Эксперты «ЖКХ-64»: о штрафах для УК, льготах для населения и плате за капремонт

Эксперты "ЖКХ-64": о штрафах для УК, льготах для населения и плате за капремонт
На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы…

Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает еженедельную рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:

1) Согласно заявлению замминистра строительства и ЖКХ России Андрея Чибиса, с нового года на территории Российской Федерации вступает в силу закон, обязывающий управляющие компании, в случае оказания некачественных услуг или неверно начисленных квитанций, оплачивать штрафы в пользу пострадавших жителей: 50% от несправедливо начисленной суммы и 30% от стоимости неполноценно оказанной услуги. По мнению правительства, это будет стимулировать управляющие компании не допускать ошибок, потому что теперь они станут экономически невыгодными.

Как Вы считаете, эта мера действительно наведет порядок в деятельности управляющих компаний, или же наоборот, сократит их число, сделав их деятельности экономически невыгодной?

2) Премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что было принято решение освободить от оплаты взносов на капремонт инвалидов 1 и 2 группы, а также семьи с детьми-инвалидами в той же мере, в которой они освобождаются от соответствующих платежей за коммунальную сферу, то есть на 50%. Регионам также будет рекомендовано установить льготы для одиноко проживающих старше 70 лет (компенсировать им расходы на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50%), для тех же, кому исполнится 80 и более лет, должна быть предусмотрена 100-процентная компенсация.

Как Вы прокомментируете эту инициативу российского правительства?

3) В Госдуму РФ был внесен законопроект, предусматривающий отмену платы за капремонт в тех домах, в которых он уже был проведен. Этот мораторий будет вводиться на 5 лет и коснется только тех домов, где был создан специальный счет для проведения капремонта. По мнению разработчиков, эта мера необходима, поскольку уже сейчас имеются ситуации, когда жильцы отремонтированного дома продолжают вносить деньги на капремонт, одновременно погашая кредит, взятый для проведения ремонтных работ.

Как Вы оцениваете необходимость введения подобного закона?

Максим ФАТЕЕВ, президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

1) Судя по всему, речь идет не о законе, а о проекте постановления Правительства РФ о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. В нашем распоряжении имеется проект документа на 34-х страницах. Из 51-го пункта постановления вопросы штрафов исполнителей услуг описаны в двух пунктах, все остальные пункты посвящены детализации, усложнению правил оказания коммунальных услуг, ужесточению ответственности собственников помещений и пользователей услуг. Но об этих изменениях заместитель министра строительства и ЖКХ России не сказал ничего.

Кроме того, Андрей Чибис ничего не сказал о том, что будет подтверждать низкое качество услуг, ошибочность расчетов. Также проект постановления описывает ряд ситуаций, когда исполнитель не может быть признан виновным в нарушении ввиду отсутствия технической возможности поставок холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах и ряда других услуг, что подтверждается решением органа государственного жилищного надзора. В таком случае уплата указанных в настоящем пункте штрафов не осуществляется за период, установленный решением органа государственного жилищного надзора.

Так что сейчас трудно прогнозировать наведение порядка или, напротив, уход с рынка УК. Можно лишь сказать, что новые изменения не так быстро в полном объеме будут реализованы в поседневной практике в сфере ЖКХ.

2 и 3) На мой взгляд, схема финансирования и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, введенная с 2014 года, в нынешних экономических условиях нереализуема для большинства объектов (кроме сравнительно новых «больших» домов, открывших спецсчета). Рост цен на строительные материалы, значительное ухудшение экономического положения граждан, регионов перевело этот проект в один ряд с системой «Платон» для дальнобойщиков. Необходимо максимально сузить масштаб этого проекта, снизить нагрузку на граждан и регионы, чтобы уменьшить возможные негативные последствия для граждан и для общества в целом Он настолько нежизнеспособен, что управляющие компании домов, отчисляющие средства в региональные фонды, а не на спецсчета, зная реальную ситуацию с состоянием внутридомовых коммуникаций, успешно убеждают граждан параллельно собирать средства на конкретный ремонт дома, не дожидаясь мифических 30-х- 40-х годов.

А какой простор открывается для регионального оператора! Минстрой РФ в ноябре обнародовал проект постановления Правительства РФ, которым предусматривается предоставление региональному оператору права размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта в кредитных организациях.

Региональный оператор размещает временно свободные средства фонда капитального ремонта в кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, отобранных им по результатам конкурса. При этом проектом постановления устанавливается, что размещение временно свободных денежных средств фонда капитального ремонта не должно приводить к возникновению дефицита средств при расчетах за оказанные услуги и (или) выполненные работы. Азарта эта рулетка добавляет тем, что ЦБ никого не предупреждает, у какого банка в скором времени отнимут лицензию.

Евгений ПЯТАЙКИН, адвокат, член Общественной палаты города Саратова:

1. Какие либо штрафные санкции против УК вполне могут применяться уже существующим законом — ФЗ «О защите прав потребителей», поскольку отношения с УК имеют именно потребители ЖКУ. Как показывает практика, введение каких-либо «санкций», в т.ч. штрафных, в отношении УК любой формы, ложится на плечи именно потребителей — жителей или нас с вами. Это происходит потому, что у любой УК денежные средства — это только те средства, которые заплатили жители за ЖКУ. Как правило других средств эти УК в оперативном управлении не имеют и штрафы, пени и пр. уплачиваются за счет них. Таким образом, полагаю, что введение дополнительных штрафных санкций в отношении нерадивых УК приведет к тому, что эти дополнительные штрафы будем оплачивать мы с вами, при этом качество обслуживания домов катастрофически снизится. Более того, ввиду того, что по указанным выше причинам резко снизится оплата ресурсникам, последние, не ища ничего нового, пытаясь компенсировать свои убытки, тупо поднимут тарифы за ЖКУ. Поэтому, я, как и прежде, считаю необходимым передать функции по управлению домами государству либо муниципалитету.

2. Любую инициативу государственных либо муниципальных органов по поддержке социально незащищенных слоев населения всецело ПОДДЕРЖИВАЮ!

3. Считаю необходимым передать функции по управлению домами государству либо муниципалитету. Коммунальная сфера в какой-то мере сфера обеспечения жизнедеятельности граждан. В условиях современного развития систем коммуникаций многоквартирных и многоэтажных жилых домов граждане, не имеющие специальных познаний в этой области, самостоятельно не могут и не должны принимать решения в сфере обслуживания МКД. Ну не может бабушка — председатель ТСЖ, в прошлом учитель музыки, знать когда и какую задвижку надо поменять в подвале ее многоквартирного жилого дома или заменить двигатель лифта. Весь бардак в системе ЖКХ только потому, что эту отрасль государство скинула на плечи самих людей, полностью открестившись от какого-либо в ней участия.

Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:

1) Очень интересное заявление. Но я его не поддерживаю. Прежде всего – из чьих средств будут платиться эти штрафы? Откуда у управляющих компаний деньги? От жильцов. То есть, получается, что жильцы будут платить сами себе штрафы за все нарушения управляющих компаний. Не самое умное предложение. Управляющая компания – это наемный менеджер, ему жильцы платят за управление своим домом и своими деньгами. Если он плохо работает – его надо менять, вот и все. Непонятно, как будут оценивать низкое качество услуг. Кто будет этим заниматься, если у нас и так в контролирующих органах не хватает людей для проведения проверок. На основании каких критериев качество обслуживание будет оцениваться? Непонятно. Это заявление скорее рождает новые проблемы, чем решает старые.

2) Очень правильная инициатива, я ее полностью поддерживаю. Думаю, ее поддержит и население. Одно дело, если бы какие-то льготы представляли чиновникам, тут да, тут народ бы не стерпел. Но поскольку поддерживаются социально незащищенные слои населения, то инициативу скорее всего примут. Ведь не можем же мы отбирать у людей последнюю копейку. Что касается второй части вопроса, то, как мне кажется, было бы правильным, дать регионам полномочия определять каким слоям населения давать субсидии. Конечно, Саратовская область, которая находится в сложном финансовом положении вряд ли будет способна выделять какие-то средства, но другие регионы вполне с этим могут справиться.

3) Тема платежей за капремонт и их возможной отмены в последнее время постоянно поднимается разными оппозиционными партиями. Причем, чаще всегда инициаторы не понимают принципов работы программы капремонта. Если дом сдает средства в «общий котел», то никакого прекращения платежей, естественно не будет. Если же дом завел себе спецсчет, и капремонт был проведен на деньги, взятые в кредит, то его надо потом погашать. И эти средства потом собираются также под маркой взносов за капремонт.

Подготовили Антон Тугушев и Александр Ахтырко