Вопросы жилищного хозяйства — одни из самых чувствительных для жителей России. Реформа ЖКХ приносит свои плоды – еще несколько лет назад эта сфера занимала первые строки опроса ВЦИОМ об основной проблеме в стране, а в опросах 2016 года она ушла из десятки главных проблем. Замглавы Минстроя и Главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис уверен, что сейчас многие вопросы отрасли как никогда близки к решению. В интервью корреспонденту «Известий» Инне Григорьевой он рассказал о скором появлении «золотого стандарта» качества услуг, расчистке рынка от недобросовестных управляющих компаний, вызове сантехника через мобильное приложение и о том, как граждане смогут заработать на новых специальных облигациях ЖКХ.
— Одна из самых важных ваших задач сегодня — реформирование системы оплаты услуг ЖКХ. Какие здесь будут шаги?
— Cейчас рассматривается несколько вариантов наведения порядка в системе оплаты ЖКХ, в первую очередь – введение прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Другая инициатива – замкнуть все платежи на государственную информационную систему (ГИС) ЖКХ. И Минстрой России, и участники рынка выступают против этого предложения. Во-первых, мы не согласны с любой монополизацией системы оплаты ЖКХ. Оплата жилищно-коммунальных услуг – это очень важная и чувствительная тема для людей, мы все платим за них ежемесячно, и повышение комиссии даже на долю процента увеличивает расходы. Поэтому здесь обязательно должен быть открытый, конкурентный рынок, что позволит повышать качество услуг и снижать их стоимость. Если за нас, как за клиентов, борются десятки банков и расчетных центров, то они предлагают акции и спецпредложения, стараются сделать свой сервис удобным. И эту борьбу важно сохранить. Во-вторых, ГИС ЖКХ должна, первую очередь, стать именно информационной системой, задача, которую мы перед ней ставим – повысить комфорт для потребителя, дать ему возможность голосовать на общем собрании онлайн и так далее. Но эта информационная система не должна стать очередным посредником в цепочке платежей — это наша принципиальная позиция. Нельзя, решая одну задачу, создавать одновременно еще несколько проблем.
— Ранее вы анонсировали, что бизнес сможет получить кредит под минимальную ставку в 5% для проектов в ЖКХ. Когда такой механизм заработает?
— Минстрой России совместно со Сбербанком разрабатывает коробочное (то есть включающее стандартный набор опций) кредитное решение. Если в регионе запускается концессия, которая соответствует установленным стандартам, концессионеру остается только провести техническое обследование и рассчитать финансовую модель, само соглашение и вообще все, что связано с юридическими аспектами, уже готово. И вот такие концессии, разработанные по эталону, банк сможет кредитовать по упрощенной процедуре – так как сделка прозрачная и понятная банку. Что касается ставки. Понятно, что банк не может давать кредиты ниже ключевой ставки, а если бы регионы имели возможность свободно повышать тарифы, господдержка была бы не нужна. Ни один банк не станет кредитовать предприятие себе в убыток, поэтому сниженный процент – это господдержка. Мы дадим каждому региону деньги на модернизацию, он вправе будет потратить эти деньги на субсидирование процентов по кредиту и подготовку проектов. Результатом должно стать обеспечение концессий с объемом инвестиций в десять раз больше, чем получено денег по господдержке. Мы готовы компенсировать часть ставки, чтобы подтолкнуть коммунальные предприятия к модернизации. Сейчас эта поддержка предоставляется в виде прямого финансирования, мы перестанем давать прямые деньги, но предоставим возможность получить дешевый кредит. Это оживит инвестиционную активность и позволит, не повышая тариф, привлекать кредитные ресурсы. От этого выиграют все: в отрасль придут деньги, потребитель получит качественную услугу без дополнительного повышения тарифа, банк вернет деньги, которые вложил. Уже половина регионов откликнулись и готовы забрать компенсацию процентной ставки на 6 млрд рублей.
— Сколько процентов вы возмещаете Сбербанку?
— Сбербанк в рамках коробочного решения, если концессия заключена положенным образом, готов давать кредит под 12-14% без каких-либо дополнительных залогов сроком до 15 лет. 12-14% — рыночная ставка, соответственно, мы готовы компенсировать любому банку, который будет кредитовать концессионеров, вот эту разницу сверх 5% — до 12-14%.
— Есть банки помимо Сбербанка, которые хотят включиться в эту программу?
— Да. ВТБ, Почта-банк, Газпромбанк, Альфа-Банк,«Российский капитал». Мы сейчас формируем окончательный вариант проекта постановления по господдержке, думаем над критериями для отбора банков, но мы не будем жестко ограничивать количество банков. Чем больше кредиторов будет готово поддержать коммунальную отрасль — тем лучше.
