Представим, что в вашем доме поменялась управляющая организация. Вы начали получать счета и обратили внимание, что платить теперь должны в разы больше, чем до этого. Как понять имеет ли новая компания на это право?
Первое, на что стоит обратить внимание, – проводилось ли собрание собственников, где было принято решение о выборе УО. Если такое не проводилось, то узнать, была ли назначена УО администрацией города или же протокол собрания был фальсифицирован.
Как это можно сделать.
Во-первых, нужно вспомнить, видели ли вы объявления о проведении собрания собственников, приходило ли вам письмо с уведомлением о проведении собрания в очной, очно-заочной или заочной форме. Возможно, представители новой организации лично обходили все квартиры. Если вы уверены, что не получали уведомлений, не видели объявлений, не говорили о собрании с представителями УО и что такое собрание собственников не знаете, то следующий шаг – поговорить с соседями.
Если выяснится, что и ваши соседи ничего подобного не получали, не слышали и не видели, УО на общем собрании не выбирали, то вы стали жертвой мошенников.
В жилищном законодательстве четко прописано, что о проведении собрания должны быть уведомлены все собственники жилых и нежилых помещений дома.
Вопросы повышения тарифов за содержания жилья и текущий ремонт также должны рассматриваться на общем собрании. Если УО сделала это в обход жителей, то они просто подделали документ.
Если с вами всё произошло именно так, то необходимо идти и писать заявление в прокуратуру, а после отстаивать свои права в суде.
Ещё один распространенный прием мошенников – банкротство и возрождение.
Если ваша УК слегка поменяла название, то это повод для беспокойства. Например, ваша УК называлась «Райский дом», а теперь «Райский дом – М». Что же произошло? Скорее всего, старая управляющая компания накопила долги перед поставщиками ресурсов и обанкротилась, но жители ни сном ни духом. Они добавляют одну букву к старому названию (цифру или другой знак) и вуаля! Теперь это новое юридическое лицо. Они могут вновь обирать жителей.
Что ещё важно запомнить.
Если вы хотите сменить УО, то необходимо организовать инициативных жителей дома и провести собрание собственников. На этом собрании вы сможете отказаться от нынешней УО и выбрать другую или даже другой способ управления домом.
В собрании и принятии такого решения могут участвовать только законные владельцы квартир. В случае с неприватизированными квартирами их хозяином считается муниципалитет, – соответственно, он и будет принимать решение.
Решение о переходе в другую УК или смене управления жители должны принять на общем собрании, где составляется соответствующий протокол. О проведении собрания жильцов необходимо оповещать в письменном виде.
Теперь перейдём к некоторым детальным видам обмана жителей.
Один из самых популярных видов мошенничества – завышение расходов за тепло. В большинстве МКД сейчас установлены общедомовые счетчики расходов тепла, но не все собственники об этом знают. Недобросовестные УК выставляют оплату за тепло по нормативу, а не по показаниям счётчиков, но сами же расплачиваются с ресурсоснабжающими организациями как раз по показаниям. Разница оседает в карманах. А сумма с целого дома «капает»приличная.
Также распространен обман со сметами на ремонтные работы. УК нанимает знакомую подрядную организацию. В договор вписываются заранее завышенные суммы. И часто сами работы не выполняются вообще или же выполняются частично. Плюс часто стройматериалы закупаются ненадлежащего качества, но в отчётах, естественно, отображаются совсем другие. Разница опять же остается в карманах мошенников. А у людей течёт крыша, затопляются подвалы и обваливаются стены.
УО должна регулярно проводить осмотр дома и исправлять дефекты. Задумайтесь, как часто вы замечали подобные проверки в своем доме? Но при этом часто УО заявляют ещё и о «внеплановых» осмотрах дома, и берут за это дополнительную плату.
Будьте бдительны! Никто кроме вас не будет решать эту проблему. Изучайте закон и свои права. Пользуйтесь ими и не давайте жуликам себя обкрадывать.
Андрей РОМАНОВ