И.о. начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области Андрей Зимин рассказал об итогах деятельности своего ведомства за прошлый год, жалобах саратовцев на свои управляющие организации и проблеме АТСЖ Ленинского района.
— Андрей Викторович, с каким количеством обращений вам пришлось столкнуться в прошлом году?
— Всего за прошлый год нами было получено 22 647 письменных обращений граждан. Непосредственно от заявителей – 8 103, еще 6 181 – от органов исполнительной власти. Из прокуратур районов города и области – 5 795. Основная их часть поступила из самого Саратова – 15 122 обращения.
— На что в основном жаловались граждане?
— Чаще всего к нам попадали жалобы по факту нарушения правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда – это около 8 630 обращений. Также люди жаловались на некачественное предоставление коммунальных услуг – 5 221 или же были несогласны с начисленной платой за коммунальные услуги – 2 708 обращений.
— И каков итог?
— Всего, по результатам проведенных нами инспекционных проверок на предмет соблюдения обязательных требований при определении и внесении размера платы за коммунальные услуги в 2016 году, был произведен перерасчет на сумму 4 926 620 рублей. И по вопросам правомерности начисления платы за жилищные услуги жителям был произведен перерасчет еще на 2 403 950 рублей.
— Проблемы с неправомерностью начисления платы за ЖКУ несомненно связаны с управляющими организациями. Сколько их в настоящее время функционирует на территории области?
— Сейчас приказами инспекции оформлено и выдано 337 лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В прошлом году мы выдали 77 лицензий. Реальную деятельность осуществляют 260-270 из них. Остальные, скажем так, «нулевые», которые получили лицензию, но в силу каких-то причин не приступили к управлению домами. Также в области еще действуют около 1200 ТСЖ и ЖСК. Большая их часть, конечно же, находится в Саратове, Энгельсе и Балакове.
— По поводу «нулевых» управляющих организаций не раз высказывались опасения, что они могут быть неким «запасным аэродромом» для нерадивых УК, лишившихся лицензией.
— Да, такие опасения высказывались, но у нас нет никаких правовых оснований для того, чтобы отказать им в прохождении лицензирования. Придется подождать, пока на них поступят какие-либо жалобы.
— Кстати, на кого чаще жалуются жильцы – на УК или на ТСЖ?
— Жалуются на всех. И жалобы бывают разные. Допустим, если у УК много домов из старого жилого фонда, то чаще начинаются жаловаться на качество обслуживания таких домов. В домах, где организовано ТСЖ, очень часто начинаются споры между жильцами и выбранным председателем. К тому же, следует отметить, что жалобы, поступающие от граждан, тоже не всегда способны прояснить ситуацию. Бывают случаи, когда автор жалобы даже не знает толком, как правильно называется его управляющая организация. Иногда нам даже приходится просить граждан, чтобы те посмотрели свои платежки и сказали нам точное название.
— В последнее время одной из актуальных проблем, с которыми обращаются граждане, стала подделка протоколов общего собрания.
— Да, и у нас тоже были такие случаи. Мы не так давно делали отчет, у нас зарегистрировано 50 случаев, когда мы направляли протоколы в правоохранительные органы, чтобы те провели проверку их подлинности. Кроме подделки протоколов еще возникают вопросы о наличии кворума при принятии тех или иных решений. Например, жильцы говорят, что дом заключил договор с некоей управляющей организацией, или УК повысила тарифы на содержание жилья, в то время как они за это не голосовали. После получения такого обращения, мы делаем запрос в Росреестр, получаем данные на дом и начинаем сверять имена и данные жильцов с теми, что представлены в протоколе общего собрания.
— И если они не совпадают или не было кворума?
— То тогда, как орган жилнадзора, мы обращаемся в суд и добиваемся отмены решения общего собрания. По итогам судебного разбирательства жильцам делают перерасчет или же разрывают договор с новой управляющей организацией, появившейся в их доме незаконно.
— Проблема подделки протоколов стала актуальной в том числе и в связи с ситуацией с АТСЖ Ленинского района. Скажите, разве такое крупное товарищество не должно было быть расформировано в соответствии с законодательством?
— В данном случае нет. Да, крупные ТСЖ, у домов которых нет общих земельных участков или инженерных коммуникаций, должны быть расформированы. Этот вопрос у нас находится на контроле, в этом году у нас запланированы 18 совместных с прокуратурой проверок. В настоящее время подобные проверки ведутся во Фрунзенском районе города, где находятся крупные ТСЖ-1, 2 и 3. Мы прекрасно видим, что дома у них разбросаны по территории всего района, никаких общих коммуникаций или компактного расположения там нет, так что по итогам проверок мы обратимся в суд с требованием их ликвидации.
Что касается АТСЖ Ленинского района, то она уже не является ассоциацией товариществ собственников жилья, а получила лицензию на осуществление предпринимательской деятельности и представляет собой обычную управляющую организацию. Поэтому подобное расформирование ей не грозит. Сейчас у нее заключены договора с 322-мя домами.
— А по поводу подделанных протоколов? Прокуратура сообщала, что было возбуждено 16 уголовных дел.
— Да, к нам поступала жалоба, что в августе 2015 года АТСЖ Ленинского района было проведено заочное голосование собственников по вопросам повышения тарифов на содержание жилья и способе управления домами. Нами проводились проверки, но, к сожалению, установить подлинность протоколов и бюллетеней или наличие кворума не представляется возможным: все эти документы, в том числе 55 тысяч бюллетеней были непонятным образом утеряны сотрудниками отдела полиции №7 после изъятия их из управляющей организации. Насколько мне известно, сейчас по данному факту возбуждено уголовное дело, в рамках которого следственным отделом по городу Саратову проводятся криминологические экспертизы. Сколько времени будет расследоваться это дело, к сожалению, сказать не могу.
— Насколько нам известно, ряд домов, находящихся под управлением АТСЖ Ленинского района, пытался рассторгнуть с ней договоры, проводил собрания, которые впоследствии были оспорены.
— Это уже судебное разбирательство между двумя хозяйствующими субъектами. Мы к этому практически никакого отношения не имеем. Мне кажется, что если управляющая организация намерена заключить договор с домом, которым управляет другая УК, то она должна обеспечить всю необходимую юридическую помощь, чтобы этот переход прошел с минимальным количеством проблем. К тому же, опять насколько я знаю, некоторым домам все-таки удалось выйти из АТСЖ Ленинского района.
— А каков правильный алгоритм действий, после проведения собрания, на котором было принято решение о заключении договора с другой управляющей организацией или создание собственной?
— После того, как собрание было проведено, его протоколы в течение пяти рабочих дней должны быть доставлены к нам, в Госжилинспекцию. По закону мы должны хранить их в течение трех лет. Чтобы все прошло нормально, то новая управляющая организация должна внести данные о доме и вывесить протоколы и договор в системе ГИС ЖКХ, предоставить протоколы и договор нам, плюс, не должно быть никаких судебных споров. В том случае, если они все-таки возникнут, мы приостанавливаем это решение жильцов и ждем решение суда. Все это время дом будет находиться под управлением старой управляющей организации. Если же все в порядке, то новая управляющая организация может приступать к своей работе сразу же после заключения всех необходимых договоров.
Подготовил: Антон ТУГУШЕВ