Интервью главы Минстроя России Михаила Меня «Известиям» в рамках ПМЭФ

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень рассказал о реализации программы «Доступная среда», расселении аварийного жилья в Москве и регионах, а также о том, как решается проблема обманутых дольщиков.

— Какие ключевые темы по строительству и ЖКХ обсуждались в рамках форума?

— На всех сессиях меня обязательно просили рассказать о нашем приоритетном проекте развития городской среды, о благоустройстве дворовых территорий, об устройстве знаковых объектов в муниципалитетах. Я думаю, такой интерес связан с тем, что это первая программа, первый правительственный проект, где мы максимально вовлекаем население в принятие решения. Мы соединили все источники финансирования: средства федерального бюджета, средства регионов, которые все финансируют, получилось 42 млрд. В наше время это достаточно приличные средства.

Важное и знаковое для нас — подписание между Сбербанком и одним из муниципалитетов Тульской области по «коробочному решению», по привлечению концессионеров в управление ресурсами. Дело в том, что у нас сегодня проведена большая работа по изменению законодательства, по привлечению частных инвестиций в управление ресурсами. И это дало свой результат. Инвесторы идут, объявляются концессии, конечно, пока в крупных городах. Например, в Волгограде самая крупная концессия в Европе. Мы принципиально против того, чтобы управление ресурсами отдавалось в частные руки в прямом смысле этого слова — передавать в собственность инвесторам. Инвесторам, которые готовы браться за управление водоснабжением, водоотведением.

— Управляющим компаниям?

— Управляющим компаниям (УК), но не УК многоквартирных домов, потому что это отдельное регулирование. Это ресурсоснабжающие организации. Получается, что единственная форма, которую нашли большинство государств в мире, — концессия. Это передача во временное пользование, но в собственности этот ресурс остается у муниципалитета. Грубо говоря, у народа, у государства. Это очень важно, но в то же время в концессионном соглашении прописываются все зоны ответственности. Они четко распределены. Мало того, мы ввели третью сторону: не только муниципалитет и будущий концессионер, но и регион. Это важно по многим причинам. Определенные сложности были с кредитованием у потенциальных концессионеров, потенциальных инвесторов, и банки без интереса шли навстречу таким инвесторам. Мы долгое время работали со «Сбербанком», и сегодня готова так называемая «коробка», «коробочное» концессионное решение, по сути, оно типовое. Если инвестор в каком-либо муниципалитете приходит, изучает это коробочное решение и с данным решением приходит в соответствующее отделение Сбербанка на территории своего субъекта РФ, где он собирается работать как концессионер, то ему должны выдать кредит. Это очень важная история, прорывной элемент.

— Как идет реализация программы по расселению? Есть регионы-лидеры, которые хорошо справляются с программой, а есть отстающие, где нарастают жалобы и приходится менять губернаторов.

— Программа расселения аварийного жилья эффективно администрируется только в одном случае — если губернатор лично ее ведет. Если он отдал ее на откуп начальнику департамента и ниже, то проблемы неизбежны. Я проходил это, пробовал администрировать по-разному. Приходилось включаться в последний момент.

— Давайте вернемся к тем регионам, где губернаторы подключаются и держат все под контролем.

— У нас в рекордсменах Республика Ингушетия — регион не с самой простой экономикой, но с этой задачей они справились. Ингушетия и Калининградская область оказались в лидерах. Мы изыскали возможность, чтобы их стимулировать, председатель правительства уже подписал соответствующий распорядительный документ. Чтобы они уже начали работать над расселением аварийного жилья следующего этапа.

— Какого рода будут стимуляции?

Финансовые. Если вы помните последнее заседание государственного совета, президент поставил задачу — найти возможность стимулировать всех, кто выполнит задачи вовремя. Мы рассматриваем возможности для поддержки, но не хотим никого критиковать потому, что программа не кончилась.

— Кто в отстающих?

— Заранее могу сказать, что программа не кончилась, в сентябре она должна завершаться. Но при этом решением президента принято продление фонда содействия ЖКХ на год. Я рассчитываю, что несколько регионов, надеюсь, не больше 10, не уложатся в этот срок по объективным причинам. Есть, например, Амурская область, где действительно очень большой объем плюс чрезвычайные ситуации. Там действительно есть отставание. Есть Забайкальский край, где не выполняли взятых на себя обязательств по расселению аварийного жилья, и губернатор лишился своего поста. И сегодня новый губернатор, замечательная женщина, у нее есть желание и драйв, мы помогаем. Мои специалисты выезжают туда. Положительные изменения есть, но и некоторые сомнения все же. Тверская область у нас немного просела. Хотя шли неплохо. Будем смотреть, может, они как-то исправят ситуацию. Тыва – не очень хорошо. Я бы даже сказал, что Тыва попадет в сентябре в отстающие. Остальных пока не буду называть, потому что есть все-таки надежда. Еще все услышали сигнал от президента, который был дан на государственном совете. Надеемся, что будут ситуацию выправлять. В целом программа выполняется неплохо. Для этого, конечно, пришлось применять жесткие меры, вплоть до штрафов за невыполнение и лишения губернаторских постов. Было два проблемных региона: Забайкалье и Карелия. Если губернатор Забайкалья был лишен поста непосредственно по результатам невыполнения, то в Карелии чуть позже. Сегодня Карелия пока находится в зоне риска, но новая команда там пытается ситуацию выправить.

