Законопроект, который может усложнить жизнь неплательщиков за ЖКУ, рассматривается сейчас в Госдуме. Увеличение штрафов за просрочку платежей до такой степени, что они станут сопоставимы с процентами по банковским кредитам – одно из ключевых новшеств, предлагаемых документом. Как пояснял федеральным СМИ замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, изменения предполагается внести в статью 155 Жилищного Кодекса РФ, и увеличить пени с 1/300 ставки рефинансирования Центробанка в день до 1/170.
Если произвести расчет, то окажется, что злостным неплательщикам придется переплачивать 17,7% годовых от просроченных сумм. Проценты при этом планируется начислять с 91-го дня просрочки. Какие последствия это за собой повлечет, споры ведутся, пожалуй, на всех уровнях власти. Среди аргументов «за» — предположение, что поправка дисциплинирует население, а «против» — что такие меры лучше вводить в период стабильности, а не кризиса. Корреспонденты ИА «ЖКХ64» узнали у саратовских депутатов и правозащитников, какой точки зрения придерживаются они.
Андрей Иващенко, депутат Саратовской городской думы:
— Что такое пени? Это когда потребитель знает, что он должен оплатить, и умышлено этого не делает. А у нас проблема в том, что иногда жителю не предоставлена информация, что услуга ему предоставлена. Человек попросту не знает, что ему нужно что-то оплатить. А значит и начислять пени — неправильно. Далее должны идти судебные дела и человек будет доказывать, что счета не довели до его сведения. Поэтому я не думаю, что ужесточение штрафов за неуплату может каким-то образом решить проблему неуплаты. И вообще, в нынешних реалиях, при снижении зарплат, росте цен и так далее — я против каких-либо ужесточений. Будь то налоги, штрафы или тарифы.
Александр Джашитов, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
— Я в принципе не поддерживаю систему увеличения штрафов и тарифов. От того, что увеличатся штрафы, увеличится количество людей, которые не смогут оплачивать. И вообще, я за то, чтобы платить ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. При долге в 4 миллиарда еще не факт, что виноваты жильцы. Да, есть люди, которые не платят. Одни — потому что не могут, а другие принципиально. Нужно с этими людьми работать. Да, это нудно, но это нужно делать. Если кто-то не платит специально, нужно работать через суд. А если по нужде, нужна поддержка. Поднятие штрафов не улучшит ситуацию, а только ухудшит.
Станислав Бондарев, депутат Саратовской городской думы, член комиссии по градостроительству и ЖКХ:
— О чем идет речь? Насколько я помню, речь идет о увеличении штрафов за систематическую просрочку — однако также речь идет о том, что жильцы, оплачивающие наперед или имеющие положительную статистику оплаты, будут получать какие либо преференсы. Речь идет о системе мотивации для плательщиков. Любая форма системной работы имеет право на существование. Поэтому я считаю, что не нужно рассматривать этот вопрос однообразно. Я за системную работу.
Константин Лекомцев, депутат Саратовской городской думы, член комиссия по градостроительству и ЖКХ:
— Тут необходимо знать, каков процент неплательщиков и с чем это связано. Сейчас часто бывает, что люди идут на неоплату, потом УК доводит дело до суда — а суд начисляет оплату в два раза меньше, чем был счет. К примеру, выставили за год счет в 50 тысяч рублей, а суд постановил жильцу оплатить 25. И таким образом жители считают, что можно не платить и ждать очередного визита в суд и двойной экономии. Ну и конечно есть люди, которым в принципе финансово сложно оплатить своевременно. На таких людей это будет давление. А для первой категории это будет двойственно. Нужно разносторонне смотреть на проблему.
Александр Журбин, правозащитник, председатель областной общественной организации «Щит потребителя»:
— Люди, которые имели большие долги, продолжат их копить. Те, кто не имел долгов, продолжат регулярно платить. У нас получается, что в основном как правило серьезными должниками являются люди не малоимущие, а отнюдь наоборот. Есть проблемы со взысканием. Это раз. Но бывает и то, что не люди не платят, а УК распределяют деньги по непонятной схеме. Также я лично знаком с ситуациями, когда гражданам начисляли неправомерные платежи — в частности, при расчетах платы на общедомовые нужды. И здесь возникает вопрос: почему человек должен платить неправомерные платежи? А если не будет платить — будут копиться штрафы, которые и предлагают поднять. Не думаю, что поднятие штрафов решит проблемы в сфере ЖКХ.
Алексей Мазепов, председатель комитета по экономике Саратовской областной думы:
— Думаю, штрафами вопрос не решится. Есть две категории неплательщиков: те, у кого нет средств платить, и те, кто платить принципиально не хочет. Насколько я понимаю, сейчас в связи с задолженностью более трех месяцев можно подавать в суд и взыскивать средства, если этим пользоваться — проблем быть не должно. Введение подобных штрафов, увеличение их может и повлияет на людей, которые не платят принципиально — хотя это и маловероятно. Они будут искать юридические зацепки, что на данный момент предоставляются некачественные услуги или еще что-то. Тут необходимо оценивать с точки зрения вопроса «почему люди не платят». И работать нужно со всеми группами людей. Тогда это даст эффект.
Фото: ki.ill.in.ua