных прецедентов в плане количества внесенных в действующее законодательство поправок у нашего министерства еще не было никогда ранее! Теперь мы по многим позициям получили действенный инструментарий для реализации намеченного. Это касается как требований к участникам процесса долевого строительства, освоения промзон, реформирования института СРО, перехода на новую систему ценообразования, ряда других, так и непосредственно вопросов, которые в компетенции нашего департамента. На последних остановлюсь подробно.

Это новшества, связанные с требованиями к механизму разработки и применения типовых проектов для оптимизации затрат на строительство объектов за счет бюджетных средств. Главой государства подписан разработанный Минстроем России закон № 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», направленный на обязательное использование экономически эффективной проектной документации повторного применения при строительстве объектов капитального строительства государственным заказчиком, в уставном капитале которого доля средств бюджетной системы бюджетов (всех уровней) составляет более 50 процентов.

Законом уточняются основополагающие термины и определения, устанавливается возможность использования проектной документации повторного использования, экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также модифицированной проектной документации при строительстве объектов капитального строительства.

Кроме того, данным законом определены и правила разработки новой проектной документации, но только в случае отсутствия в реестре сведений об экономически эффективной проектной документации повторного применения в отношении объектов капитального строительства, аналогичных по мощности и назначению. В таких случаях заказчики заказывают разработку проектной документации, исходя из условий ее соответствия критериям экономической эффективности, которые устанавливаются Правительством России. Критериями отнесения проектов к экономически эффективным могут руководствоваться регионы, муниципалитеты, профильные ведомства, компании с государственным участием в объеме, превышающем 50%.

Закон направлен на создание механизма мотивации органов государственной власти и местного самоуправления к обязательному применению экономически эффективной проектной документации повторного использования, включенной в банк данных наиболее экономически эффективных проектов.

— То есть в целях экономии бюджетных средств теперь строительство любой школы, поликлиники, детского сада или спорткомплекса, например, органы власти должны будут вести с использованием типовых проектов? Это требование распространяется вообще на всю бюджетную стройку?

— Нет, оно не распространяется на строительство особо опасных, технически сложных, иных определенных Президентом или Правительством России объектов капитального строительства, а также не действует в случаях необходимости проведения реконструкции или сохранения объектов культурного наследия. При этом хочу отметить, что речь не идет к возвращению в безликое однообразное прошлое, когда по одному и тому же типовому проекту возводились тысячи школ, домов культуры, жилых домов. Проектов в нашем реестре на сегодняшний день уже 371, и это далеко не предел, он продолжает пополняться самыми различными оригинальными проектными решениями с учетом требований по геодезии, климатическим зонам, а также энергоэффективности и экологичности.

Также для минимизации затрат на повторное использование проектной документации повторного применения, разработанной за счет или с привлечением средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, Минстроем России разработаны поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ, предусматривающие возможность многократного использования проектной документации и решающие вопрос принадлежности исключительных прав. Законом предусмотрено, что контракт на создание произведения архитектуры или градостроительства и разработка на его основе проектной документации должны соответствовать условиям, согласно которым исключительное право использовать такое произведение архитектуры или градостроительства и созданную для его реализации проектную документацию принадлежат Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик.

Право госзаказчика на многократное применение проектной документации без согласия исполнителя проекта позволяет существенно сократить сроки и оптимизировать затраты на строительство, исключается необходимость многократных обращений к проектировщикам с целью получения права использования проекта повторно. Закон № 314-ФЗ подписан Президентом 3 июля 2016 года.

Теперь при необходимости заказа на строительства муниципалитеты и регионы смогут безвозмездно использовать уже апробированные и удачно зарекомендовавшие себя проектные решения, включенные в наш реестр типовой проектной документации.

— Насколько существенна экономия от применения типовых проектов? Можно привести какой-то конкретный пример, чтобы было понятно, сколько бюджетных денег в действительности удастся сэкономить?

— Использование проектной документации повторного применения выгодно и удобно по ряду причин: способствует сокращению инвестиционного цикла, снижает затраты на строительство и оптимизирует расходы на дальнейшую эксплуатацию зданий. Главные преимущества таких проектов заключаются в повышении эффективности использования бюджетных средств при выполнении проектно-изыскательских работ, возможности повторения апробированных и зарекомендовавших себя технических и технологических решений.

Подсчет возможного экономического и социального эффекта от применения проектной документации повторного использования можно провести на примере прогнозных показателей реализации государственной федеральной программы по строительству в субъектах новых общеобразовательных заведений, рассчитанной в 2016 — 2025 годы. Всего на строительство новых школ в период с 2016 – 2020 гг. планируется привлечь 225 млрд. руб. (в 2016 г. – 25 млрд. руб., в 2017-2020гг. — по 50 млрд. руб. ежегодно).Исходя из того, что реестр проектной документации повторного применения может быть в полном объеме сформирован к 2019 году, в период с 2016 – 2020 гг. экономия на проектных работах должна составить порядка 2 млрд. руб. Учитывая, что средняя стоимость строительства одного школьного места составляет 500 тыс. руб., данная экономия, в свою очередь, позволит создать 4 000 дополнительных новых мест в школах.