— Давайте вернемся в столицу, опять же к программе расселения аварийного жилья в рамках программы реновации. Пятиэтажки ведь нельзя называть аварийными?

— Нет, это абсолютно разные задачи. Потому что пятиэтажки на сегодня аварийными не признаны.

— Тем не менее, в вашем ведомстве готовятся поправки к программе реновации на стадии принятия закона?

— Да, мы готовили поправки вместе с нашими коллегами из профильного комитета парламента. Естественно, в тесном взаимоотношении с командой Сергея Семеновича Собянина, с московскими чиновниками. Пока не буду говорить 100% про все поправки, потому что парламентские слушания состоятся 6 июня. После дискуссии пакет поправок будет сформирован. Одно могу сказать, там будут вещи, связанные с поддержкой людей, чтобы минимизировать количество оппонентов данной программы среди людей, которые проживают в пятиэтажках.

— Многие считают, что происходящее в Москве затем распространится и на регионы. Рассматриваются ли подобные планы в других городах?

— Москва планирует реализовывать эту программу не только на бюджетные средства. Идея — запустить сначала своими возможностями, своим фондом, и уже на втором этапе привлекать представителей стройкомплекса негосударственного сектора. Это возможно по одной причине — экономическая целесообразность достаточно высока. Стоимость квадратного метра достаточно высока. И покупательская способность у людей, которые живут в Москве либо хотят приобрести жилье в Москве, достаточно высокая. В этой программе социальная составляющая по расселению и экономическая составляющая для окупаемости этих проектов. Может быть, еще три–четыре крупных областных центра могут частично посмотреть на что-то подобное.

Я много лет работал губернатором одного из регионов со сложной экономикой. Для города Иваново это практически невозможно. Потому что рентабельности не будет, а бюджетных средств нет. Так что, скорее всего, это Москва и какие-то крупные регионы с достаточно обеспеченной бюджетной системой.

— Какие регионы?

— Я сейчас назову, и мы испугаем жителей этих городов. Думаю, что мы дождемся первого этапа у Москвы, как получится диалог с людьми — это самое главное. Нельзя не учитывать определенную консервативность граждан. У моей мамы квартира в обычном панельном доме, я ее уговаривал. Говорил: мам, у меня возможности есть, неплохой задекларированный доход. Я могу помочь поменять маме квартиру на чуть получше. Она говорит: «Я не хочу. Я привыкла вот здесь, лучше помоги мне ремонт сделать». Это показатель того, что люди старшего возраста консервативны, и их порой сложно даже перемещать. Они привыкли: здесь магазин, здесь аптека. Мы очень рассчитываем на то, что наши коллеги из Правительства Москвы сделают это очень ювелирно. Чтобы не привлекать психологов потом. Можно, если действовать очень осторожно, очень мягко и очень корректно разговаривать с людьми. Нужно максимально разъяснять людям те преимущества, которые они могут получить. Преимущества-то бесспорные, но еще раз подчеркну, что о «позитивном консерватизме» людей нельзя забывать. Особенно людей старшего поколения. Для них переезд действительно является проблемой. Тем более, если люди удовлетворены своей квартирой. Это вопрос сложный и он лежит за гранью моих ведомственных обязанностей. Это серьезный психологический фактор.

— Вы упомянули, что обсуждаются программы поддержки населения на стадии подготовки поправок в законопроект, можете раскрыть тайну?

— Не буду пока говорить, потому что еще идут обсуждения.

— Какой круг вопросов?

— В первую очередь, процентное соотношение тех, кто за и кто против. Обсуждается тема, связанная с ипотекой. Если кто-то приобрел в ипотеку жилье в пятиэтажке, то как далее поступать с ипотечным кредитом. И, конечно, мы настаиваем на том, чтобы расселение было квартал в квартал. Людей беспокоит самое главное — чтобы их не отправили в новую Москву. Это логично. По этим блокам сегодня мы вместе с депутатами из профильного комитета, с командой правительства Москвы шлифуем эту инициативу. Надеюсь, 6 июня это будет обсуждаться на парламентских слушаниях.

— Вопрос по другой болезненной теме — рост тарифов ЖКХ. Может ли случиться такое, что тарифы будут не расти, а снижаться?

— У нас сегодня тарифы ЖКХ, которые регулирует ФАС при нашем определенном участии, ограничиваются инфляцией. Не сам тариф, а предельный индекс совокупного платежа гражданина. Сегодня мы смотрим на инфляционный процесс. Если мы когда-то выйдем на хорошие цифры, тогда и совокупный платеж не может превышать по закону.

— Проблема дольщиков решается как-то сейчас?

— Вот как раз новость подоспела к сегодняшней беседе с вами. Вчера Дмитрий Анатольевич (Медведев — прим. ред.) подписал соответствующий распорядительный документ, по которому все регионы по нашей методике должны ежеквартально отчитываться о ходе работы по ликвидации проблемных объектов, по закрытию вопроса с обманутыми дольщиками. Эта проблема чисто региональная. Я имею право так говорить потому, что я 8 лет возглавлял сложный регион. У меня не было ни одного обманутого дольщика в регионе. Это чисто региональная проблема, потому что муниципалитеты, как правило, подконтрольные губернаторам, не дают разрешение на строительство. Разрешение на ввод в эксплуатацию также выдают соответствующие строительные конторы. Все это находится в руках региональных властей.