К чему приведет лицензирование управляющих компаний, какова ситуация с программой капитального ремонта и когда в Саратове появятся нормальные дороги — эти и другие вопросы корреспондент ИА «ЖКХ64» обсудил с председателем комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области Александром Джашитовым.
Клонирование управляющих компаний
— До 1 мая все управляющие компании обязаны получить лицензии, либо уйти с рынка. Год назад вы говорили, что вы против лицензирования. Ваше мнение не изменилось?
— Не совсем так. Я оказался прав в том смысле, что существующая процедура лицензирования абсолютно ничего не дает. Все компании, которые до этого работали — прошли, недобросовестные компании поменяли вывеску, создали клонов, и тоже прошли лицензирование. Лицензирование должно быть многоуровневое, в частности по таким параметрам, как эффективность энергосбережения в доме, эффективность работы компании, почему стоимость содержания и текущего ремонта высокая, и так далее. А сейчас к чему лицензирование свелось? Это экзамен и документация. В тесте 200 вопросов, на которые не ответит только ленивый, который ничего не хочет читать. Я не ответил с первого раза без подготовки только на 14-15 вопросов — и то, это были вопросы, в которых нужно было знать точные цифры. Но если бы я минут тридцать подготовился, то и на эти вопросы бы тоже ответил, тем более, что заранее вопросы известны. Надо обращать внимание, как управляющие компании, например, выполняют законодательство в части информирования жителей о своей работе, в части защиты их прав и интересов. Я недавно разговаривал с одним из председателей совета многоквартирного дома. Он рассказал, что они пытались узнать, каким образом УК рассчитывает ремонт и содержание жилья, сколько тратится на управление. На что управляющая компания не дает ответа, а говорит, что это коммерческая тайна. А никакой коммерческой тайны нет, они обязаны по закону всю информацию раскрывать.
— «ВоТГК» выразила опасение, что с помощью лицензирования недобросовестные управляющие компании смогут уйти от ответственности и накопившихся долгов. Каким образом?
— Те компании, которые имеют больше долги, объявляют себя банкротами и создают клоны. Например, «Жилкомплекс» — не знаю, подал ли он заявку на лицензирование, но уже, вероятно, создал не один, а несколько клонов в Кировском и Заводском районах. У недобросовестных организаций двойной выигрыш от лицензирования: с одной стороны они объявляют банкротство и долги автоматически зависают, с другой — избавляются от «плохих» и неприбыльных домов. Новые клоны используют те же схемы, старые наработки и набирают себе только хорошие дома.
— Как быть с домами, которые останутся без управления?
— Существуют конкурсы, которые проводит комитет ЖКХ по определению управляющих компаний в многоквартирных домах. Они проходят там, где не выбран способ управления: либо нет решения общего собрания, либо оно было, но не исполнено. Тогда дом выносится на конкурсную комиссию. И тут важно, что если дом старый, невыгодный, то никто не хочет его брать. Раньше делали так: старые дома «прицепляли» к хорошим домам, и только в таком наборе передавали в УК. Сейчас так не получается. Никто не подает заявки, и это большая проблема. Совсем другое дело — выгодные дома. Был случай, когда на конкурсной комиссии стоимость содержания и ремонта дома оценивалась в 1,1 миллион рублей. Этот дом выигрывает компания, которая обещает за свой счет сделать работ не на 1,1 миллиона, а на 1,8 миллионов рублей за свой счет. Это при уставном капитале в 10 тысяч рублей! Я задаю вопрос: а как? Один из ответов который мне поступил, мол, «это коммерческая тайна». То есть либо они это будут делать за счет тех граждан, кто и так сам все делает, или они не будут делать ничего, а просто составлять акты.
«Общедомовые нужды по электричеству должны быть равны нулю»
— Расскажите о вашей инициативе по изменению статьи в Жилищном Кодексе РФ. Насколько известно, вы предлагали назначить ресурсоснабжающие организации исполнителями коммунальных услуг. Какова судьба поправки?
— К сожалению, ситуация такова, что в готовящиеся изменения в ЖК РФ данное положение не вошло. Не все ресурсоснабжающие организации, видимо, хотят быть исполнителями услуг, хотя большинство управляющих компании, вроде бы, поддерживают такую инициативу.
— Много жалоб от жильцов поступает по поводу расчета общедомовых нужд. Как быть с ОДН?
