«Привокзальные страдания» или почему перевозчики не хотят покидать насиженных мест

"Привокзальные страдания" или почему перевозчики не хотят покидать насиженных мест

В начале декабря руководители недавно образованной организации саратовских перевозчиков обратились за помощью к областному прокурору: по мнению подписавших обращение руководителей компаний «Ной-64» и «Властелин» в настоящее время неустановленные лица, поддерживаемые городской администрацией и Общественной палатой региона, осуществляют рейдерский захват их бизнеса. Как указывается в обращении, эта незаконная деятельность маскируется попытками освободить Привокзальную площадь от лишнего транспорта для проведения ее реконструкции. Перевозчикам предлагается перебазироваться на территорию «Саратовского автовокзала», что, по их мнению, приведет к полному прекращения функционирования их бизнеса.

С чего все началось

Несмотря на то, что в своем обращении к прокурору перевозчики указывают октябрь 2015 года как отправную точку начавшегося на них давления, реальные жалобы саратовцев на творящийся на Привокзальной площади беспредел стали в большом количестве поступать где-то с 2010 года – когда появились и оформились интернет-площадки, на которых стало возможным обсуждать имеющиеся в городе проблемы. С точки зрения рядовых саратовцев междугородние перевозчики своими автобусами создавали серьезные помехи автомобилям и пешеходам. В частности, указывалось, что посадка-высадка пассажиров никак не регламентируется и нередки случаи, когда людей высаживали с их вещами прямо на проезжую часть, не обращая внимания на движущиеся вокруг мишени. Также поступали жалобы на шум, исходящий от автобусов и пассажиров, остающийся после них мусор, облака выхлопных газов и прочие неудобства. Так или иначе, к 2015 году у горожан (а особенно у жителей близлежащих домов) сложилось твердое убеждение, что автобусы с Привокзальной площади необходимо убирать.

Примерно в это время, осенью 2015 года, проблема Привокзальной площади начала обсуждаться в Саратовской городской думе и на страницах СМИ. Было заявлено о грядущей реконструкции железнодорожного вокзала и прилегающих к нему территорий. На данных участках с переменным успехом стали постепенно ликвидироваться объекты незаконной торговли, постепенно дело дошло и до перевозчиков. Сначала их ограничили в возможности свободны высаживать пассажиров, где придется, а потом начали предлагать другие варианты места расположения их компаний. Общественная палата Саратовской области провела несколько рейдов, чтобы разобраться в этой проблеме. Воспользовавшись тем, что проводивший рейды Евгений Лузановский позволил себе не вполне корректные замечания о деятельности перевозчиков, те, сначала подали иски о защите своей деловой репутации, а потом выступили с заявлениями о том, что не дают работать и хотят захватить их бизнес, полностью уничтожив таким образом пассажирские перевозки в области. По сути, все претензии перевозчиков сводятся к одному постулату: «СарАвтовокзал» находится в предбанкротном состоянии, и если перевести туда деятельность компаний «Ной-64» и «Властелин», то их постигнет та же незавидная судьба. Почему же компании, которые организуют до 200 рейсов ежедневно, считают, что простая передислокация может привести к такому печальному результату?

Особенности бизнеса

Транспортные перевозки, на самом деле, очень сложно устроенная и организованная отрасль: предприятия обязаны проводить проверки технического состояния своих зданий, подвижного состава, следить за здоровьем водителей, антитеррористической и противопожарной безопасностью и так далее. В случае какого-либо ЧП, перевозчики несут за него ответственность и выплачивают компенсации пострадавшим. У них есть четкое расписание и график движения автобусов, установленные места посадки и высадки пассажиров, они обязаны участвовать в муниципальных и областных конкурсах на маршруты, а также действовать в рамках установленных тарифов, в том числе и для льготников. Все это довольно дорого, так что прибыль у перевозчиков, действующих в рамках закона, сравнительно невелика.

Однако всех этих сложностей и убытков можно легко избежать, если выступать в качестве не регулярного перевозчика, а работающего по заказу. К заказным перевозкам требования намного мягче, главным образом потому, что законодательство предполагает разовую перевозку пассажиров. Главное, чтобы фирма, занимающаяся заказными перевозками, имела соответствующее уведомление на право выполнения заказных перевозок и некоторый исправный подвижной состав. Благодаря этому удается избежать множества затрат: на залы ожидания, способные вместить большое количество пассажиров, медпункты, комнаты матери и ребенка, установку видеокамер, рамок металлодетекторов, обустройство остановочных пунктов на улице и так далее. А избавившись от этих затрат, можно снизить цену на билеты, получив таким образом преимущество перед конкурентами. В настоящее время у «Властелина» точка продажи билетов располагается в помещении на первом этаже жилого дома, а у «Ной-64» — на арендованной у стадиона «Локомотив» площадке, где построен небольшой павильон. Способны ли эти помещения вместить всех пассажиров, если компании в день организуют до двухсот рейсов? Вопрос остается открытым.
Также расходы на бизнес можно сократить, выступая не столько в роли перевозчика, сколько в роли посредника между перевозчиком и пассажиром. Похожая схема сейчас используется в такси – вы заказываете поездку, а выполняет ее не сама фирма, а частник на своем автомобиле. «Ной-64» и «Властелин» также пользуются услугами таких частников: на билетах, купленных в их областных кассах, под общим логотипом компании указан индивидуальный предприниматель, на автобусе которого пассажиры и отправятся к пункту назначения. Соответственно, затрат на содержание подвижного состава компании-диспетчеры также лишены.

