В регионе запретили высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет. Данное решение приняли сегодня, 26 мая, на заседании Саратовской областной думы.
Законопроект подразумевает недопущение в любых случаях высадки из транспортного средства, осуществляющего регулярные перевозки по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок лиц, не достигших возраста 16 лет, следующих без сопровождения совершеннолетнего лица.
Депутат Сергей Гладков пояснил, что ранее законом подразумевалось, что нельзя было высаживать детей до 16 лет, если это создает угрозу их жизни и здоровью. Теперь этого нельзя будет делать совсем. Таким образом, региональное законодательство приводится к нормам федерального.
Депутат Станислав Денисенко поинтересовался, защитит ли такая инициатива школьников на 100%: ведь водитель может просто не пустить детей в общественный транспорт.
«Остановки обычно находятся вблизи социальных учреждений – школ и спортивных учреждений. Кроме того, вряд ли ребенок не сможет попасть в автобус. Билет спрашивают не при посадке, а во время движения. Не вижу в этом случае рисков для детей», — ответил ему Гладков.
Тогда депутаты Александр Анидалов и Станислав Денисенко предложили сделать проезд для детей бесплатным, обосновав это тем, что данное решение позволит избежать эксцессов и защитить права предпринимателей, которые будут получать компенсацию за перевозку несовершеннолетних. Однако эти предложения не нашли понимания у их коллег по думе.
В итоге, депутаты одобрили внесение изменений в законодательство региона.
Данное решение было принято ранее на федеральном уровне, после того как в нескольких городах России произошли случаи, когда детей, не имевших возможности оплатить проезд высаживали из общественного транспорта. В некоторых случаях это приводило к тому, что родители не могли понять, где находится их ребенок и как теперь ему добираться до дома. Эти происшествия стали достоянием гласности и вызвали возмущение общественности. После этого о запрете на высаживание детей из общественного транспорта заговорили на разных уровнях.
Несмотря на все положительные стороны данного решения, остается ряд обстоятельств, которые вызывает споры и дискуссии. Да, в некоторых случаях дети действительно не могут оплатить проезд по объективных причинам — потеряли деньги или проездные билеты, забыли их дома или в школе и так далее. Но есть и другие случаи, когда школьники отказываются платить в транспорте весьма сознательно, рассчитывая потратить полученные от родителей деньги на совсем другие цели. И как отличить ребенка, попавшего в трудную ситуацию от того, кто отказывается оплатить проезд специально, совершенно неясно. Получается, чтобы не попасть в неприятности, водителям и кондукторам, придется относиться ко всем ним одинаково и не пытаться получать с них деньги. А это уже грозит потерей прибыли. И кто ее будет возмещать — непонятно.
Сейчас в Саратовской области действует система единых социальных проездных, права на которые имеют пенсионеры, ветераны, инвалиды и школьники. Стоимость поездки перевозчикам компенсирует регион. До введения этой системы льготники были головной болью, как регионального правительства, так и самих перевозчиков – не было четкой системы, которая бы позволяла контролировать число поездок, совершенных данной категории граждан, да и самим перевозчикам было труднее доказывать, число совершенных перевозок. В итоге, дело доходило до судов, где обе стороны пытались отстоять свою точку зрения. Вполне естественно, что до завершения судебных процессов, предприятия общественного транспорта деньги за перевезенных льготников не получали. Единый социальный проездной билет позволит решить эту проблему, но введение закона на запрет высадки безбилетных несовершеннолетних пассажиров из общественного транспорта может поставить крест на этом достижении.
Главным образом это произойдет потому, что создатели инициативы так и не смогли ответить на главный вопрос, взволновавший некоторых депутатов. А именно, кто будет оплачивать проезд безбилетных школьников? Давайте будем честны, в наш век победившего капитала никто не обязан никого возить бесплатно. Это бизнес, ничего личного. Если перевозчики возят льготников за полцены или полностью бесплатно, это не значит, что они не получают за это деньги – им платит государство. А как поступить с безбилетниками? Да, случаи бывают разные, так что же теперь всех прощать? Но тогда буквально через две недели автобусы и трамваи будут забиты детьми, с честными лицами заверяющими, что деньги на проезд у них были, но их а)потеряли, б) забыли, в) отобрали хулиганы, г) тысяча еще причин. Станут ли перевозчики возить их в таком случае бесплатно? Нет, скорее всего, они постараются вообще не пускать их в общественных транспорт. А если государство согласится возмещать их проезд, то как его фиксировать? Вызывать полицию и оформлять протокол? Просить пассажиров подписать свидетельские показания? Абсолютно неясно.
Пока ситуация с запретом на высадку школьников из общественного транспорта представляется в виде бессмертной цитаты Черномырдина: «хотели как лучше, получилось как всегда». Потому что действительно хорошая и полезная инициатива принята в таком виде, что вызывает больше вопросов, нежели ответов. И что самое плохое – дать ответы никто особо и не торопится.
Фото: echoperm.ru