Каждый временной период года для разных людей может называться по-разному. К примеру, лето для школьников и студентов — это начало каникул, для работников — начало летних отпусков, а для сотрудников ЖКХ — подготовка к отопсезону. И эту цепочку можно продолжать вечно… Но есть в России месяцы май и июнь, которые объединяют почти всех, независимо от возраста и статуса — это пора отключений горячей воды.
На днях «Волжская теплогенерирующая компания» опубликовала план отключения горячей воды. Теперь жители Саратова с волнением ожидают приближающихся дней, заготавливая ведра, кипятильники или как минимум собственное терпение. А кто-то решил проблему кардинально, купив водонагреватель. Не успел закончиться май, а на горячую линию ИА «ЖКХ64» уже поступили несколько десятков звонков на тему «нет горячей воды». И ответы на некоторые из них содержатся как раз в этой статье. На вопросы отвечал юрист в сфере ЖКХ Дмитрий Скорняков.
Почему не предупредили?
Не смотря на регулярно появляющиеся планы работ, зачастую вода исчезает внезапно. Однако, в соответствии с законом так быть не должно.
«Информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения — немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг»
Сколько ждать? Или когда включат воду?
Этот вопрос — самый популярный. Как правило, вода исчезает неожиданно для жителей, так сказать без объявления войны, а вот когда горячая вода снова появится — не всегда понятно.
Тут на помощь жильцам приходит закон. К счастью, это то самый случай, когда закон на стороне жильцов. 354-е постановление правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах» — это тот постулат, к которому мы еще не раз вернемся, говоря о воде в целом и о ее отключениях в частности. В данном постановлении имеется приложение №1, а в приложении пункт №4, который и разъяснит нам, сколько же ждать появление горячей воды?
Тут перед нами встает сразу несколько вариантов. Горячую воду могут отключить:
— На 8 часов в течении одного месяца, но не дольше чем на 4 часа единовременно.
— При аварии на магистрали на 24 часа
— Также для проведения раз в год профилактических работ или ремонтных работ отключение допускается на 14 суток.
В нашем случае речь идет именно о последнем пункте — плановое летнее отключение с целью ремонта и профилактики. Итак, максимальный срок отсутствия горячей воды в квартире — не более 14 суток.
Время — деньги
Далее возникает вопрос, а если воды нет уже более 14 суток? Тут нам на помощь спешит все то же 354-е постановление правительства и все тоже приложение №1. За каждый час отсутствия горячей воды выше нормы, то есть более чем 14 суток, виновные будут наказаны рублем. Существует нехитрая схема: каждый лишний час без горячей воды снижает общую сумму за ее оплату по окончанию месяца на 0,15%.
Лишние сутки с холодным краном сэкономят вам 3,6% оплаты в конце месяца. А лишняя неделя 25,2%, что уже выглядит не плохо.
Кто и как вернет деньги?
С цифрами и процентами мы разобрались, однако как показывает практика управляющая компания не спешит снижать стоимость горячей воды, даже если отключали ее на больший срок, чем положено.
«В первую очередь необходимо написать претензию на имя директора управляющей компании с требованием провести перерасчет в соответствии с постановлением №354. Претензию обязательно написать в двух экземплярах: один отдать в УК, а второй оставить себе — но с печатью, что претензия принята в УК.» — объясняет Дмитрий Скорняков.
Да вы просто не заметили!
Получив вашу претензию или даже десяток претензий от жильцов дома, управляющая компания может пойти на различные ухищрения. К примеру убеждать вас, что горячую воду дали как раз-таки в срок, но вы то ли жулик и негодяй, то ли не заметили ее появления.
Тут на помощь жильцам приходят пресловутые приборы учета, установленные как правило в подвалах домов. По их показателям и можно высчитать сроки отключений. Показания данных приборов, в соответствии с законом и вовсе должны храниться 3 года. Хотя получить доступ к ним может оказаться непросто, ведь как правило ключи от подвала или места с приборами учета находятся в УК. В таком случае, если мы говорим о мирном способе, необходимо решением общего собрания изъять ключи у УК и назначить ответственного за ключ.
С показаниями и все проще. Если же УК не собирается их предоставлять, то существуют частные лица, имеющие лицензию, которые официально снимут показания, составят соответствующий документ и выпишут чек за свои услуги. Как правило, стоимость таких услуг около 500 рублей. Однако если желание вернуть часть денег есть не только у одной квартиры, то показания ПУ могут использовать все жители подъезда, а значит сумму оплаты можно разделить между желающими.
Далее — в суд
Продолжая рассматривать самые крайние варианты, мы с вами, не мывшись третью неделю направляемся в суд. С показаниями приборов учета, с претензией в адрес УК и с иском о возмещении положенных нам денег. О судебной практике вновь рассказывает юрист Дмитрий Скорняков:
«Если есть приборы учета и претензия в печатном виде, суд как правило встает в защиту жильцов. Кроме того, с управляющей компании взыскивается сама сумма перерасчета, а так же штраф в пользу жильца с 50% от основной суммы дела. Плюс моральный вред, но это как правило несерьезные деньги.»
Итого: мы видим, что не такие уж многочисленные старания на фоне страданий без горячей воды могут вылиться в заметную экономию средств.