— На каком сейчас этапе создание института развития, который массово запустит систему инфраструктурных облигаций?
— Эти предложения обсуждаются. Позиция Минстроя России — мы хотим, чтобы появился институт развития, который собирал бы облигации по этим концессионным проектам, упаковывал в пулы, проводил секьютиризацию и брал бы на эти проекты деньги с фондового рынка. Не только западных инвестфондов. Нам кажется, что это будет очень серьезным правильным инструментом, который поможет привлечению в отрасль длинных денег, ведь проекты модернизации в ЖКХ – долгосрочные. За один год водоканал не построишь и не окупишь. Вторая часть, которой может заняться институт развития – небольшие пулы проектов для развития механизмов коллективных инвестиций. Мы хотим дать возможность и частным инвесторам делать такие коллективные инвестиции, чтобы не только крупные инвестфонды или пенсионные фонды могли вкладывать свои деньги в нашу отрасль, но и обычные люди, которые хотят вложить свои сбережения и получить гарантированный доход. Что такое ЖКХ? Это самый стабильный рынок – с постоянным потреблением, гарантированным спросом и высокой платежной дисциплиной. Потенциал городской инфраструктуры, с точки зрения инвестора, огромен. В июне с финансово-экономическим обоснованием предложения будут представлены в правительство.
— Сколько гражданин сможет заработать на таких облигациях?
— Рано называть конкретные цифры, этот вопрос еще прорабатывается, но проект точно должен быть доходным и ставка будет выше депозитной.
— С 1 июля будет очередное повышение тарифов ЖКХ. Во всех регионах оно пройдет равномерно? И будет ли разделение платежа по видам ресурсов?
— Рост стоимости общего коммунального платежа не превысит прогнозируемую инфляцию. Принято решение, что в новом макропрогнозе Минэкономразвития внутри платежа разделения по видам ресурсов не будет. Есть индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в нем электроэнергия, тепло, вода. И именно субъекты определяют, что и на сколько внутри платежа растет. Например, если идет модернизация водоснабжения, то тариф на воду может вырасти больше, но при этом, например, будет меньше тариф на электроэнергию. За счет этого баланса будет обеспечиваться развитие всех направлений. Поэтому правительство поддержало нашу инициативу, разделения внутри прогноза не будет.
— Недавно министр Михаил Мень сказал, что те компании, которые пришли управлять не домами, а деньгами жителей, нужно убирать, а качество сервиса должно расти. Означает ли это, что произойдет некая зачистка рынка управляющих компаний?
— Минстрой России предпринимает ряд мер по улучшению работы отрасли. Один из наших следующих этапов – внедрение стандартов сервиса. Мы все хотим, чтобы у нас были чистые подъезды, свет всегда горел, чтобы двор был ухоженным. Потребителям нужно, чтобы сантехник приходил в удобное для них время, и не приходилось ждать его по шесть часов. Для того, чтобы реализовать эти (понятные и справедливые!) желания, мы вводим стандарты сервиса в сфере управления жильем. В частности, у людей будет возможность вызвать сантехника в удобное для них время – и мастер будет обязан прийти точно в назначенный час. Мы хотим дать возможность вызвать сантехника, электрика и так далее в ночное время – сегодня у многих из нас график ненормированный, я, например, раньше 12 ночи с работы редко возвращаюсь, и как быть, если ремонт нужен срочно? Поэтому, пусть за дополнительную плату, но такая возможность у людей будет, чтобы протекающая раковина не затопила весь дом, пока человек ждет удобного времени для ремонта. Планируется создание сервисов с возможностью позвонить, сделать заявку, причем мы сделаем обязательной фиксацию заявок с последующим контролем качества их исполнения. Все акты о выполнении работ будут размещены на сайте ГИС ЖКХ, чтобы любой житель мог проконтролировать выполненные работы. Стандарты сервисов начнут внедряться уже этим летом, поэтому компании, которые на самом деле пришли не сервисом заниматься, а чужими деньгами руководить, уйдут с рынка. Это будет способствовать оздоровлению отрасли.
— Вы сказали, что услуга по вызову мастеров на дом будет платной. Планируется ли регулировать цену?
— Регулировать стоимость, на наш взгляд, не нужно. Задача Минстроя России – в силу законодательства предоставить такую опцию. А управляющая компания сама будет вынуждена конкурировать по цене, чтобы их услуги были востребованными. Если цена услуги за сантехника из управляющей компании, который приходит во внеурочное время, будет дороже, чем такой же вызов мастера из любого онлайн-сервиса, этой возможностью никто не будет пользоваться. Я убежден, что в ближайшие год-полтора мы увидим бум таких сервисов, когда через мобильное приложение человек сможет заказать у управляющей компании ту или иную услугу. Еще одна наша задача – предоставить гражданам право выбора управляющей компании. Сейчас поменять управляющую компанию не так просто, узнать, какая хорошая, а какая – нет, тоже непросто. В государственной информационной системе ЖКХ будет формироваться автоматический реестр, где люди будут голосовать за УК, на основании этих данных будет готовиться рейтинг компаний. А главное – через личный кабинет любой жилец дома сможет инициировать, например, собрание жильцов, и все решения будут юридически значимыми.
