Жить в российских городах в ближайшее время станет комфортнее: с улиц исчезнут высокие тротуары, на которые сегодня не в состоянии забраться ни пожилые люди, ни мамы с колясками, а из подъездов домов — скользкая плитка, травмоопасные тяжелые железные двери и узкие лифты.
О революционном изменении городского пространства в рамках проекта по обеспечению безбарьерной среды «Российской газете» рассказала заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, председатель межведомственной рабочей группы по подготовке предложений о совершенствовании законодательства, новых подходов и практических решений по созданию безбарьерной городской среды РФ Елена Сиэрра.
— Елена Одулиовна, согласитесь, жить во многих наших городах сегодня не только не комфортно, а даже иногда и опасно. Ситуацию надо менять как можно скорее, но как?
— Я согласна. Посмотрите на освещение в некоторых подъездах — вечером бывает так темно, что можно споткнуться и получить травму. А пешеходные зоны и подземные переходы во многих городах сконструированы таким образом, что их трудно преодолеть здоровому человеку, что уж говорить об инвалидах и детях.
Квадратные метры мы научились строить, но теперь их надо сделать качественными и доступными. И не только их, а всю городскую среду вокруг. В связи с этим систему надо менять — и начинать надо с актуализации правил строительства и проектирования. Речь о жилых домах, магазинах, спортивных и социальных объектах, подземных переходах, дворах и так далее.
Минстрой еще в 2015 году начал работу в области технического регулирования и нормирования данной сферы в рамках ратифицированной Российской Федерацией конвенции о правах инвалидов. Всего для обеспечения безбарьерной городской среды до конца этого года будет принято или актуализировано 15 сводов правил, обеспечивающих доступность объектов и услуг. Есть те, которые носят рекомендательный характер, а есть обязательные. Например, «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», который был разработан к Олимпиаде. Доработанный вариант этого свода правил применяется как во время строительства стадионов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, так, в общем-то, и ко всем вновь возведимым объектам капитального строительства с 1 января 2016 года.
Десять сводов правил уже были актуализированы в 2015 году. А завершение работы по актуализации всех 15 сводов правил запланировано на конец года.
— Появление новых правил сделает комфортнее жизнь не только инвалидов, как я понимаю. Другие жители городов скажут за это «спасибо».
— Конечно, мы говорим не только об инвалидах. К маломобильным группам населения, ради которых мы и задумали менять городскую среду, относится порядка 60 млн. россиян. Это и пенсионеры, и беременные женщины, и мамы с колясками, и маленькие дети. Это и другие жители города, которые ограниченные возможности получили на время, ведь каждый из нас может случайно сломать ногу, руку…
— О каких конкретно изменениях идет речь?
— Начну с жилых домов. Помимо тусклого освещения, о котором я уже сказала, опасения вызывают слишком тяжелые двери. Для сохранения тепла в подъезде не редко устанавливают доводчики в виде спиралей, которые закрываются настолько быстро, что человек получает удар в спину. Будут изучены все проблемные моменты. Мы же не хотим в дальнейшем еще больше увеличивать количество маломобильных граждан.
Поменяют и слишком скользкую плитку, и крутые пандусы.
Если нет возможности оборудовать удобный съезд, правила допускают установку механических подъемников. Выход всегда можно найти.
Новые правила устанавливают ширину дверных проемов, высоту поручней. В тех подъездах, где живут инвалиды по слуху, необходимо устанавливать специальные домофоны, оборудованные сигнальной лампочкой. В домах с жителями, которые плохо видят, должны быть надписи и указатели, с надписями шрифтом Брайля. Во многих зданиях социальных учреждений и органов исполнительной власти, кстати, уже сейчас начало появляться голосовое сопровождение — лифт «объявляет», на какой этаж едет.
Раз уж заговорили о лифтах, скажу, что вход в кабину должен быть такой ширины, чтобы в него могла войти инвалидная коляска. В новостройках прошлых лет сегодня, к сожалению, нередко можно увидеть ну очень узкие лифты.
