Проблемы точечной застройки: попытка сохранить историческое лицо города или препятствование прогрессу?

Вчера, 27 февраля, в саратовском Доме архитектора прошел круглый стол по проблемам точечной застройки в историческом центре города. Поделиться своим видением проблемы пришли депутаты Государственной Думы Николай Панков, Михаил Исаев, бывший саратовский мэр Олег Грищенко, министр строительства и ЖКХ региона Дмитрий Тепин, председатель комитета по ЖКХ облдумы Сергей Нестеров, глава региональной ОПы Александр Ландо, глава Саратова Валерий Сараев, представители строительного бизнеса и архитекторы.

Необходимость в подобной дискуссии была вызвана тем, что во время своего последнего интервью саратовскому ГТРК спикер Госдумы Вячеслав Володин жестко раскритиковал идею точечной застройки вообще и в применении к своему родному городу — конкретно.

«Наши предки оставили нам замечательный город. Нам нужно сделать все, чтобы сохранить его. Фасады отремонтировать, в рамках точечных застроек не уродовать облик города. Говорил и еще раз повторю, точечная застройка — это такие «рваческие проекты на карман». Застройка высокой этажности исторической части, от которой город ничего не получает, несет одни проблемы. Нужно думать, что ты делаешь, и что оставишь тем, кто потом придет», — заявил в своем интервью спикер.

Следует отметить, что диалог по проблемам собственно точечной застройки оказался недолгим. Как оказалось, запретить или, наоборот, разрешить ее мешает отсутствие юридического понятия «точечная застройка». Прямо как в старом анекдоте про Вовочку, где главный герой в своей детской наивности удивляется, почему же некоторая часть тела есть, а вот слово, ее обозначающее, отсутствует. Поэтому бороться со строительством в историческом центре городская власть, по сути, не может, не имея никаких рычагов влияния на застройщика. Единственное, что еще может установить администрация — это высотность или этажность здания, но вот его внешний облик полностью зависит от фантазий архитектора и возможностей строителей.

«У нас нет рычагов отказать в строительстве. Мы вынуждены идти на нарушения. Как пример, площадка под строительство многоэтажки у Покровского храма на Горького. Мы сегодня находим надуманные проблемы, чтобы его остановить. Мы не можем ему отказать по закону», — прокомментировал ситуацию Валерий Сараев.

После того, как этот факт был утвержден, начался извечный диалог между «охранителями» и «прогрессистами». Позиция первых проста и обоснована: действительно, Саратову удалось сохранить в той или иной степени сохранности «старый город», что делает его довольно уникальным среди российских городов, часть которых серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны, и которые пришлось отстраивать заново. Сохранившиеся старинные здания действительно придают городу своеобразный шарм, не раз отмечавшийся гостями, и портить сложившийся облик города новыми зданиями было бы довольно глупо. В роли главного сторонника сохранения исторического облика города выступил глава областной Общественной палаты Александр Ландо, призывавший коллег «вспомнить о совести и гражданской позиции».

«Никто о совести не думал. Когда выдавали разрешение о рынке «Привокзальный» на Аткарской, никто не думал. То же самое — дома «Ямайки» и дома на месте «Ликсара». Прикрывались законом. Дом в аэропорту поставили и выстроили на этом участке! Все смотрели и молчали. Он строился несколько лет. Он же не появился в ночь с четверга на пятницу? Та же история по улице Питерская», — возмущался он, упирая на то, что никто из принимавших подобные решения так и не понес никакого наказания.

Но и обратную точку зрения, которой придерживаются в основном застройщики и часть архитектурного сообщества города, также можно понять. Прежде всего, далеко не все здания, доставшиеся нам в наследство с 19 или начала 20 века, являют собой ту или иную культурную ценность. Многие из них были, по своей сути, «типовыми домами», выстроенными и украшенными по сложившейся в то время традиции. Не все из них находятся в удовлетворительном состоянии: мало того, что часть домов давно не реставрировалась или реконструировалась, так они еще и были построены с применением дерева, что серьезно ослабляет конструкцию. Вячеслав Сараев признался, что городская власть с волнением ожидает весны, когда в результате таяния снегов придут в движение слои грунта, что может очень сильно повлиять на старые и ветхие здания. Денег же на то, чтобы привести все старые здания в историческом центре в порядок у города нет. Кроме того, нельзя забывать и о проблемах с коммуникациями, которые имеются у старых домов.

«Мы все привыкли восторгаться нашими старыми зданиями, проживая еще где-нибудь. Вместе с тем, те люди, которые действительно в них живут, сами были бы рады переехать в новые дома», — отметил председатель совета директоров группы компаний «Лепта» Яков Стрельцин, выдвинувший в ходе обсуждения предположение о том, что в вопросе строительства и сохранения исторического облика, стороны всегда могут найти некую «точку безубыточности», которая будет способна удовлетворить все затронутые интересы.

Одним из самых ярких выступлений в рамках круглого стола стала страстная речь экс-председателя комитета по архитектуре и градостроительству Владимира Вирича, заявившего, что с точечной застройкой бороться бесполезно, и остановить изменения облика города практически невозможно.

«Город — это не музейный экспонат, его нельзя накрыть колпаком. Нельзя сохранить таким, каким он был 100 лет назад. А почему сто? А почему не двести, ни четыреста?», — заявил архитектор, указав, что ставшие уже классическими здания Консерватории и Крытого рынка тоже являлись в свое время объектами точечной застройки.

«Что бы с нами не происходило, давайте воздержимся от сиюминутных оценок. Не нам давать городу оценки. Город будет существовать без нас», — подчеркнул в своей речи Вирич, подчеркнув, что главный городской архитектор должен быть в первую очередь творческим человеком, а не политическим менеджером, колеблющимся в угоду власти.

Что можно сказать. У каждой из точек зрения есть свои недостатки и достоинства. Сохранение исторического облика города, может обойтись в кругленькую сумму, которой у города попросту нет. Вместе с тем, следование точке зрения Вирича может привести к тому, что облик Саратова изменится кардинально, и далеко не факт, что исключительно в лучшую сторону. Более мудрой здесь кажется та самая, пресловутая «точка безубыточности», которая позволит избавиться от части уже отслуживших свое зданий, несущих угрозу окружающим, и позволит наполнить образовавшуюся пустоту новыми зданиями, вписывающимися в городской ландшафт.