— Хотелось бы услышать разъяснения относительно нового заявленного Минстроем России механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, чем он отличается от действующего сейчас?

— Стоит объективно признать, что ранее отсутствовали действенные стимулы для мотивации разработки по-настоящему эффективных проектов, вследствие чего нередко принимались безграмотные технические и технологические решения, бюджетные деньги вкладывались в проекты не всегда качественные.

В этом году ситуация изменится, появится так называемая двухстадийная подготовка к реализации проекта. Она подразумевает под собой обязательное обоснование инвестиций в строительство задуманного объекта, которое должно будет содержать информацию о мощности, размещении, укрупненной стоимости, основных технологических решениях. В случае положительного решения экспертов о целесообразности реализации такого проекта, следует вторая стадия – собственно подготовка проектной документации и проведение ее государственной экспертизы, включая оценку соответствия представленной проектной документации обоснованию инвестиций и заданию на проектирование, ранее прошедшим экспертизу.

Наличие положительного заключения, выданного по результатам оценки обоснования инвестиций, будет являться основанием для принятия решений о включении проекта в федеральную адресную инвестиционную программу и предоставлении средств федерального бюджета на разработку проектной документации.

В качестве критериев отбора будет рассматриваться целый комплекс показателей: оптимальность выбора площадки для строительства будущего объекта с учетом экологических, техногенных, логистических рисков, наличия гарантии ресурсного обеспечения всех коммуникаций, оптимальности технико-экономических характеристик, стоимости строительных работ и эксплуатации и т.д.

— Какие еще из Перечня поручений Президента Вам предстоит выполнить в этом году?

— До 1 сентября мы должны внести в Правительство План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. При Минстрое России создан Экспертный совет по вопросу поэтапного внедрения BIM-технологий, а также специальная рабочая группа по рассмотрению вопросов, возникающих при реализации плана.

В соответствии с поручением Президента Минстроем России разработан и направлен на согласование в соответствующие федеральные органы исполнительной власти проект этого Плана мероприятий, так называемой «дорожной карты» по BIM.

Это серьезное, ответственное и, безусловно, перспективное направление деятельности, которому в настоящее время уделяется очень много внимания. Переход на новые современные технологии проектирования, который нам предстоит осуществить за 5-7 лет – тема отдельного разговора, готов следующее интервью посвятить исключительно BIM. Сейчас замечу лишь, что уже с 2017 года на часть госзаказа будет распространяться требование по информационному проектированию объектов строительства, а с каждым последующим годом объем таких проектов будет увеличиваться и достигнет, как минимум, 50%. Так что рекомендую проектным и строительным организациям уже сегодня начинать поближе знакомиться с лучшим зарубежным и отечественным опытом работы в этом направлении.

— А когда планируется внесение в Градостроительный кодекс изменений, связанных с установление порядка издания нормативно-технических документов в области проектирования и строительства, исключающего случаи принятия указанных документов без согласования с Минстроем России? Так ли уж необходимы такие изменения в принципе?

— Это наша принципиальная позиция, объясню, почему. Минстрой России подготовил законопроект о внесении изменений в федеральный закон № 364-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», чтобы на законодательном уровне уже до конца этого года закрепить за собой, наконец, роль главного федерального регулятора по утверждению нормативно-технической документации в строительстве. Цель этих изменений — исключить возможные коллизии межведомственного согласования, когда разные ведомства занимаются разработкой нормативной базы для каких-то одних и тех же параметров, что вносит сумятицу и неразбериху из-за появления дублирующих друг друга или, наоборот, взаимоисключающих норм, препятствует обеспечению требований безопасности строящихся объектов. Такое положение дел просто недопустимо, поскольку не позволяет участникам рынка нормально ориентироваться в действующих строительных нормах и правилах, а мы пока, к сожалению, не можем полностью этому препятствовать.

— Близится День строителя. Что пожелаете тем, кто трудится в российской строительной отрасли?

— В преддверии нашего профессионального праздника хочу поблагодарить коллег за ударный труд, за достигнутые по итогам 2015 года показатели объемов жилищного строительства, 85, 3 млн.кв. м – рекордная цифра, даже в сравнении с массовым строительством советского периода!

В строительном комплексе России сегодня трудятся 5,5 млн. человек, каждое рабочее место в строительстве – это дополнительная занятость еще 2-3 человек в смежных отраслях экономики. Вместе — это целая армия профессионалов, чей созидательный труд направлен на благо наших соотечественников, наших родных и самых близких, на создание для них комфортных, цивилизованных условий жизни, на развитие и конкурентоспособность строительной отрасли, экономическое благополучие нашей страны, которую мы строим сообща, продолжая добрые трудовые традиции наших предшественников.

Я поздравляю строителей, проектировщиков, изыскателей, архитекторов, производителей стройматериалов, всех, связавших свою профессию со строительством, с Днем строителя! Желаю всегда достигать намеченных целей! Успехов нам, реализации планов, новых проектов и мудрых решений на благо стройкомплекса России!