Что касается объектов социальной инфраструктуры — детских садов, школ, банков, то они тоже должны быть комфортными для всех групп населения. Будь-то инвалид на коляске или пожилой человек.
Теперь об улице. Если сейчас высота бордюров в некоторых дворах превышает все мыслимые и немыслимые размеры, то в будущем планируется создавать комфортные пешеходные зоны. Разрабатываемые сейчас Минстроем России совместно с АИЖК стандарты по благоустройству городских территорий, предполагают формирование широких пешеходных зон, защищенных от парковки машин, и достаточно широкими, чтобы могли разъехаться хотя бы две детские коляски. Ясно, что часто небезопасны и пандусы в подземных переходах, которые сегодня подчас могут преодолеть лишь каскадеры. Их тоже необходимо менять.
Все это будет модернизировано, но с одним условием — внешне должно быть красиво, чтобы и эстетически изменения воспринимались жителями положительно.
— Понятно, что обязанность сделать новые жилые дома безопасными и удобными ляжет на плечи застройщиков, дом без пандусов и широких лифтов не пройдет экспертизу. А кто будет финансировать замену плитки и дверей в уже существующих жилых домах?
— Обязательные требования по приспособлению под нужды маломобильных групп населения подъездов будут введены в программы капитального ремонта.
Мы понимаем, что нам досталось достаточно тяжелое наследие, потому что в Советском Союзе особого внимания нуждам маломобильного населения при градостроительном планировании и проектировании не уделялось. И сейчас мы можем это исправить только в рамках региональных программ капремонта. А потом проследить, чтобы эти требования неукоснительным образом соблюдались.
— То есть у россиян вырастут взносы на капитальный ремонт?
— Ни в коем случае! Во-первых, софинансирвоание может быть со стороны региональных и муниципальных бюджетов. При этом предполагаемые изменения в старом жилом фонде должны соответствовать «разумному приспособлению». Мы ввели это понятие в нашу нормативную документацию. И на самом деле, это не такие уж большие средства. Например, в рамках капремонта все равно меняют лифты, так почему бы не поставить современные? Они ненамного дороже, зато удобнее и прослужат дольше.
Когда мои дети еще были маленькие, я жила в домах с узкими лифтами, и мне надо было быть очень ловкой, чтобы вместе с коляской туда поместиться. Был еще один вариант — берешь коляску и тащишь ее на свой этаж. Разве это удобно? Теперь у россиян, наконец-то, появилась возможность установить широкие кабины. Сегодня они должны отвечать современным требованиям безопасности и комфортности.
В России ежегодная потребность в лифтах составляет порядка 35 тысяч. Кроме того, в жилых домах работают более 150 тысяч лифтов, отработавших назначенный срок службы — 25 лет, которые необходимо заменить на новые до 2020 года. Так что есть задел, за счет которого можно начать создавать доступную среду.
Домофоны с лампочками и плитка с нескользящим рисунком вообще не отличаются по цене от обычных.
— Но есть же и такие дома, где ввиду их конструкции невозможно оборудовать пандус. Что делать в таких случаях?
— Стоит отметить, что приспособление домов из старого жилого фонда будет производиться по заявлению жильцов-инвалидов. Будут создаваться комиссии трех уровней — муниципальные, региональные и федеральные. Они рассматривают возможность приспособления с двух сторон: возможно ли переоборудовать квартиру или подъезд технически, и насколько это экономически выгодно. Если технически возможно (съемные пандусы, подъемные платформы), но стоит это так дорого, что проще переселить инвалида в новый дом, то это выходит за рамки того самого «разумного приспособления».
А если технической возможности установить поручни, пандусы нет, то комиссия выдаст заключение о невозможности приспособления помещения в рамках разработанных норм и тогда, данный вопрос будет передан на рассмотрение региональным или муниципальных органам исполнительной власти. Вполне возможно россиянина с ограниченными возможностями будет проще переселить в новое жилье. В новых домах таких проблем не будет, потому что свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» стал обязательным уже с 1 января 2016 года.