— Первое, что надо сделать — поставить везде счетчики. Пока в доме будут люди, которые платят по нормативу, а другие по счетчику, то всегда есть возможность возникновения сумм за ОДН, причем довольно больших. Нам два месяца назад прислали письмо, в котором гражданин жаловался, что с него берут плату за электричество ОДН и за МОП (места общего пользования). Что касается МОП, то тут все понятно. В нормальных домах для МОП стоят отдельные счетчики, поэтому там вопросов нет. Если МОП большой, то ищите тех, кто ворует МОП, самовольно подключается к сетям, а хитрецы такие есть. Но это выясняется просто: выключают свет на полминуты во всем доме, и смотрят, у кого горит свет. Что касается ОДН, то, как я уже говорил, есть индивидуальный счетчик, а есть общий. На выходе появляется разница в показателях, в которой виноваты те, кто платит по нормативу и те, кто не платит вообще. А на тех, кто добросовестно платит, разбрасывают разницу, то есть ОДН. Общедомовые нужды по электричеству в нормальных домах должны быть равны нулю. ОДН по горячей воде вообще не должно быть, потому как если он есть, то значит существует утечка или кто-то врет по поводу показаний своего счетчика, ставит магнит или еще что-то. Аналогичная ситуация и с холодной водой.
— Так лучше ОДН запретить или обязать всех счетчик ставить?
— Правительство уже давно приняло решение установить счетчики. В многоквартирных домах это возможно сделать везде, разве что только тепло нельзя подсчитать. Но каждый раз сроки переносятся. Сколько раз говорили, что тем, кто без счетчиков, будут повышать стоимость услуг — но пока решение об этом не принято. Поэтому ОДН должны прекратить существование. МОП остается, и только на электричество, и может быть на холодную воду, чтобы цветы летом полить.
Отдельно про капремонт
— На ваш взгляд, как реализуется программа капитального ремонта в Саратовской области?
— С капитальным ремонтом беда. В начале года собираемость в общий котел составляла 20%, сейчас уже 40% — но даже пусть собирают 40%, ведь изначально планировали совершенно другие суммы. И главное, что запланировали ремонтировать в первую очередь старые дома высотой в два-три этажа. Значит их ремонт будет оплачиваться за счет многоэтажек. А те многоэтажки, которые остаются в конце списка, им уже денег не достанется. Это как строительные пирамиды, можно сказать, «строительные мавроди». Вот удастся собрать 40% — а где взять остальные деньги? Получается то, что было изначально запланировано в законе, исполняться не будет. Вероятно, они станут банкротами не через полтора года, как я раньше думал, а через год. Это что касается общего котла. На спецсчетах все иначе, там собираемость на уровне 90%.
— Как можно решить проблему?
— Нужно отдать это дело в руки граждан. Государство должно помочь, чтобы ГЖИ и управляющие компании делали мониторинг дома, проводили общее собрание, на котором гражданам бы доказывали, за что им надо платить и что конкретно ремонтировать. И собирать деньги на спецсчет. Есть другой вариант, когда несколько домов на соседней территории могли бы объединиться и создать ассоциацию, которая займется диспетчерским обслуживанием, правовым обеспечением. В этой ассоциации надо собраться и решать, в каком порядке делать капитальный ремонт. Понятно, что на всех денег сразу не хватит — но это будет хотя бы осязаемо и каждый дом будет в этом участвовать. Но без помощи государства в части мониторинга жилфонда тут нельзя. Пусть граждане сами решают, а не те, кто занимается капремонтом, но не знает проблем на местах. В нашем доме все, что нам запланировали по капремонту, мы уже делаем. А нам говорят: «предоставьте документ, и мы вам засчитаем». Да, но ремонт делается хозспособом. Например, у нас как-то протекла горячая вода между домами, и пригласили муниципальную организацию — они запросили за работу большую сумму, которую мы не потянем. Когда представители организации ушли, частники предложили сделать ремонт в два раза дешевле, и сделали. До сих пор все работает. Поэтому я говорю, что на месте собственникам проще решить. К тому же я прекрасно понимаю, что жильцам часто бывает сложно договориться на собрании, особенно если плохой председатель. Но ведь необязательно всех собирать на собрании, можно воспользоваться доверенностью. Так поступают в больших домах, когда в каждом подъезде выбирают делегатов, затем проводят конференцию, на которой делегаты решают за этот подъезд. При условии, конечно, что все документы оформлены. Я понимаю, что сложно гражданам справиться и не все жаждут в этом участвовать, но это возможно.
