Предпринимательская деятельность сопряжена со сложностями не только в Саратове, но и по всей стране – это легко понять из послания президента РФ, которое буквально на днях было озвучено Федеральному собранию.
«Уважаемые коллеги! Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны». – отметил, в частности глава государства.
Создавать условия для результативного труда предпринимателей, перестать закрывать им дорогу — такие акценты расставлены в послании, которое, похоже, услышано еще не во всех уголках страны. Нечто иное творится в Саратове где 5 декабря состоялось очередное заседание по спору между ЖСК «Олимп-С» и соседствующей с ним автостоянкой ООО «Антей». Решения с замиранием сердца дожидаются владельцы остальных стоянок, поскольку оно станет уникальным для Саратовской области прецедентом: пока еще ни один ЖСК не пытался «выселить» стоянку с соседнего участка.
До сих пор дальнейшее существование стоянки находится под вопросом, а страсти в суде только разгораются. Чего стоит только изменение судейского состава: вместо Сергея Никольского, который неожиданно оказался в отпуске, председательствующим судьей назначена Светлана Жаткина.
Противоречия приняты к сведению
За полтора года судебных разбирательств ЖСК «Олимп-С» не раз демонстрировал свою готовность менять позицию исходя из текущих целей. И представители автостоянки попытались привлечь к этому внимание арбитров. Речь идет о том, что ЖСК оспаривает в суде результаты публичных слушаний, где жители Саратова одобрили возможность строительства многоквартирных домов на земле под стоянкой. Ранее, напомним, ЖСК возражал против нахождения на этом же участке самой стоянки. Похоже, кооператив не устраивает любой вариант, когда земля находится не в его распоряжении.
В самом начале недавнего заседания в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде представитель ООО «Антей» попросил приобщить к материалам дела доказательства того, что занимая противоположные позиции, истец вводит суд в заблуждение относительно своих истинных мотивов (якобы, защиты прав дольщиков на благоприятную окружающую среду).
Представитель ЖСК – видимо забыв, что свидетельства отдельных противоречий уже имеются в материалах дела, попыталась убедить суд в их отсутствии. Но прекратила попытки, когда услышала том дела и страницу, где содержится ею же подписанный документ.
Суд на месте постановил ходатайство удовлетворить. После этого судьи перешли к заслушиванию позиций сторон. Где стало очевидно, что упомянутые президентом ценность частной собственности и свободы предпринимательства для ЖСК в данном случае не столь ценны.
Коротко о главном
Первыми свои доводы представили представители ООО «Антей» и «Солнечный-2007». В частности, они акцентировали внимание суда на следующих обстоятельствах дела:
1) ЖСК «Олимп-С» уже не является арендатором участка, который выбыл из его правообладания. И сейчас его собственниками стали физические лица, то есть жильцы этого дома.
В свою очередь ЖСК «Олимп-С» с заявлением о потере своего права как арендатора, как и следовало ожидать, не согласился, заявив, что право аренды действует, а в суде они отстаивают «интересы всех участников ЖСК» (хотя остается загадкой, знают ли сами дольщики, каковы их «интересы»).
2) У кооператива нет оснований требовать отмены права стоянки на асфальт. По мнению ЖСК, автостоянка причиняет вред окружающей среде, но это не может зависеть от регистрации права собственности на асфальтовое покрытие. Так как по сути, регистрация- это бумажный документ, запись в реестрах и не более того.
«Особенности русского языка»
По словам представителя ООО «Антей», ни одного доказательства о нарушении собственных прав истец в ходе заседания не предоставил. Иными словами, так и осталось невыясненным, каким образом права ЖСК нарушает асфальтовое покрытие или заключенный между автостоянкой и городской администрацией договор аренды.
При этом с договором все не так просто, как может показаться. Тот самый первоначальный договор, который ЖСК пытается признать недействительным, уже не существует: изначально он заключался с совершенно другой организацией, которая в дальнейшем продала свое право аренды «Антею». Вполне себе неоспоримый факт. В свою очередь представитель ЖСК снова попыталась убедить суд, что существующий договор купли-продажи права аренды — это всего лишь миф, «особенность русского языка». И не в первый раз в суде звучит данная формулировка.
О сроках исковой давности
Знаковый момент случился практически под занавес заседания в Двенадцатом арбитражном апелляционном суде. Истец под протокол судебного заседания признал очевидный факт: что ЖСК «Олимп-С», приобретая земельный участок под строительство домов, знал о наличии автостоянки на смежном участке.
Казалось бы, в чем разница: знал или не знал? Однако этот факт имеет большое юридическое значение, поскольку именно с того момента, как ЖСК об этом узнал, начинается течение срока исковой давности по признанию недействительным договора аренды. В данном случае этот срок составляет один год. ЖСК «Олимп-С» приобрел свой участок 26 июня 2012 года. А исковое заявление подал 12 августа 2013 года – получается, спустя полтора месяца после истечение срока давности.
СНиП или СанПиН?
После заявления своих позиций стороны перешли к вопросам.
— Какие доказательства вы приводите в обоснование того, что зарегистрированное право собственности нарушает ваше права? — поинтересовался юрист ООО «Антей».
— Нормы СанПиНа. — ответил истец.
— Где в СанПиНе написано, что размещение автостоянки запрещено?
— Это не СанПиН, а СНиП. Там указано, что гаражи и открытые автостоянки следует размещать в промышленной зоне. Это основный действующий довод.
— А где там написано слово «запрещено»?
На этот вопрос участники заседания после нескольких попыток так и не дождались внятного ответа. Судья констатировал, что истец ответил так, как он смог и посчитал нужным.
По завершению заседания прокуратура области поддержала позицию администрации города, ООО «Антей» и «Солнечный-2007». Суд объявил перерыв до 12 декабря. До нового судебного заседания остается только надеяться, что такая базовая ценность, как частная собственность и свобода предпринимательства не останутся пустым звуком.