В России появилось гуманное законодательство о животных. Такими заголовками пестрили все новостные ленты в декабре 2018 года, когда приняли закон «Об ответственном обращении с животными». Но окончательно он вступил в силу лишь в начале 2020.
Среди основных тезисов документа было прописано: «Отношение к животным, как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания» и «Воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным». Но что происходит на самом деле в регионах? Соблюдается ли данный закон?
В этом вопросе сегодня, 14 февраля, попытались разобраться в Общественной палате Саратовской области.
На заседание комиссии по экологии, природопользованию и ЧС собрались представители прокуратуры, ветеринарии, администрации, зоозащитников. Первым взял слово член ОП Андрей Крупин.
«В 2018 году мы писали губернатору Валерию Радаеву письмо, в котором сообщали, что у нас существуют некоторые проблемы с безнадзорными животными. В это же время Государственной Думой был принят Федеральный Закон об ответственном обращении с животными. Он вступил в силу 1 января 2020 года.
У нас был целый год, чтобы принять нормативные документы, поправки в законодательство. Но год прошел, а закон до сих пор не исполняется. Есть два существенных момента. Первый — отлов животных и помещение их в приюты. Второй – запрет на содержание животных во временных пунктах передержки. 16 января с Юрием Виткиным мы ездили в пункт передержки в Саратове, чтобы посмотреть как идут там дела. На сегодняшний день там содержится 150 собак. Финансирования на кормление нет, на содержание — нет, контроля за численностью – нет. Поясните, что же мы сделали за этот год? У чиновников был целый год, чтобы принять определенные законодательные акты касательно этого закона», – возмутился Крупин.
Также он отметил, что финансирование приютов и контроль за численностью беспризорных животных не осуществляется. Они могут быть привиты, но это действенно лишь в течение года.
«Мы сделали соответствующие запросы на имя главы Саратова. Ответа пока что нет. Парадоксальная ситуация получается: эти приюты по закону содержать нельзя, а всех животных, опять же по закону, можно выпустить. Понятно, что этого делать никто не собирается, но проблема существует, проблему нужно решать. Законодательная власть должна была выйти с предложением. Можно было заложить определённое финансирование, да, может быть, кто-то и скажет: «Что? У нас других проблем нет: тротуары, например, дороги и всё такое прочее». Но, во–первых, это санитарное благополучие людей, а, во-вторых, — конфликтные ситуации: одни животных любят, другие тоже любят, но не хотят, чтобы их кусали. К этой теме, действительно, нужно отнестись внимательно», — пояснил член ОП.
Председатель комитета дорожного хозяйства города Геннадий Свиридов согласился, что проблема с бродячими животными есть. В 2016 году беспризорников должны были отлавливать и стерилизовать, но позже в отношении управления ветеринарии отменили возможность последней процедуры.
Напомним, что в феврале 2018 года Свиридов, выступая перед депутатами городской думы, сообщил, что в течение года планируется отловить 2100 безнадзорных животных. При этом чиновник отметил, что пункт временного содержания безнадзорных животных МБУ «Дорстрой» переполнен, подчеркнув, что животные не голодают, их кормят за счёт предприятия и спонсорских средств.
На данный момент численность голов, которые отлавливаются и содержатся в «приюте», сократилось до 250. В настоящее время, по его словам, собаки, находящиеся на содержании, не голодают, их содержат в нормальном состоянии, они обеспечены должным уходом. Но в ходе разговора председатель комитета несколько раз подчеркнул, что организация приютов находится вне полномочий города.
«Есть закон, который принимался в мае 2019 года. Что в этом законе изменилось? Да ничего: поменяли слова «безнадзорные животные» на «животные без хозяев». И все, техническая правка. Никакого изменения. Что мешало вам проявить инициативу и предложить поправки по созданию приюта? И шесть миллионов бы нашли, ведь целый год ничего не делали» – упрекнул представителя администрации Крупин.
Далее слово взяла жительница поселка Приволжский, которая представилась Юлией. Она рассказала о случаях нападения собак на детей. По ее словам, в Энгельсе собаки сбиваются в стаи и нападают на прохожих.
