Треснувшую стену одного из саратовских домов подперли бревнами, чтобы она не обвалилась. Точно такие же бревенчатые подпорки были установлены и внутри здания.
В минувшие выходные саратовских пользователей интернета до глубины души поразили опубликованные в одной из социальных сетей фотографии крайне своеобразного ремонта дома №66 по улице Клочкова. Взглядам удивленных саратовцев предстала некая конструкция из бревен, подпирающая с непонятной целью стену жилого дома. В результате корреспондент ИА «ЖКХ-64» отправился на «место происшествия», чтобы своими глазами увидеть это чудо инженерно-строительной мысли, и попытаться выяснить, кто же ответственен за его появление.
По прибытию по указанному адресу, была обнаружена стена дома, треснувшая от фундамента до крыши. Местами из нее выпали кирпичи, так что у окружающих сложилось впечатление, что дом может скоро рухнуть. По словам соседей под эту угрозу подпадают ванные комнаты и туалеты, расположенные как раз в этой части дома.
— Мы вообще не понимаем, как они там живут, – поделились своими впечатлениями соседи, сообщившие, что данный дом является бывшим общежитием завода «Серп и Молот».
Первоначально но на помощь нашему корреспонденту пришли пенсионеры из соседнего дома, с радостью ответившие на вопросы. По их словам, это не единственный разрушающийся дом в округе, и у многих «квартиры разъезжаются в разные стороны». На все вопросы о возникшей у соседнего дома конструкции пенсионерки со смехом отвечали «ну кое-как закрепили, чтобы не упало». Тем не менее, все они боятся, что огромный «кусок» дома может отвалиться в любой момент времени, и никакая подпорка это не предотвратит.
На вопрос о том, какая управляющая компания обслуживает дом соседи так и не смогли ответить, вместо этого рассказав про свою УК «Центр дом». Особенно их волновал вопрос оплаты ЖКУ, сумма которых достигает 6 тысяч рублей в месяц.
— Они как-то подошли к бабушкам на лавочке и попросили что-то подписать. В итоге мы утром просыпаемся уже под управлением «ЦентрДома». Куда мы только не ездили – и в прокуратуру, и в министерство коммунального хозяйства, но это все бесполезно, – горько подметила одна из пожилых женщин, перечислив основные проблемы своего дома: неотремонтированный подъезд, вход, текущие трубы. Лестных эпитетов для своей управляющей организации пенсионеры не нашли.
Теоретически, за состояние дома отвечает управляющая компания, сведения о которой можно найти как на подъездных дверях, так и на сайте «Реформа ЖКХ». Но в данном случае вышла промашка. Несмотря на то, что на табличках и даже на уважаемом сайте в качестве управляющей организации значится УК «Лучший дом», на деле все оказалось не так. Как нам сообщили в самой управляющей компании, контракт по этому дому истек, и теперь им занимается другая организация. Предоставить ее название нам так и не смогли.
— Какой-то «ЖЭК», — сообщила сотрудница «Лучшего дома».
Нашими корреспондентами были предприняты попытки дозвониться до управляющих компаний «Социальная ЖЭК», «ЖЭК Октябрьский», «Саратовский ЖЭК» и другими, в названии которых встречалась данная аббревиатура. Где-то нам отвечали, что данный дом в реестре компании не значится. А по многим номерам нам просто не ответили, в результате чего возникли вопросы вроде «а как вообще граждане могут дозвониться до вас в случае возникновения проблемы? » и «кто-нибудь вообще работает в вашей организации?».
В итоге нашему корреспонденту удалось найти жительницу злополучного дома, которая провела небольшую экскурсию по «проблемной зоне». Как оказалось, подпертая снаружи часть дома также снабжена деревянными подпорками, перегораживающими проход к душу.
Как призналась местная жительница Анна Иванова (фамилия и имя изменены — прим.ред), все жильцы делятся своими изощрёнными способами подобраться к душевой кабине, потому что бревна стоят крест-накрест от пола до потолка. Данное действо во многом напоминает кадры из шпионских фильмов, где герой пробирается в тайное помещение, минуя лазерную сигнализацию.
— С января у нас работает новая управляющая организация, до этого была «Лучший дом», но у них закончился год по тендеру. А новая компания пропала, — рассказала Анна нашему корреспонденту.
