В последнее время в сфере ЖКХ одна реформа идет за другой: приняли новую программу капремонта и добавили россиянам обязательные взносы, а теперь на очереди — лицензирование УК. Одновременно с этим в регионах страны проводится «коммунальный ликбез» — раз все решения должны принимать собственники, то нужно научить их разбираться в этих вопросах.
В Саратовской области, напомним, в 2013-м начались и в этом году продолжатся курсы для председателей Советов многокваритрных домов (при министерстве строительства и ЖКХ области). И результат, как отмечают специалисты, уже имеется: жалобы в Госжилинспекцию стали более грамотными.
А вот в Московской области задачу по воспитанию грамотных собственников воплощают в жизнь иначе: в этом году в 12 школах Подмосковья появился новый предмет «ЖКХ-ведение». Программа-минимум – после спецкурса школьники должны понимать, из чего складываются тарифы за коммунальные услуги. Обучают азам ЖКХ в основном старшеклассников, и коммунальные темы необязательно занимают весь урок. Их иногда «интегрируют» в другие предметы: к примеру, на уроке химии, изучая молекулу воды, учитель рассказывает про водоотведение.
«60% писем, которые приходят на электронный адрес губернатора области, касаются ЖКХ. Жители не понимают многих тонкостей отрасли. По собственному руководящему опыту знаю, дети – отличный проводник информации, у них благодаря урокам не будет устаревшего стереотипного отношения к ЖКХ, поэтому в будущем они смогут повысить общую культуру населения в вопросах пользования коммунальными услугами», — рассказал агентству Firstnews министр ЖКХ Московской области Павел Жданов.
А нужно ли такое новшество Саратовской области — стоит ли и нашим школьникам добавить уроки «ЖКХ-ведения»? Этот вопрос корреспонденты ИА «ЖКХ64» задали саратовским чиновникам. И выяснили, как они относятся к интересной инициативе.
Зампред правительства области Сергей Канчер, похоже, подумал, что мы шутим:
— Пусть школьники сначала арифметику с алгеброй выучат, — улыбнулся Сергей Васильевич. — Если они будут эти предметы знать хорошо и уроки культуры посещать, то в вопросах ЖКХ они разберутся.
Другие же официальные лица на неожиданный вопрос начали отвечать вполне серьезно.
— Любое просвещение, я считаю, несет собой положительную сторону, — комментирует главный государственный жилищный инспектор области Юлия Абрамова. — Недавно в СМИ прошел сюжет, что в одном из домов УК неправомерно начислила жителям больше 4,5 млн рублей. Попытались собрать собрание в этом доме — однако жители свое волеизъявление никак не выразили. Они не приняли участие в собрании, и не направили бюллетени, когда было заочное голосование. Из 140 собственников бюллетени в итоге представили только 10. При том, что УК неправомерно начислила жителям 4,5 млн рублей. По факту получается, что даже если нас финансово ущемили, мы все равно не хотим выражать свою позицию. Нам необходимо воспитать ответственного собственника, который болеет душой за свой дом, за общее имущество в доме — а не только за то, что начинается за дверью в его квартиру. И вот такое просвещение, я считаю, принесет положительные результаты, и практиковать его в школах, на мой взгляд, надо. С другой стороны, нужно конечно посмотреть, с какого возраста и в каком формате — этот момент следует решать педагогам. Но воспитывать активную позицию и, главное, грамотных людей нам, безусловно, нужно.
— Если говорить о ЖКХ-ведении, то я считаю, что это — очень хорошая идея, — выразил свое мнение министр строительства и ЖКХ области Дмитрий Тепин. — Объясню, почему. Культура бюджета семьи — она в первую очередь основана на культуре ежемесячной платы за услуги ЖКХ. Культура оплаты за ЖКХ зависит от того, насколько плательщик понимает структуру платежа, за что именно он платит. И если мы об этом начнем говорить уже на уровне школ, и люди действительно начнут разбираться, что эта сумма у них за количество гикокалорий, а эта — за поставленный объем кубометров воды, то первое — мы воспитаем в наших школьниках тех жителей, которые будут экономить энергоресурсы и экономически положительно влиять на бюджет семьи. И второе — если будем говорить еще и о правовых и надзорных нормах, то жители уже со школьного возраста будут понимать, как правильно управлять своим жилищным фондом, как правильно влиять на УК и ТСЖ. Поэтому я считаю, что это отличная инициатива. Как примечание я себе помечу проработать этот вопрос. К тому же те курсы, которые мы уже организовали — видно, какой хороший социальный эффект мы на сегодня получаем. Но если эту специфику спустить до уровня школ, тут, конечно, сама педагогика должна быть продумана, как это объяснять ребенку. Спасибо вам за вопрос!
Фото dumskaya.net