Перечень грубых нарушений управляющий компаний: а работает ли он вообще?

Перечень грубых нарушений управляющий компаний: а работает ли он вообще?

Вчера, 27 декабря, Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил иск ЖК «Чехова,2» к АТСЖ Ленинского района. Жилищный кооператив требовал от управляющей компании передать всю необходимую документацию на дом. По идее, это должно было произойти еще год назад. Однако Ассоциация ТСЖ всячески увиливала от этого действия, и вот, наконец, в этом деле была поставлена точка. Не обошлось, правда, без сюрпризов, но об этом позже.

Почему техническая документация на дом так важна, и ее постоянно требуют передавать при смене управляющей организации? Ну, прежде всего, потому, что без нее обслуживать дом будет крайне тяжело. В документации фиксируется состояние дома, срок службы тех или иных элементов, схемы коммуникаций, перечень проведенных работ. Обслуживать дом без всех этих данных все равно, что идти с закрытыми глазами, постоянно налетая на препятствия и падая.

Однако на протяжении последних нескольких лет в Саратове сложилась нехорошая тенденция, что при переходе дома от одной управляющей организации к другой передача документации всячески затягивается, откладывается, а то и вовсе не осуществляется. Особенно это на себе прочувствовали организации, принимавшие дома от АТСЖ Ленинского района. Переговоры ни к чему не приводили, а поступающие письменные запросы в Ассоциации ТСЖ попросту игнорировались. Естественно, саратовцы попытались найти поддержку у соответствующих органов, например, у Госжилинспекции. Но там только разводили руками, сетуя на отсутствие полномочий и необходимых механизмов, и советовали обращаться в суд.
Что характерно: все та же Госжилинспекция ничуть не стеснялась штрафовать новые управляющие компании за все те недостатки, что имелись в доме, которые просто не могли быть исправлены из-за отсутствия всё той же документации. Кто подсказывал надзорному ведомству «болевые точки», по которым следовало бить, – остаётся только гадать.

И вот прошло несколько лет, и ГЖИ Саратовской области разослала по региональным СМИ пресс-релиз, в котором был расписан перечень грубых нарушений, совершив которые УК может потерять свою лицензию на работу или отдельные дома.

В этот список вошли такие нарушения как: непроведение управляющей организацией гидравлических испытаний систем отопления и их ввода в дом, промывки и регулировки систем отопления в многоквартирных домах, а также отсутствие заключенного в течение 30 календарных дней с начала действия договора управления домом договоров о выполнении работ по содержанию систем внутридомового газового оборудования, а также договоров с ресурсоснабжающими организациями для приобретения коммунальных ресурсов. Грубым нарушением является наличие у управляющей организации признанной им или подтвержденной судебным актом (вступившим в силу) задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за два месяца и более, нарушение требований к аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Кроме всего этого, указывалось, что грубым нарушением также будет считаться отказ от передачи технической документации на дом.

Как отмечает Госжилинспекция, при повторном совершении грубых нарушений лицензионных требований из реестра лицензий будут исключены дома, в отношении которых управляющая организация допустила такие нарушения. Также из-под управления УО могут изъять сразу все дома.
Узнав о вступлении в силу подобных правовых норм, представители некоторых домов, вышедших из состава Ассоциации, обрадовались и вновь потребовали от неё передать всю необходимую документацию, в надежде, что угроза административной ответственности хоть как-то повлияет на решение ее руководителей. Тщетно. Жители дома Чехова, 2 в этом случае решили подготовить жалобу на имя начальника ГЖИ Сергея Вербина, в которой было расписано: 1) дата проведения общего собрания в доме и принятое решение; 2) дата, когда ГЖИ признала проведённое собрание законным и исключила данный дом из лицензии АТСЖ; 3) дата первого обращения в Ассоциацию ТСЖ Ленинского района с требованием о передаче необходимой документации и ее список; 4) информация о том, что до сих пор (а срок составляет уже более года) это требование так и не было выполнено. В связи со всем вышеперечисленным авторы обращения просили ГЖИ провести проверку по данным фактам, обязать АТСЖ передать документацию, привлечь данную управляющую компанию к административной ответственности.

Ответ ГЖИ просто поразил всех своим неприкрытым цинизмом. В нём надзорное ведомство черным по белому отписало, что провести проверку по данным фактам нельзя, поскольку АТСЖ не отвечает на отправленные им запросы. Соответственно, и привлечь эту управляющую организацию к административной ответственности также нельзя. И вообще, по данным фактам гражданам лучше обратиться в прокуратуру.

Возникает вопрос: а что, так правда на самом деле можно? Давайте представим. Вам надзорное ведомство шлет письма, угрожает ответственностью, вы все это игнорируете, и, что самое интересное, ничего вам за это не будет. Интересно, а зачем тогда вообще нужно это надзорное ведомство? Зачем оно тогда сообщало об утверждении перечня грубых нарушений, если, как оказалось, привлечь по нему к ответственности управляющую организацию всё равно нельзя? Почему у ГЖИ, несмотря на наличие теперь всех необходимых прав и полномочий, опять не удаётся наказать АТСЖ? Или дело здесь не столько в возможностях, сколько в желании?

Точку в данном конкретном случае поставил Арбитражный суд, обязавший АТСЖ Ленинского района все-таки передать документацию жилищному кооперативу. Однако в ходе разбирательства всплыл интересный момент: как оказалось, ещё за сутки до того, как ЖК «Чехова, 2» потребовал передать необходимые документы, все они (4 коробки документов) были переданы и.о. председателя АТСЖ Сергеем Бондаревым председателю ТСЖ «Чехов» Татьяне Салтыхановой. На каком основании это было сделано – решительно непонятно, ведь данное ТСЖ, по сути, потеряло всякие права в августе 2015 года, когда по результатам сфальсифицированного собрания дом №2 по улице Чехова поступил под управление Ассоциации ТСЖ. Кому как, но лично нам эта ситуация напомнила историю с утерянными протоколами общих собраний, якобы проведённых в 2015 году. И опять, кстати, количество документов измеряется коробками. А уж если удалось потерять семнадцать, то четыре – проще пареной репы. Остаётся надеяться, что в этот раз документы все-таки отыщутся и будут переданы по назначению.

Макс АНТОНОВ

Фото: Минстрой России