Велосипедная эйфория саратовцев, связанная с открытием велодорожек, долго не продлилась. Мало того, что сами по себе велодорожки не отличаются ни качеством исполнения, ни протяженностью, так еще и сама городская среда добавляет препятствий.
Для любителей ездить по краю проезжей части (а велосипедист имеет на это право) крайне важно обращать внимание на «ливневки» по пути: дело в том, что в некоторых местах сливные коллекторы отсутствуют. Или, что не менее опасно, закрыты решетками с большим расстоянием между прутьями. Опасность в данном случае в том, что попадание колеса в подобный промежуток стопроцентно обеспечивает полет ездока через руль. А если это случится на большой скорости…
Вообще, эти решетки – больная тема для коммунальщиков. Которые, впрочем, смотрят на ситуацию с несколько другой стороны.
— «Небезопасные» для велосипедистов решетки, о которых вы говорите, имеют ряд преимуществ: они не препятствуют сбросу воды, меньше забиваются, реже ломаются и стоят дешевле — из-за меньшего количества металла. Поэтому и используются. — рассказал корреспондентам ИА «ЖКХ64» источник в МУП «Водосток».
«Самодельные» же конструкции приходят в негодность значительно чаще, а о скорости их засорения можно судить по рекам, в которые превращаются дороги Саратова во время дождя. Но еще хуже дело обстоит с кражами решеток. Такие случаи происходят постоянно, и требуется много времени для ликвидации последствий кражи. По словам сотрудника МУП «Водосток», с которым нам удалось побеседовать, пока не поступят жалобы от местных жителей или очевидцев, зафиксировать факт отсутствия решетки крайне сложно из-за ограниченного штата организации. А для устранения проблемы нужно дополнительное время на покупку, доставку и установку, что на практике иногда занимает месяц.
Кстати, о кражах. Чтобы подобных случаев стало меньше, директор МУП «Водосток» Александр Янклович еще в прошлом году заявлял о замене привлекательных для воров чугунных решеток на стальные, которые скупщикам задорого не продашь. Но пока на саратовских улицах сталь и чугун идут вперемешку. Процент замены нам помогла узнать у руководства МУПа пресс-служба администрации Саратова:
— Всего по Саратову насчитывается порядка 12 тысяч ливневых решеток. На стальные из них заменена примерно одна треть. Замена проходит в рабочем порядке, только в случае кражи: там, где похитили чугунную, взамен устанавливается стальная. Подобная замена практикуется примерно с 2010 года (получается, что всего за пять лет в Саратове разворовали и сдали на чермет треть ливневок! — прим. ред.). До 2010-го взамен похищенных пробовали устанавливали такие же чугунные решетки, но специальным образом их приваривали – однако воришки как-то наловчились их отковыривать, поэтому от данной практики отказались. — официально сообщили в «Водостоке».
Решетки ливневок, что неудивительно, воруют в основом на тихих улочках, где меньше машин и публики. А вот основные городские магистрали от этого явления редко страдают, поэтому там сохранились первоначальные решетки из чугуна, которые и представляют опасность для велосипедистов. Не все без исключения — но часть из них, определенной конструкции. Парадокс, но ездить по тихим проулкам с «безопасными» ливневками для велосипедистов оказывается безопаснее, чем по центру города. К примеру, по улице Московской, которую мы подробно изучили на предмет ливневок.
Всего на центральной улице Саратова установлено 150 ливневых решеток:
из которых 33 — «стальные»:
еще три — полимерные:
А вот и «опасные» для велосипедистов решетки, разновидность чугунных:
Замена их на более безопасные для двухколесного транспорта вряд ли помешает воде также стремительно уходить во время дождя. Напомним также, что езда на велосипеде по полосе, предназначенной для общественного транспорта, запрещена по ПДД.
Ниже представлена интерактивная карта опасных для велосипедистов участков на Московской: