Спектакль длится полтора часа, за это время зрители успевают проехать по кругу — от окраины в центр, к железнодорожному вокзалу и обратно. Получается очень символично: когда в пьесе речь заходит о реке, за окном видна Волга, а когда сестры принимают решение ехать в столицу — троллейбус останавливается у вокзала.
«В Москву, в Москву«, – кричат чеховские три сестры. Троллейбус останавливается, и сестры выбегают на улицу. Кажется — всего миг, и девушки в старинных платьях запрыгнут в современный поезд и окажутся в столице. Но автор распорядился их судьбой иначе: сестры возвращаются за чемоданами, двери внезапно закрываются, и троллейбус увозит сестер все дальше и дальше от их мечты.
За удаляющимся транспортом с удивлением наблюдают люди на улице. Некоторые машут рукой, другие снимают видео и фото.
В этом троллейбусе нет кондуктора и привычного «Осторожно, двери закрываются». Вместо него в салоне сидит режиссер, который объявляет: постановка «Три сестры». Это – площадка театра, где нет сцены и занавеса, а в зрительном зале помещается всего 13 человек. Во время показа они непрерывно путешествуют по улицам Саратова.
— Мы только запустили свой проект, дали всего два спектакля. Но уже понятно, что это событие… У прохожих, которые впервые видят наш троллейбус, возникает, по нашему мнению, очень хорошее желание – достать телефон и сделать селфи. Все спрашивают, как попасть на спектакль, благодарят. Но мест немного, что делает проект еще более эксклюзивным, – рассказывает один из авторов постановки, актер саратовского театра кукол «Теремок» Владимир Решетов.
Владимиру 28 лет, и с самого детства он не представляет своей жизни без театра.
— В детстве все говорили: «Артист растёт…» Но, повзрослев, я пошёл учиться на инженера в саратовский политех. Доучился аж до четвёртого курса, а потом как-то, сидя на паре, понял, что если не уйду, то сойду с ума. Тогда я бросил престижную профессию и поступил в Саратовский театральный институт, теперь схожу с ума от любимого дела, – говорит Решетов.
Спустя несколько лет, уже став актером, Владимир разговорился со своим другом, учителем и режиссером Алексеем Усовым. Тот рассказал, как ехал в троллейбусе на премьеру спектакля по чеховской пьесе и придумал разыграть пьесу в общественном транспорте, в движении.
— Я сказал: это гениально! И мы тут же приступили к воплощению, – рассказывает актёр.
Пианино по имени Сергей Иванович
Первым делом авторам этого проекта, конечно, потребовались деньги. Они решили получить грант. Для этого Решетов отправил заявку на молодёжный форум «iВолга».
— Форум проходил прошлым летом, из-за пандемии защита проектов велась онлайн. Помню, я решил удивить жюри и придумал выйти на связь с форумом прямо из троллейбуса. Это был обычный маршрутный транспорт, нужна была смелость, чтобы защищать проект на глазах у обычных пассажиров, кондуктора. Но, к счастью, всё удалось, и проект удачно защищён, – отмечает автор.
В итоге театральному троллейбусу дали более полумиллиона рублей. Решетов и Усов набрали труппу – всего 10 профессиональных актёров и любителей, главный критерий отбора – «чтоб глаза горели».
Одновременно с репетициями начали обустройство транспорта. Причем актеры оборудовали будущую сцену своими руками.
— Троллейбус мы взяли в аренду у Саратовгорэлектротранса. Машину полностью переделали: убрали сиденья в середине, кое-что подкрасили, постелили линолеум, повесили люстру. С последней было особенно нелегко — нам пришлось создавать специальную конструкцию, чтобы люстра работала от батарей, — рассказывает Владимир.
Но гвоздём будущих подмосток стало старинное пианино XIX века. Оказалось, у пианино даже имя есть – к инструменту уважительно обращаются «Сергей Иванович». Объявление о продаже инструмента всего за 5 тысяч рублей нашёл Решетов. Оказалось, что пианино когда-то принадлежало дворянской семье, а последняя владелица, которая жила в одном дворе с легендарным актером Олегом Табаковым (Табаков родился в Саратове), завещала передать инструмент тому, кто будет использовать его для творчества.
Легенда гласит, что Сергеем Ивановичем пианино окрестили первые владельцы, почему – уже никто не помнит. Однако имя инструмента передаётся из уст в уста новым обладателям.
Без буфета, но с Волгой за окном
Большую часть билетов на премьеру раздали бесплатно – самым активным волонтёрам области. Первые зрители заходили в «театр» не без волнения – непривычно ведь, без антракта и без буфета!
Постановка длится полтора часа, за это время троллейбус успевает сделать круг – от окраины Саратова в центр, к железнодорожному вокзалу и обратно. Получается очень символично: когда в пьесе речь заходит о реке, зрители могут наблюдать за окном Волгу, а когда сестры принимают решение ехать в столицу – троллейбус останавливается у вокзала.
Спектакль заканчивается за несколько остановок до конечной. Артисты без поклона и аплодисментов выходят. Зрители же едут в тишине ещ некоторое время.
— Это наш режиссер тоже не случайно придумал. Ведь как часто после окончания спектакля люди вскакивают со своих мест, торопятся. А наши зрители только что погрузились в мир Чехова – им надо посидеть в тишине, подумать, – говорит Владимир Решетов.
Зато на конечной остановке зрителей встречают артисты «на поклон». Тут уже и аплодисменты, и благодарности, и фото на память.
Билет за правильный ответ
Артисты планируют давать спектакли два раза в месяц. Но не исключено, что частоту спектаклей придется увеличить – так много желающих попасть в театр на колёсах.
— Один билет мы всегда разыгрываем. И только малая часть билетов попадает в продажу. Сумма небольшая – около 500 рублей. Раз в пять или шесть дешевле, чем в столице. Но так как желающих очень много, чтобы не повышать цену, мы продаем только тем, кто правильно ответит на вопрос о пьесе «Три сестры» или о Чехове, – говорит Владимир.
Надеются на рост числа спектаклей и власти. Такой проект, по словам министра молодежной политики и спорта Саратовской области Александра Абросимова, оказался особенно востребованным в период пандемии коронавируса, когда многие учреждения культуры работают с ограничениями.
— Со старта проекта Министерство молодежной политики и спорта Саратовской области оказывает активную помощь в его реализации. После премьеры у жителей очень хорошие отклики. Попасть на спектакль могут всего 13 зрителей, и уже образовалась очередь. Конечно, это здорово, что, несмотря на пандемию, которая серьёзно отразилась на театрах, у нас рождаются новые уникальные проекты, – сказал Абросимов.
Валентина Брыкалина/ТАСС
Фото: личный архив Владимира Решетова