Профилактика травматизма: как выбирать защитные очки и каски

Профилактике производственного травматизма было посвящено недавнее совещание в Минстрое Саратовской области. Как добиться того, чтобы все работники носили средства индивидуальной защиты – именно этому вопросу была посвящена наибольшая часть мероприятия. Но и без статистики, само собой не обошлось. О существующем положении дел, которое и послужило поводом для сбора, руководителям предприятий рассказал начальник отдела экспертизы условий труда министерства занятости, труда и миграции Саратовской области Павел Палагин.

За минувший год, по его словам, вопросы условий труда и меры по предупреждению производственного травматизма 404 раза рассматривались на совещаниях при губернаторе. И особое внимание в 2014 году уделялось сфере сельского хозяйства и сфере строительства и ЖКХ, поскольку по итогам 2013-го на данных предприятиях фиксировался существенный рост травматизма. Однако если в сфере АПК удалось добиться заметных результатов и снизить уровень производственного травматизма в 1,5 раза (количество погибших за год снизилось с 9 до 6), то в строительстве и ЖКХ в этом отношении похвастаться нечем. При этом из 52 человек, получивших тяжелые травмы на производстве в 2014 году, 20 работали на предприятиях строительства и ЖКХ – это около 40% процентов.

Люди гибнут, а финансирование не растет

— Анализ показывает, что большинство несчастных случаев на производстве со смертельным и тяжелым исходом обусловлены типичными причинами организационного характера и так называемым «человеческим фактором». Это неудовлетворительная организация работ – как правило в подавляющем большинстве случаев, недостатки в обучении безопасному использованию приемов труда, неиспользование средств индивидуальной защиты, несоблюдение требований при эксплуатации транспортных средств, нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Вот алкогольное опьянение 27-28 процентов составляет в структуре смертельных случаев. Чаще всего работники гибнут и получают травмы в результате падения пострадавшего с высоты, обрушений и обвалов земли, воздействия электричества, ожогов, ДТП и просто из-за собственной халатности.— перечислил Павел Палагин.

Вывод, к которому пришли в областном министерстве труда, неутешителен: травматизм обусловлен недостаточным вниманием прежде всего со стороны руководителей высшего звена и среднего звена, а также недостаточной компетентностью работников, недофинансированием охраны труда.

— Здесь если взять строительную сферу, из года в год продолжают гибнуть и травмироваться люди — а финансирование трудозатратных мероприятий не увеличивается на предприятиях строительства, и в том числе ЖКХ. – сообщил Павел Палагин. — Вот по итогам 2012 года на одного работающего приходилось 6447 рублей, по итогам 13-го года — 6432 рубля. И это если сравнивать с областным показателем, получается в полтора раза ниже, чем в среднем по области. Должен сказать, что на показатель производственного травматизма вляет общественный контроль, и там, где есть профсоюзные организации, уровень травматизма как правило ниже. Однако мы знаем, что профсоюзные организации в сфере строительства имеются лишь на каждом десятом предприятии.

Без инструкций и средств защиты

Чтобы обеспечить профилактику производственного травматизма, областное министерство сотрудничает с Госинспекцией труда: всего в 2014 году прошли 726 плановых и внеплановых проверок, выявлено 4,7 тысячи нарушений. Среди самых распространенных оказались:

— нарушения, связанные с проведением медосмотров – 158 случаев;

— обучение и инструктирование работников по охране труда – 2814 нарушений;

-обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 898 нарушений;

— расследование, оформление и учет несчастных случаев – 356 нарушений.

За допущенные нарушения 1375 юридических и должностных лиц подвергнуты штрафам, общая сумма штрафов составила 14,6 миллиона рублей.

— Также хочу обратить внимание на то что, что резко усиливается ответственность работодателя за нарушения законодательства по охране труда. Потолок штрафов для организаций увеличился втрое – с 50 тысяч до 150 тысяч рублей. Максимальное наказание для руководителей и должностных лиц ужесточено в 6 раз – от 5 тысяч рублей до 30 тысяч. Наказание становится дифференцированным – то есть те нарушения, которые могут привести к несчастным случаям на производстве, буду караться максимально строго. Если работника забудут проинструктировать, допустят к работе без медосмотра, то руководителя могут оштрафовать на 25 тысяч рублей, а организацию на 130. Отсутствие каски и прочей защиты обойдется в 30 тысяч рублей для руководства и 150 для организации. – заключил Павел Палагин.

Роль и ответственность специалистов по охране труда сейчас значительно повышаются. Тем более что в основе многих нарушений, говорят в министерстве, лежит так называемый «формализм» — когда по бумажкам одно, а на деле совсем другое. И на 2015 год одним большим разделом в ведомстве определены мероприятия, связанные с производственным травматизмом в сфере строительства и ЖКХ.

Зачем укоротили козырек на каске

В качестве приглашенного эксперта на совещании выступила Юлия Шумейко – бренд-директор «Суксунского оптико-механического завода», который уже 70 лет производит каски, очки и другие средства индивидуальной защиты. Стоит отметить, что реклама отечественного производителя здесь уместна не только в силу импортозамещения: дело в том, что ценники на зарубежную продукцию сильно возросли в связи с падением курса рубля – однако после его укрепления не снизились. И цены на российскую продукцию, причем не менее качественную, оказались до трех раз ниже.

По словам Юлии Владимировны, в последнее время многие производители уделяют внимание комплексной защите рабочих, потому что травматизм на производстве часто бывает не только от неприменения средств индивидуальной защиты, но и от неправильного их применения. Например, когда человеку приходится выполнять много операций в течение рабочего дня – он и слесарь, он и сварщик, он и ремонтник. Но при всем при этом не супермен и не может тащить за собой чемодан, где лежат щиток сварщика, щиток слесаря, защитные очки, защитная каска и так далее. Поэтому появляются защитные каски, на которые можно закрепить и очки, и наушники, и щитки.

Сейчас на рынке существует тенденция: каски стали делать очень легкими, с укороченными козырьками. Зачем это нужно. Мы прямо на производственных испытаниях проводим небольшой тест. Сверху находится арматура, и когда человек поднимается вверх и идет в каске с длинным козырьком или каске неэргономичной конструкции, он опасность сверху не видит – это касается также кранов, которые ходят на производстве, и подвесных каких-то конструкций. А если он одевает каску нашего завода, то он видит 10% возникающей вверху опасности. Он ее еще не видит полностью, но понимает, что там что-то есть. Когда он надевает каску с храповым механизмом, он видит опасность сразу 50%. А если он надевает каску с укороченным козырьком и с храповым механизмом, у него угол обзора вверху увеличивается сразу на 100 градусов – то есть он видит все что вверху, всю опасность. – пояснила Юлия Шумейко.

В Москве, добавила она, департамент строительства уже четыре года как внедрил правило, что все строительные организации – строят ли они дороги или дома, и все подрядные организации должны каску носить обязательно с храповым механизмом. Этот механизм дает удорожание, но и преимущество, так как эта каска никогда не спадет с головы пользователя и в ней можно спокойно поднимать голову. Такая каска подойдет и для девушки, которая надевает ее на косынку, и для крупного мужчины, который надевает каску зимой на теплый подшлемник.

По нашему новому техническому регламенты любая каска – а это уже вопрос входного контроля, чтобы вы знали, что требовать от производителей, если она действительно защищают голову от вертикального удара и боковой деформации, то она должна иметь сертификат соответствия. А если каска имеет декларацию о соответствии, значит она совершенно не безопасна, значит ей можно защищаться как каскеткой только от одиночного удара, и она не защищает от вертикального удара. И как раз технический регламент говорит, что есть два класса риска. Первый – декларация соответствия, и это, например открытые очки могут быть. А очки защитные, щитки сварщика и так далее – все должны иметь сертификацию. Зачем это нужно знать: за последнее время очень много ГОСТов поменялось, внедрили технический регламент. И если мы как производители раньше в сертификате писали: «каска ударопрочная», «сертифицировано на вертикальный удар», химическую стойкость, брызги металла и так далее, сейчас в сертификате этого ничего не пишут. Это очень печально, особенно для конечных потребителей, потому что они сейчас в сертификате ничего не могут понять. Там только написано: «соответствует техническому регламенту». Поэтому мы всегда по требованиям предоставляем акты испытания этой каски – то есть, именно сертификационные акты. Потому что только в акте написано, что ее били, морозили, гнули, выливали железо, выливали химию, выдерживали под ультрафиолетом, чтобы она прощла искусственное старение. – пояснила Юлия Шумейко.

Также она рекомендовала обращать внимание на маркировку, так как любой производитель никогда не стесняется указывать свои достижения. Мало того, что это обязательное требование существующих стандартов, но если добросовестный производитель заявляет, что его каска сертифицирована на ударопрочность, в маркировке это будет отражено. Это особенно актуально для импортных касок, потому что в Европе другие стандарты: там нет таких холодов, и каски сертифицирует только до -30 градусов, что может быть неактуально для регионов России. Кроме того, по словам Юлии Шумейко, в Европе не сертифицируют каски на химическую стойкость — а на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности, где есть работы с кислотами, это очень важно, так как действуют химические пары – и пластик от этого разрушается. Производители могут говорить, что все сертифицировано, но нужно обязательно требовать подтверждающие документы, потому что у добросовестного производителя, который провел испытания, они однозначно есть.

Массивные очки? Девушкам не предлагать!

— Очков открытых и закрытых на рынке очень много. И особой проблемой, как показывает мой личный опыт, является то, что неправильно подобрано средство защиты. Например, на нашем заводе: мы когда выдали всем работникам очки такие массивные, то преследовали самые лучшие цели — чтобы была повышенная защита от летящих частиц, от пыли и так далее. Но девушки у нас их не носили. Они хотели на работе быть красивыми. Когда мы выложили перед ними весь спектр очков, они выбрали такие, какие им нравятся, и оказалось, что в течение рабочего дня все с удовольствием стали носить очки. А до этого мы сами производили очки – а у нас люди их не носили. И то же самое было с наушниками. – рассказала Юлия Шумейко.

Поэтому задача инженеров по охране труда состоит еще и в том, чтобы попробовать предложить своим работникам широкий спектр тех же самых очков. Поэтому что обязательно найдутся люди, которые не будут носить то, что им неудобно – а если случится травма, это будет вина работодателя.

То же самое идет с коррекцией зрения. Если у человека не стопроцентное зрение, дать ему очки с простым стеклом – ну это преступление, потому что он не будет в них ничего видеть. А когда он работает в своих очках, которые он в оптике купил, и которые не сертифицированы как средство безопасности, есть риск травмы. Очень интересным решением являются очки, встроенные в защитную каску. Потому что на многих производствах обязательно ношение и того и другого. Очень удобно доставать, убирать именно по мере необходимости. Если вы носите коррегирующие очки, то лучше, чтобы очки на каске были в виде экрана – они надеваются на коррегирующие. Хорошим решением и нашей новаторской разработкой стали щитки сварщика, закрепленные на каске. Опять же сварщики обычно носят только щитки, говоря что им неудобно работать в каске. – продолжила представитель «Суксунского оптико-механического завода».

Еще одной важной деталью она назвала, что для цехов, где повышенная температура, где есть перепады температур и люди выходят на улицу – в таких местах нужны очки с незапотевающим покрытием. Потому что в обычных очках человеку некомфортно работать: или он их не надевает, или вытирает их грязной перчаткой начинает их царапать. Также следует идти на уступки работникам в части цветовой гаммы изделий: на одном из предприятий был случай, когда работники начали жаловать на зеленые очки, что они в них «как лягушки», и перестали носить — при этом к качеству изделий вопросов не было.

— На каждом изделии должна быть маркировка. Абсолютно зеркально е дублирование должно быть на всем протяжении. Прихожу на склад получателя и вижу, что очки не нашего завода, а сертификат мой — было такое. Входной контроль – это то, что будет носить ваш завод. К каждому изделию должен быть паспорт изделия, а не один в коробке на 20 штук. У доброкачественного производителя вся информация дублируется по несколько раз. – заключила Юлия Шумейко.

Правила по охране труда переработает федеральное ведомство

Такую новость участникам совещания сообщил эксперт в вопросах охраны труда Василий Турченко.

Правила пишутся кровью – и правила дорожного движения, и правила по охране труда. Этих правил в настоящее время действует около 120. Значительная часть этих документов в свое время не зарегистрирована была в Минюсте, соответственно не опубликованы в установленном порядке, и получается, что они не содержат государственных нормативных требований. Но это не повод, чтобы ими не руководствоваться и не включать какие-то инструкции в локальные акты по охране труда. Работодатели должны понимать: главное — достичь безопасности труда на рабочих местах с помощью любых по статусу документов. И локальный документ для ваших работников будет внутренним документов обязательного применения. Что касается правил по охране труда, по плану-графику Минтруда России до 1 квартала 2016 года должны быть разработаны и переработаны 36 правил по охране труда, и это еще не финал. Но в итоге их должно получиться меньше, чем сейчас, около 120. — рассказал Василий Николаевич.

Что касается правил по охране труда нового формата, то «первая ласточка», по его словам, уже вступила в силу: это Правила по охране труда при использовании электроустановок – 4 августа прошлого года они вступили в силу. Теперь на подходе 27 мая — Правила по охране труда при выполнении газосварочных работ. Еще грядущие правила по охране труда, к которым нужно быть готовым – 1 июля вступят в силу Правила по охране труда при погрузо-разгрузочных работах и размещении грузов. Во многом новые правила продолжают традиции старых, но они будут включать содержательную часть технического характера.

Также Василий Турченко посоветовал специалистам по охране труда посещать ресурс Soutsar.ru, где собрано большое количество информации по теме.