Особенности качества

Отсутствие большого числа затрат, которые имеются у большинства регулярных перевозчиков, позволяет устанавливать более низкие цены, нежели у «конкурентов». Однако, низкая цена – практически единственное преимущество, которое у них есть. В этом легко убедиться, если почитать отзывы людей, воспользовавшихся услугами данных перевозчиков. Основные претензии: грубость и хамство персонала (водителей и кассиров), грязь в салонах, неисправность автобусов, поломки и ДТП.

«Очень недовольная этой компанией!!! Цена билета из Саратова до Б. Карабулака 100 р., а до Садовки 230 р.(километраж одинаковый). В обратную сторону цена зависит от водителя, начиная от 150 р. Кассиры ужасные грубые хамки, на мой вопрос предоставить жалобную книгу, практически была послана. Руководство этой компании, вы где?! И куда смотрите?!» — пишет в интернете женщина по имени Елена.

«Грубость и хамство кассиров уже достало, рейсы постоянно отменяют из-за нерентабельности, плевать им на запланированный день людей, комфорт автобусов оставляют желать лучшего. Очень жаль, что мало конкурентов у компании», — пишет еще одна жительница области Алена.
Возмущаются и сельские жители.

«Раньше ездили микроавтобусами этой компании и горя не знали. Теперь же непонятно по каким соображениям перестали продавать билеты до сёл. Мы ездим из Саратова до Большой Осиновки, при этом приходится покупать билеты до самого Аткарска, хотя мы не доезжаем до него 30 км. Вопрос: почему мы, жители села, должны испытывать эту дискриминацию от компании «Ной» на своей шкуре, постоянно переплачивая за поездки? Может быть, уважаемые работники компании «Ной», до вас дошли слухи, что здесь живут очень обеспеченные люди? Увы- пенсионеры и безработные. И после этого вы утверждаете, что вы работаете для людей, ни в грош ни ставя их интересы? Получается, что вы думаете исключительно о наживе. Мы, жители села Большая Осиновка, крайне возмущены таким наплевательским отношением!» — возмущается жительница Аткарского района Ольга.

«При посадке в Саратове полнейший бардак, приходиться ходить искать свой автобус, им трудно ставить таблички с временем, например. На одно время бывает два автобуса, сядешь, оказывается это не тот, и опять вынимать багаж. идти в другой. А там нет указанного в билете места, и приходиться пробираться против потока садящихся других пассажиров с сумками в руках и идти уточнять к тому, кто типа контролер и который мышей не ловит.
А один раз ехал в Москву, с самого Саратова за спиной орали пьяные дибилы-гопники, то в туалет просили-требовали остановить, то просто водил обзывали. А водилы просто делали замечание. Потом на полдороге примерно все-таки они водил достали, их высадили и сдали полиции, хотя надо это было сделать намного раньше»
, — сообщил о своей поездки житель Саратова Виктор.

Не стоит также и забывать ДТП, в которые попадают автобусы компаний. Одно из последних произошло в июне 2016 года в Калининском районе области: в вылетевшем в кювет автобусе находилось 42 пассажира, из которых пострадали 12 человек, причем четверо были госпитализированы в больницу. В качестве причины ДТП была названа «неисправность рулевого оборудования».

Особенности конкуренции

Работая под маркой заказных перевозок, «Ной-64» и «Властелин», по сути, являются регулярными перевозчиками, конкурируя на этом поле с официальными перевозчиками. Однако конкуренция получается не самая честная: как мы уже указали, цена на их услуги обычно значительно меньше, что делает их более привлекательными в глазах потребителей. Не разбирающийся в хитросплетениях отечественного законодательства среднестатистический пассажир купит тот билет, который дешевле, к сожалению, практически не задумываясь о своей безопасности, гарантиях и прочих вещах, о которых люди вспоминают только тогда, когда беда уже пришла. В результате, организации, занимающиеся официальными регулярными перевозками, получают все меньше и меньше прибыли и, в конце концов, банкротятся, не имея возможности соперничать с недобросовестными конкурентами. В результате, только в 2015 году прекратили свое существование 12 подобных компаний в 11 районах области, многие находятся в предбанкротном состоянии. А ведь официальные перевозчики – это не только гарантии безопасности, это возможности льготного проезда. Это некоторые, возможно убыточные маршруты, которые потом покрываются из областного бюджета. Что же случится в случае их исчезновения? Скорее всего часть маршрутов вымрет, как экономически нецелесообразные, и ряд населенных пунктов потеряет транспортное сообщение с внешним миром. А ведь давно известен старый постулат: село живет до тех пор, пока в него ходит автобус.

Итоги

Так почему же руководство компаний «Ной-64» и «Властелин» считают попытку их передислокации на территорию автовокзала рейдерским захватом? Скорее всего потому, что в данном случае им придется, что называется «выйти из тени»: организовать дело согласно законодательству, подчиниться многочисленным требованиям минтранса, взять на себя юридическую ответственность за последствия своих действий. Все это означает существенные затраты и резкое снижение прибыли. Вполне естественно, что никто не желает расставаться с деньгами как можно дольше. Именно поэтому и ведутся разговоры о рейдерском захвате, о банкротстве «СарАвтовокзала», о его ненадлежащем состоянии и другие отговорки. Остается надеяться, что, рассмотрев указанное в начале статьи обращение, новый областной прокурор Сергей Филиппенко примет во внимание все факты и вынесет решение в пользу жителей региона.

Софья АЛЕКСЕЕВА