Эксперты «ЖКХ-64»: о повышении нормативов, долевом строительстве и съемном жилье

Эксперты «ЖКХ-64»: о повышении нормативов, долевом строительстве и съемном жилье
На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает еженедельную рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1) В одном из своих недавних выступлений замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что с января 2016 года норматив на потребление воды для людей, которые не установили счетчики, вырастет в 3 раза. С июля 2016 стоимость норматива вырастет в пять раз.
Уже прозвучало мнение, что подобное повышение цен загонит в должники все население России пенсионного возраста.

Каково Ваше отношение к подобному заявлению чиновника? Насколько может быть оправдано такое повышение стоимости нормативов?

2) Согласно материалу, представленному в газете «Ведомости», Минстрой РФ подготовил ряд поправок в закон о долевом строительстве. Согласно им, в России будет установлен минимальный порог для собственного капитала застройщика — не менее 5% от средней стоимости возводимого жилья (произведение его общей площади на среднюю цену квадратного метра). Если размер капитала не будет дотягивать до норматива, то будет необходимо сделать так, чтобы сумма собственных капиталов застройщика и юрлиц, заключивших с ним договор поручительства, составляла не менее 1 миллиарда рублей. По мнению Минстроя, это норма уберет со строительного рынка финансово неустойчивые компании. Кроме того, предполагается сделать деятельность застройщиков более прозрачной – их планируется обязать освещать на сайте компаний практически всю информацию.

Насколько, на Ваш взгляд, эта мера послужит целям обеспечения безопасности на рынке долевого строительства? Не приведут ли такие меры к значительному сокращению числа строительных фирм?

3) В Минстрое РФ обсудили перспективы развития системы доступного наемного жилья стране. Была признана необходимость финансовой поддержки строительства наемных домов, в первую очередь, социального использования, за счет средств бюджетов или предприятий, которым важно обеспечивать своих работников жильем. Кроме того, обсуждался ряд стимулов, которые могли бы стимулировать бизнес заниматься строительством арендного жилья.

Как Вы считаете, насколько остро стоит проблема наемного жилья в России? Стоит ли вообще развивать эту систему или следует сосредоточиться только на строительстве жилых помещений для личного пользования граждан?

Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:

1) Многие собственники жилья, в том числе пенсионного возраста, установили счетчики потребления коммунальных ресурсов (электричество, газ, тепло, горячая, холодная вода), мотивируя это тем, что справедливо платить только за то, что сами потребили, а не за полный норматив. Поэтому они не должны дополнительно оплачивать неконтролируемые расходы коммунальных ресурсов своих соседей по дому, которые не устанавливают счетчики. Следовательно, по утверждению Минстроя РФ, введение повышенных нормативов для собственников жилья, не установивших счетчики учета потребленных коммунальных ресурсов, объясняется необходимостью борьбы с неконтролируемыми расходами воды теми, кто сдает жилые помещения неофициально, либо тратит воду не только на себя, но еще и на иные хозяйственные нужды, значительно превышая расходы, заложенные в норматив.
Но любое решение в сфере ЖКХ должно широко обсуждаться перед его принятием с гражданским обществом, с общественными организациями в сфере ЖКХ, с представителями собственников МКД, чтобы не допустить социальные напряжения, в том числе необходимо оказывать поддержку малообеспеченным гражданам по установке таких счетчиков в рамках Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Кроме того, у потребителей в установленных случаях есть возможность установки индивидуальных приборов учета за счет ресурсоснабжающей организации с рассрочкой оплаты за установку на 5 лет.

2) Органы власти всех уровней уделяют большое внимание решению острой проблемы «обманутых дольщиков». На территории области таких домов 27 и количество семей — более 2 700. Поэтому задача власти в первую очередь принять комплекс мер, который позволит не допустить появления новых обманутых семей, вкладывающих последние деньги в приобретение жилья и остающихся в последствии ни с чем.
Для защиты обманутых дольщиков на территории области действует закон №122-ЗСО «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области», установивший ряд мер защиты права на жилище участников строительства многоквартирных домов.

На федеральном уровне с целью защиты участников строительства многоквартирных домов принят Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно статье 2 данного Федерального закона, застройщик – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее в соответствии с Федеральным законом денежные средства участников долевого строительства для строительства на этом земельном участке многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Следовательно, застройщики в большинстве случаев сами не строят многоквартирные дома, а привлекают для этих целей строительные организации для проведения работ на средства участников долевого строительства.

Таким образом, предлагаемые Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации поправки в указанный Федеральный закон, безусловно, повысят безопасность на рынке долевого строительства и, по моему мнению, не повлекут сокращение добросовестных строительных фирм.

3) Проблема обеспечения россиян доступным качественным жильем относится к числу государственных приоритетов.
Жилищная проблема в России по-прежнему остается острой. Один из путей ее решения – это широкое внедрение государственно-частного партнерства по строительству социально доступного жилья,

При анализе современных условий развития жилищного рынка становится очевидно: в непростых экономических условиях серьезное значение приобретает направление, связанное с развитием рынка найма жилья.

Безусловно, развитие института найма представляется эффективным способом обеспечения россиян жильем. Основным механизмом развития рынка наемного жилья в Российской Федерации должны стать проекты, направленные на строительство жилья экономического класса для его последующего предоставления гражданам по договору найма по умеренным ценам, более низким по сравнению с нерегулируемыми рыночными в частном жилищном фонде. Цель реализации этих проектов — развитие рынка предложения наемного жилья путем активного задействования в нем органов государственной власти и органов местного самоуправления. Сегодня подобный вид найма жилья в обиходе имеет ряд названий, в частности «аренда», «некоммерческий найм жилья», «срочный социальный найм», «найм жилья в «доходных домах» и т. д. Развитие указанного направления имеет важную социальную составляющую, поскольку позволяет создать условия для обеспечения жильем лиц, не способных самостоятельно решить свои проблемы путем приобретения жилья в собственность или найма в частном жилищном фонде. Это дает возможность разработать новые программные мероприятия, связанные с предоставлением жилых помещений гражданам, перед которыми государство имеет обязательства.

В соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ Саратовской областной Думой были внесены изменения Закон Саратовской области от 28.04.2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» в части оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, установления порядка определения дохода граждан и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, определение порядка установления максимального размера дохода граждан и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан, нуждающимися в предоставлении жилых помещений.

Предполагается, что за счет создания наемных домов будут улучшены жилищные условия граждан, которые не могут себе позволить купить жилье по рыночным ценам или каким-либо другим способом.

На сегодняшний день Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства разрабатывается проект программы по строительству наемных домов, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:

1) Людей давно предупреждали о необходимости установки счетчиков, предупреждая о дальнейшем повышении тарифов. Насчет того, что могут пострадать пенсионеры, то, как показывает практика, они уже поставили счетчики, чтобы платить меньше и экономить пенсии. А вот по работоспособным гражданам, не поставившим приборы учета по разным причинам, это повышение может ударить. Пусть ставят.

2) Не секрет, что сейчас российское строительство находится в сложном положении: в стране экономический кризис, люди стали покупать меньше квартир. Именно долевое строительство помогает им остаться на плаву. Если же требования к застройщикам ужесточатся, то многие фирмы просто уйдут с рынка, поскольку не смогут сохранить рабочие места, потеряют квалифицированные кадры. Все это может привести к еще более глубокому кризису в строительной сфере.

3) Я уже давно веду речь об этой проблеме. У нас перед глазами пример Европы, где значительная часть населения проживает в съемных домах из-за дороговизны жилья. У нас тоже далеко не каждый может отдать несколько миллионов за квартиру. Но такого объема съемного жилья у нас нет, его надо создавать. Поэтому, действительно, надо создавать стимулы, чтобы предприниматели были заинтересованы в строительстве таких домов.

Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной Палаты Саратовской области:

1) Повышение норматива на потребление воды для людей, которые не установили счетчики (в 3 раза, в 5 раз) это незаконно. Счетчики обязаны быть установлены, а если они отсутствуют по вине хозяина, то гражданин нарушает закон и должен быть наказан как нарушитель закона (а не использования воды).

2) Здесь вообще есть вопрос о существовании и необходимости долевого строительства. А вот сделать деятельность застройщиков более прозрачной – их планируется обязать освещать на сайте компаний практически всю информацию – вот это должно улучшить ситуацию.

3) Остро стоит проблема наемного жилья в России (особенно в Саратове). Давно уже пора поддерживать строительство наемных домов, в первую очередь, социального использования.

Павел ДУКСИН, адвокат, эксперт в сфере ЖКХ:

1) Полагаю, что подобное заявление не будет иметь реальных оснований. Зондируется общественное мнение, как было уже не раз, и в итоге конечно поднимут, но не в 5 раз, а в 1,5-2 раза.

2) Я считаю, что предлагаемые меры являются эффективными и создадут законодательный барьер для организаций «рога и копыта», которые зачастую дублируют основного застройщика и впоследствии этим же застройщиком и банкротятся. В Саратове есть такой «монстр», который использует подобную схему.

3) Это создаст общежития, в самом худшем исполнении советских рабочих окраин. Ни в коем случае не следует возводить подобное жилье. Субсидирование должно быть адресным и способствовать человеку снимать жилье там, где он хочет, а не в социально неблагополучных трущобах.

Подготовили Антон Тугушев и Александр Ахтырко