— А что с коммерческими магазинами? За чей счет будут переоборудованы они?
— Ну, во-первых, они должны быть заинтересованы в своей клиентуре и по собственной инициативе подстраивать пространство под покупателей. Сейчас ассоциация рестораторов — самые активные наши партнеры в этом вопросе. Говорят, что заинтересованы в том, чтобы их клиентам было хорошо, чтобы они возвращались.
Если же сейчас такого желания нет, то со временем точно появится. Кроме того, когда зданию, в котором находится магазин, понадобится капитальный ремонт, то эти работы никто не примет без выполнения правил по обеспечению доступной среды.
— Уже сейчас многие городские власти меняют среду, но делают это явно неумело. Иногда это приводит к курьезам: в Интернете «гуляет» фото с объявлением, написанным шрифтом Брайля, которое повесили под стекло.
— Да, такая проблема существует. В одном случае муниципалитеты делают все для «галочки», не задумываясь о реальном комфорте россиян. В другом случае — улучшают среду по своему наитию, но это не всегда отвечает требованиям и не всегда разумно. Конечно, единых правил проектирования пока нет. Когда они появятся, эту проблему можно будет решить.
В данный момент мы всячески стараемся помочь нашим проектировщикам в применении уже измененных или новых нормативов. Например, 1 ноября наше подведомственное учреждение ФАУ «ФЦС» проведет научно-практическую конференцию «Проектирование комфортной, безопасной и доступной среды. Актуальные вопросы нормирования», на которой будут рассмотрены вопросы практического применения норм проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, связанные с обеспечением доступной среды для маломобильных групп населения.
Одновременно ведется и стратегическая работа по поиску системного решения проблемы. На последнем совещании с участием советника Президента Российской Федерации Александры Левицкой и главы Минстроя России Михаила Меня мы как раз обсуждали, что все требования, связанные с доступностью и мобильностью, должны быть унифицированы и соответствовать техническим требованиям, установленным в нормативно-правовых актах. Кроме того, они должны быть гармонизированы со стандартами, разрабатываемыми АИЖК по благоустройству города. А пока мы в начале пути и, к сожалению, людям еще приходится пользоваться переходами с опасными пандусами. Спуститься под землю мама с коляской еще сможет, а вот подняться без посторонней помощи практически невозможно. Иногда у нас вызывает недоумение, как такое может быть. С одной стороны, люди поняли, что надо устанавливать пандусы, с другой стороны, хотели как лучше, а получилось как всегда. Я всегда предлагаю: «Попробуйте сами. Вы установили, а теперь на себе поэкспериментируйте, у вас получится преодолеть эти американские горки?»
— А штрафы будут предусмотрены для тех городских властей, которые продолжат «экспериментировать» на здоровье людей?
— Ответственность за это, конечно, можно предусмотреть. Но мне кажется, она не понадобится, потому что ни один проект «для галочки» больше не пройдет. Как только требования будут утверждены, никакая экспертиза не пропустит объект — школу, переход или дом без учета требований по доступности. В Минстрое создана межведомственная рабочая группа, в которой участвуют сообщества инвалидов. Мы обсуждаем не только проекты новых нормативов и правил, но и развитие доступной среды в регионах. О любых нарушениях сразу же станет известно общественности. Вот такой двойной контроль.
— В Минстрое сейчас разрабатываются сразу несколько программ, направленных на развитие городской среды. Зачем так много?
— Все они необходимы и должны дополнять друг друга. В рамках проекта «ЖКХ и городская среда» выделены две ключевые задачи — создание комфортной городской среды и обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг. Работать над первой задачей мы будем по трем направлениям: оперативные меры, системные изменения подхода к благоустройству и поддержка конкретных проектов в этой сфере.
Елена Домчева / «Российская газета»