Весь 2014 год в Саратовской области продолжался первый этап программы переселения граждан из аварийного жилья. А 27 февраля на депутатских слушаниях прозвучали отчеты об ее итогах и проблемах, а также планах на ближайший год.
Проблема аварийного жилфонда настолько знакома жителям Саратова, что о ней особо нечего рассказывать – приходится лишь констатировать. Факт в том, что только в областном центре количество аварийных домов идет на сотни, а в области перевалило за тысячу – и это только те дома, которые официально признаны непригодными для проживания. Что касается областной программы переселения граждан из аварийного жилья в 2013-2017 годах, то в целом она подразумевает расселение свыше 20 тысяч человек из 814 аварийных домов. При этом в программу, напомним, вошли только дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. А в 2014 году завершился ее первый этап.
— Программа включает в себя пять этапов реализации. В первом приняли участие 19 муниципальных образований – практически половина всех муниципальных образований области, по итогам расселены 4114 человек из 178 аварийных домов. – озвучил в самом начале депутатских слушаний в Саратовской областной думе ее председатель Владимир Капкаев.
Финансирование расселения, как он напомнил, происходит за счет областного и федерального бюджетов, а также внебюджетных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Однако сейчас меняется соотношение предыдущих лет, когда больше финансирования должен обеспечивать регион и впереди, возможно, регионам предстоит уменьшение нагрузки.
Огромная проблема – стоимость квадратного метра
О результатах областной программы, достигнутых по итогам 2014 года, на депутатских слушаниях доложил министр строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрий Тепин.
Стоимость первого этапа программы, как он озвучил, составила порядка 1,8 миллиарда рублей – при этом в ряде районов, где работа по строительству отсутствовала в принципе, пришлось принимать меры по восстановлению строительного комплекса. Всего же 2014 году в области расселено 178 аварийных домов – или 72 тысячи квадратных метров аварийного жилья. При этом, разумеется, чтобы переселять людей, для них нужно было построить либо приобрести альтернативное жилье.
— В городе Саратове огромная проблема на сегодняшний день, которую мы пока исправить не можем — это стоимость квадратного метра, по которой мы приобретаем жилье. – сообщил Дмитрий Тепин. — Я хочу напомнить, что первый этап мы строили по цене 24,5 тысячи рублей за квадратный метр. И при проведении аукционов в городе Саратове – неоднократных аукционов, на первый этап ни один подрядчик застройщик города Саратова не вышел. Посчитали, что это не та сумма и не та себестоимость, по которой они могут построить. Поэтому было принято оперативное решение строить данные дома казенным предприятием Саратовской области засчет того, что снижать издержки комплексностью, снижать издержки засчет будущих площадей. Дома были построены за эти деньги, и наш опыт был представлен другим регионам РФ, потому что есть регионы, где из-за этих проблем с конкурсами работа до сих пор не ведется, в том числе в рамках первого этапа программы. На сегодняшний день дома завершены, договора соцнайма заключены.
Что касается второго этапа программы переселения, то планируется переселить свыше 5,5 тысяч граждан из 2639 жилых помещений – расселить 87 тысяч «аварийных» квадратных метров. На эти цели уйдет не менее 2,3 миллиардов рублей. Относительно низкой цены квадратного метра в рамках программы, то возможность ее увеличения обсуждается с федералами – но в таком случае возрастет нагрузка и на областной, и на муниципальные бюджеты.
— Без увеличения цены квадратного метра, которую мы предлагаем на аукционах, выполнить программу мы не сможем, потому что нет предложений. Соответственно, при увеличении этой цены мы автоматически прибавляем стоимость и достаточно серьезно. Можно примерно назвать, какая возможна стоимость при увеличении цены, чтобы мы понимали, какие дополнительные средства нужно изыскивать? – спросил у министра председатель комиссии по ЖКХ Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов.
Дмитрий Тепин подробно объяснил, какие цифры областное ведомство сейчас обсуждает с федералами. Исходя из среднестатистических показателей, стоимость квадратного метра составляет 34 тысячи рублей за квадратный метр, а по факту 41-42, до 44 тысяч.
— Но мы прекрасно понимаем, что эту цену мы вряд ли сможем резко преодолеть потому что будет резкое сильное нарушение и лимитов федеральных, и лимитов областных и муниципальных. Поэтому сейчас мы говорим, что сейчас должен быть единый подход. Если для программы «Жилье для российской семьи» устанавливается стоимость либо 30 тысяч за квадратный метр либо 80% от рыночной стоимости жилья, почему мы в регионах формируем цену, которая может быть значительно ниже ее? Просто это непонятно. – ответил Дмитрий Тепин. — Причем «Жилье для российской семьи» также дает государственную поддержку: предоставляется социальная ипотека от 11 процентов до 12,8, она дает компенсации по 4 тысячи рублей за квадратный метр для застройщиков и устанавливает цену по 30 тысяч за квадратный метр. Тут происходит противоречие подхода в данной программе и формирования соответствующей цены.