— Год назад вы высказались против социальной нормы потребления электричества. Изменилось ли ваше мнение?
— Сейчас начинаются разговоры на эту тему, но пока в конкретные решения это не переросло. Я не понимаю, почему не выгодно продавцу продавать больше. Электричество — это, по сути, тот же товар. И зачем меня, покупателя, ограничивать и наказывать, если я много покупаю? В таком случае обычно сбрасывают, скидку дают. Социальная норма — эта чья-то не очень хорошая идея, я считаю.
— На одном из заседаний Общественной палаты вы предложили создать ЖКХ-справочник для граждан о том, куда и в какой последовательности им обращаться для решения коммунальных проблем. Какова его судьба?
— Идея была простая и прозрачная. Граждане очень часто обращаются не туда, куда надо в первую очередь. В результате их жалоба гуляет по инстанциям. Цель документа: подсказать гражданам, в каком порядке им лучше действовать, чтобы решить проблему. Не обязательно следовать инструкции — да хоть Путину сразу пиши! Это просто подсказка. Ведь до сих пор мало кто знает, что например в муниципальный контроль надо обращаться по управляющим компаниям, а в ГЖИ по части ТСЖ. Они разделили свои полномочия. Мы предлагали сделать, чтобы граждане понимали: вот по этим вопросам лучше сюда обратиться, а по этим — сюда. Сначала необходимо обратиться в свою УК, ТСЖ, ЖСК. Если вы не верите им — не обращайтесь, но желательно хотя бы иметь отрицательный ответ от них. Если не дают или отказываются, то идем дальше — муниципальный контроль, ГЖИ, Общественная палата. Если совсем плохо, то прокуратура, суд, полиция. А президенту бессмысленно писать, как они не поймут? Вот, например, жалоба 18 страниц: отправляли Путину, Чайке и энгельсскому прокурору. Департамент по обращению президента запросил наш региональный Минстрой, который, в свою очередь, сделал запрос в ГЖИ. Так вот, жильцы на этих 18-ти страницах жаловались, что собрание, которое было проведено в их доме — липовое, а председателя никто не выбирал. К ним в дом приходят инспекторы ГЖИ, проверяют, но проверяют не по поводу липового собрания, а по поводу аварийного состояния лестницы, и пишут по ней предписание. Затем ГЖИ пишет два одинаковых письма жителям проблемного дома, плюс то же самое письмо отправляет в департамент президента, а департамент президента пересылает его жителям.
— Как лучше всего, на ваш взгляд, бороться с неплательщиками?
— Устанавливать счетчики, ликвидировать ОДН и соцнормы. Если неплательщики из категории граждан, находящихся ниже черты бедности, то им нужно выдавать субсидию. Кстати, самые добросовестные плательщики — это пенсионеры, учителя, они всегда платят. Бывает так, что люди не платят из принципа. Среди обеспеченных людей есть пофигисты, на них нужна управа, это работа приставов.
Одноэтажный Саратов
— И заключительный вопрос не совсем по теме, но на злобу дня: как считаете, когда в Саратове будут дороги?
— Вопрос в том, что они есть, но какого качества. В Варшаве еще до войны были сделаны шахты, где проходили канализация, свет, вода, электричество. И коммунальщики не роют Варшаву никогда. Тут или надо делать шахты, или в каждом доме вводить индивидуальное отопление. Что касается отопления, то в нашей ситуации пока это нереально, поскольку почти все дома подготовлены под центральное теплоснабжение. У нас настроили многоэтажных домов, но в высокоразвитых странах многоэтажные дома не строят. Небоскребы и высотки в основном только под офисы. Там есть социальные жилье в 5-6 этажей. Но если ты обеспеченный, то ты живешь в одноэтажной Америке. Эти одноэтажные дома занимают внушительную площадь вокруг Чикаго, и все более-менее состоятельные люди живут там. У каждого свой дом, свое отопление. И пока мы не решим вопрос с центральным теплоснабжением, до тех пор будут рыть дороги, и все это будет до бесконечности. Думаю, что этот год в Саратове закончится ямочным ремонтом, он уже идет и кое-где можно ездить.