По ее словам представителей новой УК никто почти никто не видел, но тарифы у них относительно небольшие.
— Бывает раз в две недели приедет дворник подмести лестничные марши и впереди перед домом чуть-чуть мусор соберет. Когда был «Лучший дом», то они и уборщицу содержали, и дворника – двор всегда был чистый, лестничные марши. Было, правда, очень чисто, — рассказала Анна.
Больших успехов в управлении домом новая УК так и не достигла.
— У нас внизу течет канализация, туда приехали, что-то поменяли, скотчем трубу замотали – так она и течет. А как подпорки поставили, к этой трубе вообще не подлезть. Перед 23 февраля в бойлерной на сгибе потекла труба, чопик забили. Мы раньше бойлерную чистили, а теперь это невозможно. Сразу снова набежали бомжи, которые умываются и моются там. И прям в потолок из дыры, из-под чопика, вода била в потолок – мы бросили тряпку, чтобы в плиту не било, — рассказала Анна.
Большое количество проживающих в общежитии – это квартиросъемщики, которые не принимают участия в делах дома, как и собственники-арендаторы. Но при этом, по мнению жильцов, общая собираемость по дому не ниже 60%.
По словам Анны Ивановой, деревянное сооружение установила администрация Октябрьского района, договорившейся с фирмой «Каркас». Очевидно, что подпорка – это инновационный проект саратовской строительной фирмы.
— У нас стены стали заметно падать, душ ушел. Люди напугались и пошли в администрацию. Но потом совсем сильно плиты поехали, и мы уже вызвали МЧС. И после этого только стали все двигаться, поставили эти подпорки, — рассказала жительница.
В минувший понедельник, 6 марта, в дом приезжала прокуратура вызвать управляющую компанию, скрывающуюся от жильцов, но безуспешно. Похоже, управляющая организация телефонные трубки не берет в принципе. Сотрудники прокуратуры также не сказали жильцам ничего конкретного, пообещав, по возможности, помочь.
Анна Иванова рассказала, что жители уже давно пытаются доказать аварийность своего дома, но у них ничего не выходит.
— В 1998 году, когда завод «Серп и Молот» сдавал в город все дома поселка, наш дом не брали, потому что он уже находился в аварийном состоянии. И завод обманным путем в серединку впихнул наше общежитие, а те не глядя подмахнули. И нас после семь лет никто не брал на баланс, только в 2005 году удалось изменить ситуацию. А до этого просто ходили жаловаться в администрацию, — сообщила она.
Но сейчас всех собственников и жильцов дома №66 на улице Клочкова волнуют не «преданья старины глубокой», и даже не проблемы текущей канализацией и бойлерной. Они переживают, что их дом просто развалится. Каждый день жильцы теперь проверяют насколько сильно отошли плиты за ночь. Вся их жизнь сейчас – это перманентный мониторинг состояния дома. Каждый поход в душ – испытание на стрессоустойчивость. Нет никакой гарантии, что угол дома не обвалится в тот момент, когда они находятся в душевой. На свой страх и риск люди совершают водные процедуры, имея возможность следующие минуты оказаться под завалом кирпичей и злосчастных бревен.
— К нам ездят вереницы представителей и все фотографируют и фотографируют на телефончики, и говорят, что решать все будет первый замглавы администрации Октябрьского района Андрей Мозлов. Ну а когда «Каркас» поставил подпорки, то все заметнее пошло. Раньше дыры в туалете не было – сейчас дыра стала. И по углу трещина даже без замера видно визуально, что она с каждым днем все больше и больше, — рассказала Анна.
Согласно программе капитального ремонта Саратовской области, опубликованной на сайте регионального минстроя, работы с фасадами в доме №66 по улице Клочкова запланированы лишь в 2028 году, и достоит ли дом до этого времени, никто не знает. Также никто не может дать гарантии, что в рамках капремонта удастся заделать трещину в стене. Вполне возможно, что жильцам удастся добиться перенесения капремонта на более ранние сроки. Пока же районная администрация, по словам Анны, предложила жильцам лишь один вариант — найти новую управляющую компанию. Найдется ли в Саратове организация, готовая взять под свое управление дом, находящийся в таком состоянии, неизвестно.
Текст и фото: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