В целом же, подчеркнул Тепин, все упирается в пересмотр федеральных лимитов: если сейчас наш субъект или другой произведет увеличение цены, придется менять и лимиты федеральные, а также областную и муниципальную «составную часть». Денег потребуется существенно больше.
Больше всего денег уходит на «лишние» метры
Метры, разумеется, ни для кого не лишние – на самом деле они дополнительные. Появляются они, потому что исходная площадь, которой владеет житель аварийного дома, часто бывает меньше самой маленькой квартиры в новостройке.
— Финансирование 1 этапа программы в городе Саратове составило 869,9 миллиона рублей, из них 601,6 миллиона – средства Фонда, 841 тысяча рублей – средства областного бюджета, и порядка 147 миллионов рублей – средства муниципального образования «Город Саратов». Данные средства фактически сложились за счет дополнительных метров, которые ложатся очень большой нагрузкой на муниципальный бюджет. – озвучил в ходе своего выступления начальник управления капстроительства администрации Саратова Павел Мигачев.
Кстати, всего программа переселения насчитывает 299 аварийных домов, расположенных в Саратове. В 2015 году в рамках второго этапа программы предстоит расселить 81 из них. При этом город потратится сильнее области и федерального фонда.
— Сумма финансирования второго этапа составляет 1 миллиард 680 миллионов рублей. Из них средства фонда – 455 миллионов, областного бюджета — 485, и средства муниципального образования «Город Саратов» с учетом дополнительных метров составляет 730 миллионов рублей. – констатировал Павел Мигачев.
Участники заседания адресовали министру Тепину вопрос, не планируется ли, что оплачивать допметры начнет федеральный бюджет – но ответ оказался неутешительным.
— Вопрос о дополнительных квадратных метрах задавался неоднократно. Четкий ответ с федерального уровня: финансирования на дополнительные метры не будет. Изменение законодательства 185-ФЗ по финансированию дополнительных квадратных метров, к сожалению, на сегодняшний день не ожидается и даже не обсуждается. Только на нашем уровне. – ответил министр.
Также он уточнил, что в настоящее время политика Саратовской области такова, чтобы строить согласно нормативам. И в рамках программы переселения гражданам предоставляют помещения, соответствующие современным строительным нормам. Это значит, что однокомнатная квартира насчитывает не меньше 28 квадратных метров площади. Хотя ее новый хозяин мог переехать из комнаты в бараке размером всего 8 квадратных метров. Однако обсуждаются и будут прорабатываться предложения по строительству домов с жилыми помещениями меньших площадей.
Прокуроры насчитали 361 дом, не признанный аварийным
Всего на территории Саратовской области, по результатам ежемесячного мониторинга, насчитывается 1197 многоквартирных домов, признанных аварийными, а проживает в них свыше 29 тысяч человек. Такие данные на депутатских слушаниях озвучил представитель прокуратуры Саратовской области Илья Яковлев.
— Следует сказать, что граждане, проживающие в аварийных домах, имет право на внеочередное улучшение жилищных условий, и в настоящее время 361 дом на территории области имеют признаки аварийности, но официально непригодными для проживания не признаны. – заметил прокурор. — При этом работа по обследованию домов на предмет признаков аварийности и признанию их непригодными для проживания ведется органами местного самоуправления ненадлежащим образом — такие факты выявляются у нас в районах города Саратова, в Красноармейском, Краснокутском, Дергачевском районах. С целью устранения нарушений прокурором внесено 27 представлений, в суды направлено 29 исковых заявлений. Уже благодаря этим мерам 54 дома, имеющих признаки аварийности, включены в соответствующие списки. Таким образом у их жителей уже появляется право быть переселенными.
Кроме того, в 2014 году по искам, поданным сотрудниками прокуратуры по предоставлению другого жилья взамен аварийного, были улучшены жилищные условия порядка 250 человек.
Также Илья Яковлев привел в пример вопиющий случай, когда в результате бездействия администрации Саратовского района дом, полностью уничтоженный пожаром, не был включен в программу переселения, и жильцы были полностью лишены возможности улучшить свои жилищные условия. Всего же по результатам проверок прокуроры выявили в 2014 году 343 нарушения, касающихся переселения из аварийного жилья, заявили 20 протестов, внесли 70 представлений, направили в суд 242 исковых заявления, возбудили 2 уголовных дела.
«Где есть хозяин, ремонт делается постоянно»
Свои доводы о том, почему столько домов в Саратовской области вообще пришли в аварийное состояние, привел председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области Александр Джашитов.
— По-моему, давно пора задуматься, почему появилось такое жилье и как сделать чтобы его не стало больше. А появилось по многим причинам: это плохой проект – дешевые материалы, это плохое строительство – воровство при строительстве, плохое управление этими домами – необеспечение текущего ремонта, и будем говорить прямо – плохие собственники, которые не заботятся о состоянии своего жилого фонда. – перечислил в своем выступлении общественник. — Почему есть старые двухэтажные дома, которые имеют хорошее состояние, а другие перекосились и падают? Потому что там, где есть хозяин, ремонт делается постоянно, а не капитальный ремонт по мере накопления средств.
Отдельно Александр Эммануилович остановился на обещаниях, которые жильцы отдельных домов слышат при выборе управляющей компании.
— Например, нужно убирать снег через 3 часа после того, как он начинает падать. А одна компания обещала, что они будут убирать снег через полтора часа за свой счет, и потом через три часа за счет граждан. А масса-то снега не изменилась! Работа выполнена одна и та же. То же самое – пыль вытереть два раза в день и так далее. Я предполагаю, что если бы это все выполнялось, все дома у нас были бы красивые и блестящие. – сказал общественник.
Также он отметил, что бесплатную приватизацию жилья продлили еще на один год.
— Естественно, те кто имеют аварийное ветхое жилье, они его не приватизируют. Возможно, что из-за них все время продляют приватизацию. Нам говорят, что из-за Крыма – но я думаю, из-за аварийного жилья. – заключил Александр Джашитов.
«Крик души» депутата Госдумы
Финальной частью депутатских слушаний стала эмоциональная речь депутаты Госдумы от Саратовской области Ольги Алимовой, которая также была в числе присутствующих. Она выступила с десятиминутной речью, которую сложно назвать докладом – скорее обращением к саратовским депутатам и чиновникам.
— Перейду к конкретным примерам, к родному любимому городу Саратову. Я часто приезжаю в Саратов, я просто в этом городе живу, проблемы знаю, хотя наверняка они такие же в том числе в Энгельсе, в Балакове, в Балашове, во всех других городах. Пожалуй, это крик души, потому что на встречах с избирателями и на личном приеме ко мне очень много обращаются граждан, и пожалуй 90 процентов просьб связаны с тарифами жилищно-коммунальными, с начислением ОДН, с капитальным ремонтом, предоставлением жилья детям-сиротам, многодетным семьям. И в том числе связаны с переселением граждан из ветхого и аварийного жилья а также с домами, которые не попали в эту программу. Вот пример привожу такой. Улица Пугачева, дом 181, литер А,В,С, которые являются фактически бараками с частичными удобствами. Содержимое общего туалета на улице не откачивается практически или откачивается крайне редко, дети туда пойти не могут в связи с антисанитарными условиями. Дома подперты бревнами, чтобы стены не рухнули. Все проблемы, которые накапливаются в ведрах дома, вылить некуда, дом отапливается изнутри периодически горящими газовыми горелками и включенными обогревателями, у которых провода как сопли висят по стенкам. Дом не был включен в ведомственную программу, потому что комиссия межведомственная только в августе 2012 года составила акт, в котором написано, что дом аварийный, не является пригодным для проживания и подлежит сносу. Хотя акт «Каркаса» — специализированной организации, был подан в межведомственную комиссию в 2009 году. Из-за нерасторопности чиновников может быть мелкого звена, среднего или какого угодно, либо чтобы не ухудшить отчетность по числу аварийных жилых домов, дома не были включены в эту программу. Причем это в акте теперь написано, что дома должны снести сами жильцы. Вот снесут они за собственные средства – им куда теперь уходить? На улицу? Много или не много, 120 человек проживает!
Также Ольга Николаевна рассказала о доме № 72 на Первомайской, который, по словам жильцов, был построен в 1861 году, а теперь разваливается – однако включен не в программу переселения, а в программу капремонта. Депутат констатировала, что если дом устоит – в 2016 году в нем отремонтируют крышу, в 2027 году – свет, газ и фундамент, а в 2029-м покрасят фасад, и назвала такой подход «цинизмом и издевательством над людьми».
— Законы должны прежде всего защищать права граждан, а не ущемлять. Для этого, я вас прошу, надо вести разъяснительную работу с гражданами России: большинство не понимают эти решения. Исполнительная власть должна быть тоже порасторопней, работать системно и профессионально, чтобы максимально аргументацию довести до ведомств и до правительства, когда они нам выделяли денежные средства, утверждали наши программы. Попытаться все-таки убедить правительство, что эти расчеты, стоимость жилья и квадратного метра, которые к нам предъявляют – они не соответствуют реальности. – резюмировала Ольга Алимова. — И самое главное: что бы мы с вами ни делали, за каждым сделанным и даже не сделанным шагом мы с вами должны видеть человека – его судьбу, его будущее. Спасибо большое.
Фото: fedpress.ru, strategy2050.kz