«Когда собак выпускают, они сбиваются в стаи и нападают на нас. У нас с собой целая куча документов. Собаке не понравилось, что дети громко посмеялись. Животное кинулось на ребят. В итоге у одного рваная рана височной области, у другого — порванное предплечье. За что наши дети страдают? Мы с активистами из «Верного друга» говорили. Эти люди отлавливают животных, потом возвращают. Они говорят, что собака хорошая и добрая. Но она добрая, когда одна в вольере. А когда выпускают, эти «добрые» животные сбиваются в стаи», — рассказала женщина.
Как и у любой проблемы здесь 2 стороны. Действительно, существуют агрессивные особи, которые могут нападать на людей, но люди также не всегда могут быть добры к животным.
Так, недавно к нам в редакцию обратился житель Балашова. Мужчина рассказал, что недавно спас собаку с щенятами от агрессора.
«Я шел домой с работы и увидел, как сосед с палкой накинулся на кормящую суку. Я подошел и поинтересовался, что происходит и зачем нужно избивать беззащитное животное. Сосед мне ответил, что дворняжка начала рычать на его детей. Тут подключились бдительные бабушки, которые постоянно сидят около подъезда. Они рассказали, что дети пытались отнять щенят у матери, кидались в них камнями. Это нормальная позиция матери — защищать свое потомство. В итоге мы вызвали участкового, который составил протокол, а собаку мы долго лечили, потом стерилизовали. К счастью, и для щенков удалось найти дом», — пояснил мужчина.
Владелица частного приюта Елена Кузнецова пояснила, что такое поведение людей по отношению к братьям нашим меньшим просто недопустимо.
«У меня частный приют. Я уже 8 лет занимаюсь собаками, забираю их с улиц. Каких-то пристраиваю, какие-то у меня остаются, к сожалению. Стерилизую, вакцинирую, лечу. Выполняю свою волонтёрскую работу, приношу пользу, точнее выполняю работу государства. Я просто хочу, чтобы не было столько агрессии на собак со стороны общества. Когда люди видят, что делают волонтеры, то у них меняется отношение. Мы своими силами пытаемся помочь, силами дарителей. От чиновников, от государства, к сожалению, помощи никакой нет. Но хотелось бы иметь. Было бы больше стерилизованных собак, было бы больше вакцинированных особей. Мне говорили: «Оформляйте некоммерческую организацию и тогда вам будет выделяться помощь». Но опять же, это бухгалтерия, отчеты. Это не для меня. Я просто хочу помогать животным. Тихо и молча. Я – волонтер. А специализированные приюты должны делать власти. Мы готовы помогать», — ответила активистка.
На заседании ее позицию поддержали и другие волонтёры. Представитель саратовского благотворительного фонда «Верность» Людмила Абушаева заявила, что власти не смогут навести порядок, пока не изменится менталитет людей.
«Мы не наведем порядок. У нас есть коробочники, которые предлагают животных за деньги. Они принимают за 300 рублей щенка. Если они за неделю не продали, кидают их в заброшенные дома. Съезжают граждане с бараков в квартиры. Все собаки и кошки остаются в бараках. Тысячами. Куда не сунешься, везде безобразие», — отметила Абушаева.
После заседания мы также поинтересовались у зоозащитников про недавний случай с депутатом областной Думы Владимиром Есиповым, который предложил высылать бездомных собак в Китай и Корею.
«Вы не рассматривали вариант продажи наших безнадзорных собак в добрые руки иностранных граждан? В Китай, Корею? 1,2 тысячи собак по 1 тысячи рублей, для них это 15 долларов, а для нас позволит сэкономить затраты на отлов и ликвидирует размножение», — предложил парламентарий на заседании комитета по аграрным вопросам.
Кузнецова ответила, что, скорее всего, это просто человеческая глупость и непонимание, что Есипов «ляпнул» не подумав.
«Это просто убийство. Мы все прекрасно понимаем, что с собаками делают в этих странах. Их употребляют в пищу, что для нас не свойственно», — пояснила волонтер.
К огромному сожалению, в ходе всей дискуссии в Общественной палате к единому мнению прийти не удалось. Ни представитель администрации Геннадий Свиридов, ни представитель управления ветеринарии Татьяна Степанова, ни прокуратура на данный момент не представляют, как решить вопрос с безнадзорными животными.
Текст и Фото: Татьяна АЛЕКСЕЕВА