Последнюю неделю медиасреда, политики и россияне всех других профессий и призваний активно обсуждают законодательную инициативу о введении уголовной ответственности за «Тунеядство». Совершеннолетних граждан России, которые при наличии подходящей работы больше шести месяцев уклоняются от трудоустройства, предлагается наказывать исправительными работами сроком до одного года. Такие методы предлагают депутаты заксобрания Санкт-Петербурга. И одна из целей, подчеркивают они — вывести работников с «черными» зарплатами на официальный уровень, и заодно обеспечить приток налогов в казну.
Стоит добавить, что некоторые категории граждан заранее избавлены от обвинений в «тунеядстве» и соответствующих наказаний. В частности, это граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, беременные женщины, женщины с детьми в возрасте до 14 лет, служители церкви.
Нужен ли такой закон Саратову, да и вообще нужен ли? Корреспонденты ИА «ЖКХ64» выяснили мнения городских депутатов на этот счет. И констатировали разность точек зрения.
Андрей Иващенко, депутат Саратовской городской думы: «Сегодня необходимость этого закона общество не принимает»
— Я думаю, что статья «тунеядство» сегодня актуальности не имеет никакой, с учетом повальной безработицы в стране. В первую очередь речь о профессиях, на которые люди годами учились, а устраиваться дворником с учетом, что вы закончили ВУЗ — это бессмысленно.
Да и в условиях нынешнего времени другой рынок и желание поиска работы не должны законом ограничиваться. Заставлять человека идти на какую-либо другую работу, чтобы оформиться официально и не попасть в ряды «тунеядцев», я не вижу смысла. Говорить о том, что это как-то простимулирует рынок к «белой зарплате», не приходится. Больше налогов такой закон, думаю, не принесет. Что такое общество и что такое закон? Общество должно принимать закон и понимать его необходимость. Сегодня необходимость этого закона общество не принимает. А группа людей, которая его лоббирует, я думаю что до конца не просчитывает последствия. Не нужно дразнить людей: и без того тяжелая ситуация в стране, кризис, сокращения. Даже в Саратове проведены крупные сокращения. Если бы была как в Белоруссии выстроена распределительная система, чтобы после вузов студентам помогали куда-то устраиваться по специальности, был бы другой разговор. Нужно эту систему восстанавливать в России, вот тогда можно будет говорить: «Государство для вас сделало все, а вы — асоциальный элемент».
Виктор Марков, депутат гордумы: «Ничего хорошего в этом нет»
— Это возвращение в «совок», все что в нем было и закончилось в 91-м году. И не важно, что там проповедуют — социализм, коммунизм — все это приходит к авторитаризму. Который сопровождается такими явлениями, как борьба с «пятой колонной», насаждаемый патриотизм, борьба с «тунеядством», еще в свое время была борьба с валютными операциями. Можно любую глупость придумать и пытаться наказывать население. И мы, к сожалению, катимся к этим показателям уверенно. И в итоге все это может прикатиться к тому, к чему наша страна пришла в 1991 году. Ничего хорошего в этом нет, законопроект считаю полнейшей глупостью, и как это можно комментировать… как дурь можно комментировать? Нужно посмотреть на мировой опыт и сделать теми же самыми способами. Не нужно изобретать велосипед. Потому что люди везде примерно одинаково жить хотят, есть хотят и так далее. И нужно смотреть на хорошие примеры, а не на дурные. Нигде в мире таким способом налогообложение не увеличили, а только загнали людей в тупик и получали совершенно неожиданный результат. Какое-то время назад такие вещи предлагать просто стыдно было. А сегодня — можно. Вот ерунда и полезла. К сожалению, население наше терпимо к этому относится — в большинстве своем потому что не понимает, чем это может закончиться. Стоит просто оглянуться на нашу недавнюю историю России. Там все видно и понятно.
Олег Комаров, депутат гордумы: «Налоги должны быть посильными, и проблем не будет»
— Я считаю, что мотивирующие механизмы быть должны, люди должны работать. Если человек здоровый — он должен работать. А вот о механизмах можно подумать. Это либо мера ответственности, либо создать условия, чтобы человек работал. Мера ответственности — это как раз законопроект, о котором идет речь. Проще говоря, если ты не работаешь — тебя наказывают. Но я все же думаю, нужно больше стимулировать работодателей, создать выгодные условия труда — это будет способствовать тому, чтобы люди работали. Безусловно, если говорить о своевременности, об этом заговорили очень вовремя, в условиях нашей экономики и кризиса. Этим нужно заниматься и принимать меры не откладывая. Уже в 2015 году нужно принимать меры, а вот какие — нужно обсуждать. Если мы говорим о «черной зарплате» то данную проблему, на мой взгляд, новый законопроект не решит. Подход должен быть другой: налоги должны быть посильными. Если они непосильны, тогда и появляется черная заплата, неоплата налогов и так далее. Это вопрос уже другой плоскости. Налоги должны быть посильными, и проблем не будет.
Александр Ванцов, депутат гордумы: «Чтобы с детства знали: кто не работает, тот не ест»
— Я считаю, что достаточно большое количество граждан РФ занимаются тунеядством. И на мой взгляд это причина для того, чтобы данным вопросом заняться. Да — были, есть и будут возражения на тему того, что якобы не хватает рабочих мест, якобы об этом нужно думать. Но я считаю, что нужно задаться вопросами: почему у нас в России производительность труда одна из самых низких и очень большие показатели тунеядства? В Конституции написано, что труд — это наше право, а не обязанность. Я считаю, это не правильно. Поэтому я только за, хотя и палок перегибать не нужно, хотя при советской власти положение у нас было куда лучше в плане экономическом, и статья эта действовала. Поэтому повторюсь: я «за». Но речь не только об уголовном наказании — речь и о воспитании, чтобы с детства знали: кто не работает, тот не ест. А у нас есть те, кто не работает, а жирует по самое «не хочу». Вот их и будем разоблачать. Я благодарен законотворцам из Питера и надеюсь, что Госдума пойдет навстречу и примет эти поправки. Хотя опять же нужно проводить экспертизы, исследования, а не просто так с бухты-барахты. Нужно все просчитать.
Александр Анидалов, первый секретарь Саратовского горкома КПРФ: «Это не аналог советского закона»
В современных реалиях это проблематично, ведь наличие «тунеядства» предполагает стопроцентную занятость, как это было ранее, если уж говорить о опыте СССР. Все желающие могли иметь работу, более того по специальности, чего сейчас в нашей стране нет. Возможны какие то варианты с выплатами по безработице, которые не будут получать «тунеядцы». Возможны, но вот в прямой ассоциации с советским законом невозможны. Увязка с налогами и черной зарплатой понятна, но закон не может ведь быть введен выборочно. С людьми, которые получают черную зарплату, конечно, что-то делать нужно: или их заставлять приходить куда-то и отмечаться о доходах, или признать «тунеядцами» — но опять же это не аналог советского закона. А бороться с «левыми» заплатами у нас возможно, и есть для этого инструменты.
Александр Ландо, председатель Общественной палаты Саратовской области: «Не думаю, что этот закон будет реализован»
— Я не думаю, что при наличии всеобщей декларации прав и свобод человека, наличии Конституции Российской Федерации этот закон будет реализован. Это выбор каждого человека, как ему себя вести, как трудиться и работать. Хотя, конечно, какое-то внимание данному вопросу уделять нужно, ведь 90 процентов из тех, кто трудоспособен но числится неработающим, на самом деле работают. Этих людей нужно как-то выводить из тени. Ведь они не платят никаких налогов. Но тут есть и другая сторона медали. Есть, к примеру творческие профессии, которые могут попасть под понятие о тунеядстве, но это не правильно. Нужно как-то разграничить, ведь есть поэты, художники, музыканты — это люди свободной профессии. Поэтому вопрос неоднозначный, и я пока что не могу сказать, что поддерживаю данный законопроект.
ЦИФРЫ
330 тысяч жителей Саратовской области рискуют попасть в разряд «тунеядцев» в случае принятия закона. Примерно столько, по подсчетам Пенсионного фонда, заняты в теневом секторе экономики.
99 тысяч жителей области планируется вывести из теневого сектора до конца 2015 года.
ЕЩЕ ОДНО МНЕНИЕ
— Вот у нас в прошлом году не выразили желания работать 242 тысячи человек. Но из них 50 процентов – студенты, 16 – пенсионеры не по возрасту, а вышедшие на пенсию раньше по другим причинам, и 20 процентов- люди, ведущие домашнее хозяйство. Поэтому если говорить о законопроекте как о тунеядцах в чистом виде, живущих за счет другой социальной группы – их достаточно небольшое количество. – отметила на недавнем брифинге замминистра занятости, труда и миграции Саратовской области Любовь Свидченко.
Если обязанность работать возникнет у всех трудоспособных (сейчас это — право), то некоторым гражданам, считает Любовь Александровна, придется устраиваться лишь бы куда – только чтобы не оставаться «вне закона».
— В таком случае работодатель, зная, что к нему в любом случае придет работник, будет занижать заработную плату. И такое «социальное рабство» появится, как вариант развития. Я бы такой закон не принимала, законодательства на мой взгляд достаточно, просто нужно его совершенствовать. – заключила замминистра.
Фото: xvatit.com