По неизвестной причине в умах многих саратовцев сложилось стойкое убеждение, что управляющие организации – некие монстры, которые вольны творить что хотят и когда хотят, и никто не сможет стребовать с них ответа. На самом деле это далеко не так. И всевозможные управляющие компании, ТСЖ и ТСН – не страшные пришельцы из других миров, прибывшие поработить мирных граждан, а всего-навсего обслуживающий персонал, нанятый для того, чтобы в домах было тепло, светло, сухо и чисто. Тем не менее, ряд мифов настолько укрепился в подсознании, что изгнать его оттуда бывает практически невозможно. Но мы все-таки попытаемся.
Миф первый. Управляющая организация может получить под свой контроль любой дом по своему желанию.
Начнем с самого простого: каким образом в домах появляются эти управляющие организации. Это прописано в статье 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая четко указывает, что способ управления МКД может быть выбран исключительно собственниками жилья на общем собрании, где они примут решение, какая организация займется их домом – товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив или же управляющая компания. Еще один вариант – это назначение управляющей организации органом муниципальной власти, но только в том случае, если жильцы сами не смогли определиться, как вариант их больше устроит. Кстати, если впоследствии жильцов что-то не устроит, они вправе поменять свое решение, собрав новое собрание собственников. То есть, только от собственников зависит, какая управляющая организация будет заниматься их домом.
Миф второй. Сумма тарифов, которые предлагает управляющая организация является конечной.
После того, как в доме появилась управляющая организация, первое, что она предлагает – это установить тарифы. Многие опять считают, что предлагаемая УК сумма ежемесячных платежей является конечной. Нет. Как правило управляющие компании определяют для себя две планки – верхнюю, за которую они намерены работать, и нижнюю, за которую они опускаться не будут. Во многом эти суммы зависят от того, с какими поставщиками услуг у организации есть договоры или планируется их заключить. Так что не бойтесь вести диалог: у вас есть возможность снизить предлагаемую управляющей компанией сумму. В итоге получается, что именно от собственников зависит, какую сумму они будут платить управляющей компании каждый месяц.
Миф третий. Управляющая организация сама решает, что и как она будет делать в доме.
Кроме тарифов управляющая организация должна представить список работ, которые будут ею выполняться в рамках текущего обслуживания дома. Данный список также не является конечным, в него можно как добавить новые пункты, так и убрать те, которые покажутся собственникам жилья излишними. Так что именно собственники решают, какие работы будут вестись у них дома.
Миф четвертый. Управляющая организация сама решает вопросы капремонта.
Еще один важный вопрос, который обязательно должен быть поднят при заключении договора с управляющей организацией – это капитальный ремонт. Как известно, деньги на его проведения собираются двумя способами – в «общий котел», то есть на счет регионального оператора, или же на специальный счет дома. У каждого из этих двух вариантов есть свои достоинства и недостатки. В случае, если дом собирает средства на капремонт с помощью спецсчета, то ответственность по выбору подрядчиков и определению видов работ по капитальному ремонту возлагается на собственников жилья. Иногда эти функции берет на себя сама управляющая компания, но и она не имеет права заключать договора с подрядными организациями или тратить средства со спецсчета без соответствующего решения общего собрания собственников. Также собственники имеют полное право и даже обязаны контролировать ход ремонта и принимать работы.
Миф пятый. Управляющая организация не должна отчитываться о своей работе.
И самый важный момент: по истечению определенного периода времени управляющая организация должна собирать общее собрание собственников жилья для предоставления отчета о своей деятельности. Количество собраний и время их проведения обычно прописываются в договоре. Обычно оно проводится раз год. Нерадивые управляющие организации, как правило, вообще не проводят отчетных собраний, а более продвинутые делают отчет раз в квартал. На этих собраниях представители управляющей организации объясняют, что было сделано в доме, что – не сделано и по каким причинам, а также, что планируется сделать. На основании этих отчетов, жильцы домов и определяют, продолжать ли работу с данной организацией, или же следует выбрать новую. Именно собственники имеют право и должны контролировать работу своей управляющей организации.
Миф шестой. Работа управляющей организации – это тайна не доступная жильцам.
И еще – не бойтесь обращаться с вопросами в свою управляющую организацию. По закону все они – УК, ТСН, ТСЖ обязаны выставлять всю важную информацию о своей работе в сети интернет, а также отвечать на письменные запросы граждан. Если по каким-то причинам управляющая организация отказывается предоставлять вам ответы на важные вопросы – это повод обратиться в Госжилинспекцию или прокуратуру. Также это будет является одним из факторов в вопросе продолжения работы с данной УО – стоит ли доверять тем, кто не отвечает на ваши вопросы?
Мы представили вашему вниманию шесть мифов о работе управляющих организаций, которые прочно засели в головах у граждан. Как вы могли убедиться, большая часть из них – это выдумки, которые появились из-за того, что нерадивые управляющие организации пользуются незнанием людей и пробелами в законодательстве. Не бойтесь отстаивать свои права! И помните: основной рычаг давления жильцов на управляющую организацию – это общее собрание собственников жилья. В следующем номере нашего издания мы подробно объясним, как правильно организовать и провести такое собрание.
Текст: Антон ТУГУШЕВ
Если направить деньги в нужное русло, то ваши подъезды смогут выглядеть так: