Весна 2015 года в сфере ЖКХ ознаменовалась главным событием — лицензированием управляющих компаний. К процессу лицензирования шли долго, были и сторонники и противники. От лицензирования многого ждали, но вот вопрос — дождались ли?
По мнению некоторых саратовских общественников, компетентных в сфере ЖКХ, лицензирование желаемых итогов не принесло. Более того, породило две крупные проблемы, на решение которых придется направить множество усилий. Это организации-клоны и бесхозные дома.
От этого лицензирование не спасло
Самое первое, от чего не спасает лицензирование – появление «компаний-клонов». Схема не новая и распространенная во многих сферах бизнеса: одна компания, заработавшая плохую репутацию, долги, недовольство жителей внезапно банкротится — однако тут же появляется новая организация зачастую с теми же сотрудниками, которая по сути отличается лишь названием.
Стоит отметить, что перед началом процедуры лицензирования в Заводском районе Саратова прошла волна создания новых УК. А жители сообщали на горячую линию ИА «ЖКХ64», что на их дома, находящиеся в управлении УК «Стройкомплект» и «Континент-2011», резко заявили права УК «Восход» и «Авиатор», при этом с ними (собственниками) никаких договор не заключив. Возможно, что эта ситуация — просто совпадение, помноженное на неосведомленность жильцов, и никакими клонами названные УК не являются. А вот то, что ни «Стройкомплект», ни «Континент-2011» лицензий не получили – это факт. Об этом на одном из недавних заседаний в облдуме говорила руководитель Госжилинспекции области Юлия Абрамова. Однако как бы там ни было, способ предотвращения появления компаний-клонов в городе еще не придумали.
Тут же возникает и вторая сторона медали. Только у скандальных «Стройкомплекта» и «Континента-2011» был не один десяток домов, в том числе множество «проблемных». И как же теперь сложится их судьба? А других, если УК обанкротилась или не получила лицензию? Истина вроде бы рядом – но есть куча всяких «но».
Девятьсот многоквартирных вопросов
Если совсем точно, то 895 – столько домов в городе Саратове по данным на 19 мая не имеют никакого способа управления. Большинство относятся к управляющим компаниям, которые не получили лицензию, либо даже не изъявили желания ее получать. Как сообщил на недавнем заседании в гордуме замглавы администрации Саратова Дмитрий Федотов, другие УК для этих домов будут определены путем проведения муниципального конкурса. Но если бы все было так просто!
— Ежедневно мы выставляем на конкурс порядка 20 домов, все конкурсы будет завершены ориентировочно до 20 июля. Вполне возможно, что останутся дома, на которые никто не заявится – это прогнозируется. – констатировал Дмитрий Федотов. — Такие дома будут повторно выставляться на конкурс.
Впрочем, как показывает практика, повторное выставление – не обязательно последнее. Буквально на прошлой неделе на «круглом столе» в облдуме представитель городской администрации сообщал: имеются 37 домов, которые уже в третий раз выставлены на конкурс, а их никто не берет. Данная проблема существовала еще до начала лицензирования УК, просто теперь усугубилась.
«Нескоро дело делается»
— Начнем с того, что определение УК с помощью аукциона — вопрос довольно долгий. Решаться он может месяцами. В первую очередь после того, как дом остался без управления, жильцы могут создать ТСЖ и обслуживать себя сами. Если же нет, районная администрация передает информацию по данному дому в городскую администрацию. Далее ее направляют в конкурсную комиссию и выставляют дом на конкурс. Если в течение конкурса на данный дом никто не заявится — его выставляют заново с поправкой плюс 10% к сбору на «содержание и ремонт жилья». Но опять же, если люди платят 9 рублей с квадратного метра, то плюс 10 процентов — это не существенно. И так может продолжаться долго. – объяснил корреспонденту ИА «ЖКХ64» председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области Александр Джашитов (до недавнего времени — член конкурсной комиссии, занимающейся поиском управляющих компаний для бесхозных домов).
Разумеется, на время поисков жителей домов переводят на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Правда, остается вопрос по обслуживанию внутридомового газового оборудования – просто нет субъекта договора, поэтому администрация просит газовиков заключать договора непосредственно с собственниками.
Как правило, добавил общественник, дома остаются без УК из-за невыгодности. То есть либо дом проблемный, с необходимостью срочного ремонта, либо маленькие сборы за ЖКУ. Бывает, что дом и не аварийный вовсе, но содержать его невыгодно. И администрация уже давно ломает голову, что делать с подобными домами. Да и в принципе, с учетом текущей ситуации, не так-то просто найти новую управляющую компанию для дома. В городе прогремели ряд уголовных дел и проверок, плюс прошедшее лицензирование и сложная финансовая ситуация в стране…
Ужесточение контроля над УК может повлечь за собой спад на рынке управляющих организаций — а следовательно и пополнение рядов бесхозных домов. Поэтому, по мнению саратовских общественников и некоторых областных депутатов, необходимо менять систему поиска УК для тех домов, где управления нет долгое время.
А что с людьми?
Пока во всевозможных инстанциях проходят заседания и круглые столы, обычные жители Заводского района Саратова обивают пороги администрации и прокуратуры. Одними из первых, кто массово заявил о проблеме бесхозных домов, стали жители дома 27а по улице Заречной.
Вот уже почти год жильцы борются за признание своего дома аварийным. И лицензирование им особой радости не принесло. С февраля текущего года и без того расползающийся по швам дом на Заречной по сути остался без управляющей компании. «Континент-2011», который де-юре обслуживал этот дом, но фактически на помощь жильцам не спешил, перед лицензированием УК и вовсе заявил о ликвидации организации по причине банкротства — по крайне мере, так сообщили жильцам.
Можно долго говорить о неидеальном законодательстве в сфере ЖКХ, сетовать на злостных коммерсантов-бизнесменов – а в это время в доме на Заречной банально некому починить душ. Без возможности помыться остались 5 этажей дома, ведь душ был один, общий, на всех жильцов.
Возможно, спасти положение могла бы муниципальная управляющая компания – но вопрос ее деятельности упирается в деньги, которых у Саратова нет. К тому же, бюджетные средства просто-напросто запрещено расходовать на частную собственность. Поэтому создание такой УК маловероятно.
Глава Саратова — о муниципальной УК
«Нужно понимать, что как бы ни была привлекательна идея, она должна иметь под собой правовое и экономическое обоснование. Создание муниципальной управляющей организации потребует увеличения расходной части муниципального бюджета. Необходимо будет обеспечить ее помещениями, штатом, инвентарем, оборудованием, техникой. В условиях жесткого дефицита бюджетных средств сделать это в необходимом для осуществления полноценной деятельности по управлению многоквартирными домами размере будет весьма затруднительно.
Может так получиться, что «рожденная в муках» муниципальная управляющая организация в силу пресловутого недофинансирования не оправдает в полной мере возложенных на нее надежд и для этого есть весьма объективные причины. Учитывая, что созданная муниципалитетом организация будет управлять в основном домами с высоким физическим износом (аварийные, ветхие и т.п.), и уровень задолженности граждан за коммунальные услуги в таких домах тоже очень высок, содержание таких домов потребует значительных финансовых средств. Даже если бы деньги у муниципалитета были в достаточном объеме, направить их на содержание многоквартирных домов не позволят действующие правовые нормы.
Содержание общего имущества многоквартирных домов осуществляется за счет средств собственников находящихся в нем помещений. Действующее на сегодняшний день законодательство позволяет органам местного самоуправления компенсировать управляющим организациям расходы на содержание указанного имущества только пропорционально доле находящегося в них муниципального имущества, а это ничтожно малая доля. Ведь очень многие воспользовались своим правом на бесплатную приватизацию жилья и стали собственниками, т.е. согласились нести бремя содержания своего имущества.
В конечном итоге это с большой вероятностью может привести к невозможности надлежащего содержания муниципальной управляющей организацией общего имущества в многоквартирных домах, огромным штрафным санкциям и, как следствие, аннулированию лицензии муниципальной управляющей организации на право управления. В данной ситуации ужесточение требований к управляющим компаниям в целом может стать непреодолимым препятствием для развития института муниципальных управляющих организаций. В любом случае решение о создании такой организации должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя забывать, что у нас уже был печальный опыт работы ДЕЗов, по сути, тех же управляющих организаций под эгидой муниципалитета. В итоге городским властям и по сей день приходится возмещать в субсидиарном порядке долги их кредиторам». – заключил Олег Грищенко.
Комментарий предоставлен информационно-аналитическим отделом Саратовской городской думы.
ЦИФРЫ
106 управляющих компаний действовали в Саратове до начала лицензирования УК, 18 из них в срок до 1 апреля так и не подали заявок на лицензирование.
105 заявлений на предоставление лицензии подали УК города Саратова – количество почти сравнялось, так как заявления подали 17 компаний, которые раньше деятельностью по управлению домами не занимались.
97 управляющих компаний в Саратове получили лицензии, из них в настоящее время только 86 организаций осуществляют управление многоквартирными домами, 11 – не осуществляют.
3 управляющих компании получили отказ в предоставлении лицензии по причине несоответствия лицензионным требованиям (ООО «Саратовская ЖЭК», ООО «Управляющая компания «СарГРЭС», ООО «Управляющая компания Береж»).
Фото: voshod46.ru