«Три сестры», «рога» и колёса: как в Саратове появился театр в троллейбусе

«Три сестры», «рога» и колёса: как в Саратове появился театр в троллейбусе

Спектакль длится полтора часа, за это время зрители успевают проехать по кругу — от окраины в центр, к железнодорожному вокзалу и обратно. Получается очень символично: когда в пьесе речь заходит о реке, за окном видна Волга, а когда сестры принимают решение ехать в столицу — троллейбус останавливается у вокзала.

«В Москву, в Москву«, – кричат чеховские три сестры. Троллейбус останавливается, и сестры выбегают на улицу. Кажется — всего миг, и девушки в старинных платьях запрыгнут в современный поезд и окажутся в столице. Но автор распорядился их судьбой иначе: сестры возвращаются за чемоданами, двери внезапно закрываются, и троллейбус увозит сестер все дальше и дальше от их мечты.

За удаляющимся транспортом с удивлением наблюдают люди на улице. Некоторые машут рукой, другие снимают видео и фото.

В этом троллейбусе нет кондуктора и привычного «Осторожно, двери закрываются». Вместо него в салоне сидит режиссер, который объявляет: постановка «Три сестры». Это – площадка театра, где нет сцены и занавеса, а в зрительном зале помещается всего 13 человек. Во время показа они непрерывно путешествуют по улицам Саратова.

Мы только запустили свой проект, дали всего два спектакля. Но уже понятно, что это событие… У прохожих, которые впервые видят наш троллейбус, возникает, по нашему мнению, очень хорошее желание – достать телефон и сделать селфи. Все спрашивают, как попасть на спектакль, благодарят. Но мест немного, что делает проект еще более эксклюзивным, – рассказывает один из авторов постановки, актер саратовского театра кукол «Теремок» Владимир Решетов.

Владимиру 28 лет, и с самого детства он не представляет своей жизни без театра.

В детстве все говорили: «Артист растёт…» Но, повзрослев, я пошёл учиться на инженера в саратовский политех. Доучился аж до четвёртого курса, а потом как-то, сидя на паре, понял, что если не уйду, то сойду с ума. Тогда я бросил престижную профессию и поступил в Саратовский театральный институт, теперь схожу с ума от любимого дела, – говорит Решетов.

Спустя несколько лет, уже став актером, Владимир разговорился со своим другом, учителем и режиссером Алексеем Усовым. Тот рассказал, как ехал в троллейбусе на премьеру спектакля по чеховской пьесе и придумал разыграть пьесу в общественном транспорте, в движении.

Я сказал: это гениально! И мы тут же приступили к воплощению, – рассказывает актёр.

Пианино по имени Сергей Иванович

Первым делом авторам этого проекта, конечно, потребовались деньги. Они решили получить грант. Для этого Решетов отправил заявку на молодёжный форум «iВолга».

Форум проходил прошлым летом, из-за пандемии защита проектов велась онлайн. Помню, я решил удивить жюри и придумал выйти на связь с форумом прямо из троллейбуса. Это был обычный маршрутный транспорт, нужна была смелость, чтобы защищать проект на глазах у обычных пассажиров, кондуктора. Но, к счастью, всё удалось, и проект удачно защищён, – отмечает автор.

В итоге театральному троллейбусу дали более полумиллиона рублей. Решетов и Усов набрали труппу – всего 10 профессиональных актёров и любителей, главный критерий отбора – «чтоб глаза горели».

Одновременно с репетициями начали обустройство транспорта. Причем актеры оборудовали будущую сцену своими руками.

Троллейбус мы взяли в аренду у Саратовгорэлектротранса. Машину полностью переделали: убрали сиденья в середине, кое-что подкрасили, постелили линолеум, повесили люстру. С последней было особенно нелегко — нам пришлось создавать специальную конструкцию, чтобы люстра работала от батарей, — рассказывает Владимир.

Но гвоздём будущих подмосток стало старинное пианино XIX века. Оказалось, у пианино даже имя есть – к инструменту уважительно обращаются «Сергей Иванович». Объявление о продаже инструмента всего за 5 тысяч рублей нашёл Решетов. Оказалось, что пианино когда-то принадлежало дворянской семье, а последняя владелица, которая жила в одном дворе с легендарным актером Олегом Табаковым (Табаков родился в Саратове), завещала передать инструмент тому, кто будет использовать его для творчества.

Легенда гласит, что Сергеем Ивановичем пианино окрестили первые владельцы, почему – уже никто не помнит. Однако имя инструмента передаётся из уст в уста новым обладателям.

Без буфета, но с Волгой за окном

Большую часть билетов на премьеру раздали бесплатно – самым активным волонтёрам области. Первые зрители заходили в «театр» не без волнения – непривычно ведь, без антракта и без буфета!

Постановка длится полтора часа, за это время троллейбус успевает сделать круг – от окраины Саратова в центр, к железнодорожному вокзалу и обратно. Получается очень символично: когда в пьесе речь заходит о реке, зрители могут наблюдать за окном Волгу, а когда сестры принимают решение ехать в столицу – троллейбус останавливается у вокзала.

Спектакль заканчивается за несколько остановок до конечной. Артисты без поклона и аплодисментов выходят. Зрители же едут в тишине ещ некоторое время.

Это наш режиссер тоже не случайно придумал. Ведь как часто после окончания спектакля люди вскакивают со своих мест, торопятся. А наши зрители только что погрузились в мир Чехова – им надо посидеть в тишине, подумать, – говорит Владимир Решетов.

Зато на конечной остановке зрителей встречают артисты «на поклон». Тут уже и аплодисменты, и благодарности, и фото на память.

Билет за правильный ответ

Артисты планируют давать спектакли два раза в месяц. Но не исключено, что частоту спектаклей придется увеличить – так много желающих попасть в театр на колёсах.

Один билет мы всегда разыгрываем. И только малая часть билетов попадает в продажу. Сумма небольшая – около 500 рублей. Раз в пять или шесть дешевле, чем в столице. Но так как желающих очень много, чтобы не повышать цену, мы продаем только тем, кто правильно ответит на вопрос о пьесе «Три сестры» или о Чехове, – говорит Владимир.

Надеются на рост числа спектаклей и власти. Такой проект, по словам министра молодежной политики и спорта Саратовской области Александра Абросимова, оказался особенно востребованным в период пандемии коронавируса, когда многие учреждения культуры работают с ограничениями.

Со старта проекта Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области оказывает активную помощь в его реализации. После премьеры у жителей очень хорошие отклики. Попасть на спектакль могут всего 13 зрителей, и уже образовалась очередь. Конечно, это здорово, что, несмотря на пандемию, которая серьёзно отразилась на театрах, у нас рождаются новые уникальные проекты, – сказал Абросимов.

Валентина Брыкалина/ТАСС

Фото: личный архив Владимира Решетова