— Когда это все заработает?
— Первый блок сервисов ГИС ЖКХ уже работает. Все дома и все лицензии управляющих компаний в системе уже есть. До конца года должна быть размещена вся информация по отрасли в этой системе, затем будут запускаться дополнительные сервисы, в том числе и мобильные приложения. Что касается приложений УК – они уже и сейчас внедряются самими управляющими компаниями.
— Как Минстрой мотивирует коммунальщиков использовать в сфере ЖКХ высокие технологии?
— Мы сделали самое главное – дали возможность зарабатывать на применении высоких технологий, то есть если ты делаешь свою работу эффективнее, то экономия становится твоим заработком. Сейчас мы запускаем справочник наиболее эффективных технологий. Он сделан по принципу сервисов бронирования гостиниц, как booking.com, когда любой, кто имеет технологию, может на этом сайте зарегистрироваться, и свое решение опубликовать. Экспертный совет Минстроя определяет перечень технологий, которые можно назвать наиболее эффективными. Мы планируем, что следующим шагом, предоставляя льготные кредиты, мы будем требовать, чтобы в проектах применялись самые современные технологические решения.
— Когда будет готов справочник?
— Портал уже запущен в тестовом режиме, первые технологии уже опубликованы, он постепенно заполняется. Думаю, что к концу года мы увидим первые «бронирования» таких технологий.
— Какие меры планируются по благоустройству городской среды?
— Формирование комфортной городской среды – это масштабная задача, один из приоритетных проектов развития нашей страны. Из принципиально нового – мы сделали обязательным вовлечение людей в принятие решений. Любые объекты, которые попадают в программу благоустройства, должны проходить через процедуру общественного обсуждения. Если люди, выбирая между набережной, торговой площадью или привокзальной площадью, выбирают привокзальную, то она и будет благоустроена. Мы сейчас очень жестко контролируем регионы именно в части выстраивания такого диалога власти с людьми, нам не нужны безлюдные парки и набережные, задача – сделать города приятными и удобными для людей. Поэтому, если вы видите, что в вашем городе обсуждений нет, а решения власть уже приняла – сообщайте об этом в Минстрой России, такого быть категорически не должно.
— В регионах будут созданы сайты «Активный гражданин» наподобие московского?
— Централизованный сервис контроля проекта будет в ГИС ЖКХ, но каждый регион делает свои площадки для обсуждений. Где-то это сервисы, как «Активный гражданин», где-то форумы и анкеты на сайте администрации города или региона. «Активный гражданин» больше подходит для масштабных решений, которые касаются всего города. Но решения, например, как благоустроить двор, можно принять путем интерактивных обсуждений и последующих собраний собственников.
— Какие проблемы в отрасли сейчас главные?
— Я бы назвал не проблемы, а задачи. Я уже сказал, что у нас сейчас стоит задача повышения качества сервиса управления жильем. Внедрение стандартов сервиса, роста доли частных инвестиций и оздоровление рынка – это одна из главных задач. Также необходимо обеспечить максимальную прозрачность рынка. В сфере коммунальной инфраструктуры необходимо распространять успешные практики — мы будем это делать через масштабирование того, что уже сделано, например, через проект «Магазин верных решений», где мы, совместно с Агентством стратегических инициатив разработали пошаговое описание повторения успеха, через коробочные кредитные решения и через запуск института инфраструктурных облигаций. Должна получиться настоящая фабрика проектов. Также есть задача расселения аварийного фонда. С 2014 года по настоящее время удалось расселить 500 тысяч человек – из бюджета выделены целевые средства для решения это задачи, определен конкретный перечень домов, которые до конца года надо расселить. Нужно завершить этот важнейший и масштабнейший проект и запустить постоянно действующий механизм расселения аварийного жилищного фонда. Еще одна задача – «мусорная реформа». Сейчас мы едва ли не с нуля создаем современную систему обращения с отходами, это и нормальный сбор отходов, и их переработка. Страна должна стать чистой — на эту задачу у нас и субъектов есть два года. И наш глобальный вопрос – развитие городов. Сейчас мы начинаем с простого: с благоустройства дворов и создания хотя бы базовых общественных пространств, чтобы людям было где прогуляться. К концу года мы должны получить от каждого муниципалитета с населением свыше 1 тысячи человек пятилетние планы по благоустройству и правила благоустройства, и это станет стартом по-настоящему системной работы по развитию наших городов и сел.