На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы…
Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает еженедельную рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:
1) К концу 25 декабря 2015 года все региональные ГЖИ перейдут на прямое подчинение главам субъектов. Как сообщил замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, существующая ситуация, когда руководство жилинспекции подчиняется тому же чиновнику, которому подчинены и структуры, отвечающие за капремонт, порождает конфликт интересов. Новая система подчинения позволит же избежать возможности подобного столкновения.
Как Вы оцениваете эту инициативу правительства?
2) На региональном Гражданском форуме «Мы вместе», который состоялся в Саратове, 9 декабря, председатель комиссии Общественной палаты Рф по развитию социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Игорь Шпектор заявил о бессмысленности, с его точки зрения, закона об обязательном лицензировании УК. С его точки зрения, он не выдавил с рынка недобросовестные управляющие организации, а наоборот, создал препятствия для появления новых компаний.
Как бы Вы могли прокомментировать эту точку зрения?
3) В связи с ратификацией Россией конвенции ООН о правах инвалидов, Минстрой РФ внес поправки в Градостроительный кодекс. Теперь при подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в проектную документацию обязательно включаются мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, в том числе и к объектам жилищного фонда.
Как Вы считаете, насколько эти требования возможны к реализации в условиях Саратовской области?
Сергей НЕСТЕРОВ, председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Саратовской областной Думы:
1) Я поддерживаю инициативу Правительства РФ по подчинению Госжилинспекции напрямую губернатору региона, так как последние изменения жилищного законодательства значительно расширили полномочия госжилинспекции в вопросах наведения порядка в управлении многоквартирными домами и в защите интересов собственников по вопросам повышения качества коммунальных и жилищных услуг. Следовательно, подчинение ГЖИ напрямую губернатору позволит повысить статус данного ведомства и, главное, позволит непредвзято проверять любых чиновников и организации региона, ответственные за ЖКХ, и в случае выявленных нарушений привлекать их к ответственности.
2) Сам формат названного мероприятия – гражданский форум — предусматривает возможность каждого участника высказать свою личную точку зрения по тому или иному вопросу. Поэтому я уважительно отношусь к позиции председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства Игоря Шпектора, но ее не разделяю, а наоборот, поддерживаю введение механизма лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На территории Саратовской области по состоянию на 15 октября 2015 года с заявлениями на получение лицензии в лицензионную комиссию области обратилось 267 организаций и индивидуальных предпринимателей, отказано в получении лицензии 17 организациям.
Причем лицензии не получили такие известные саратовцам с отрицательной стороны компании, как Стройкомплекс, Континент, Жилкомплекс, в управлении которых находилось более 500 многоквартирных домов.
Таким образом, принятые правовые акты в сфере лицензирования деятельности управляющих организаций, безусловно, решают задачу недопущения к управлению многоквартирными домами или последующего отзыва у недобросовестных организаций лицензий в рамках лицензирования, и при этом совершенно не препятствуют появлению на данном рынке новых добросовестных компаний.
3) Задача всех уровней власти создавать для маломобильных групп граждан доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами.
Поэтому Саратовской областной Думой по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики на рассмотрении находится законопроект по внесению изменений в Закон Саратовской области от 25 марта 2013 года № 36-ЗСО «О дополнительных видах услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, на территории Саратовской области», который внесен губернатором области. Согласно данному законопроекту перечень дополнительных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, установку оборудования, обеспечивающего доступность общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Изменения, которые внесены на федеральном уровне и которые вносятся на региональном уровне, будут постепенно реализованы и безусловно помогут повысить доступность доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
Дмитрий ТЕПИН, министр строительства и ЖКХ Саратовской области:
2) Я считаю решение об обязательном лицензировании управляющих компаний правильным. Благодаря этому закону нам удалось провести документарное лицензирование, проверить квалификацию их директоров, степень раскрытия информации, качество персонала. Но следует отметить, что это только первый этап лицензирования.
Во втором этапе самое непосредственное участие примут сами жильцы. Если они будут недовольны качеством работы своей управляющей компании, то смогут обратиться в Госжилинспекцию. В случае, если ГЖИ обнаружит в действиях УК ряд нарушений, то она будет через суд лишена права управления домом. Ну а далее, если УК таким образом потеряет 15% своих домов, то у нее будет отозвана лицензия и работать на этом рынке ей уже не удастся.
Таким образом, этот закон должен подстегнуть управляющие компании работать более эффективно. В обратном же случае им придется уйти с рынка.
3) Должен отметить, что в нашем регионе все новые строящиеся или реконструируемые объекты, подлежащие экспертизе, подчиняются этому решению и создают все необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями.
Что касается жилого фонда, то нужно учитывать, что капитальный ремонт не всегда подлежит экспертизе. Очень часто проводятся работы по реконструкции какого-нибудь одного элемента, несвязанного с проблемой доступа для инвалидов, например, крыши. Так что здесь вс` несколько сложнее.
Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной Палаты Саратовской области:
1) Видимо, Андрей Чибис абсолютно незнаком с тем, каким образом создается и действует региональная власть. Кто и кому подчинен официально — не имеет никакого значения. Все участники региональной власти (чиновники) подчиняется реально одному главному чиновнику – главе субъекта.
2) Именно это же я говорил в феврале 2014 года в интервью у вас в студии «ЖКХ-64». Так что Игорь Шпектор прав, как и я. Потеряно время тех, кто этим занимался, и напрасно потрачены финансы.
3) Эти требования возможны к реализации в условиях Саратовской области, но только в тех существующих объектах капитального ремонта, в которых это позволяет конструкция дома. Таких домов, в которых конструкции не позволят это сделать, немало. Во вновь строящихся домах обязательно должны в документацию включаться мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, в том числе и к объектам жилищного фонда. И самое главное — это должно выполняться на всех уровнях.
Сергей ПЯТКОВСКИЙ, общественник:
1) Ничего не будет. Здесь ситуация, как в басне Крылова — «А вы друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь». От перемены подчиненности не изменится ровным счетом ничего. Надо добиваться совершенно другого документа: «Методики оценки эффективности работы Госжилинспекции». Пока у нас сотрудники ГЖИ выступают в роли статистов – принимают обращения, высылают инспекторов, отчитываются. Как оценивать эффективность их деятельности – неясно. А ведь совершенно ясно же, что, если по одному и тому же поводу увеличивается число обращений, значит они не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. Если, наоборот, число таких обращений сокращается, значит, молодцы, хорошо сработали. А менять порядок подчиненности – это ничего не решит.
2) О необходимости введения лицензирования и аттестации УК я говорил еще в 2012 году. В 2014 году наше правительство наконец-то до этого додумалось. Но, к сожалению, это не то, чего мы добивались. Мы хотели, чтобы лицензировали деятельность управляющих компаний, их способность управлять домами, а что получили? Лицензируют вовсе не способность организаций к управлению, а какие-то их личные качества: наличие судимостей, родственников за границей, какую-то чепуху, косвенные оценочные критерии. Скажу так: если у меня в доме будет сухо и тепло, все домовые механизмы будут работать как часы, и деньги воровать не будут, то как жильцу, мне будет наплевать, что домом управляет человек с судимостью. А если же в доме будет бардак и разруха, то меня не особо согреет факт, что домом управляет человек с кристально чистой репутацией. Так что я абсолютно согласен со спикером – никакой практической пользы это лицензирование не дало.
3) В любом доме главной властью являются жильцы, так что как они решат, так и будет. Сейчас наше правительство выпускает столько постановлений, что ими можно стену обклеить там, где это необходимо. Давайте дадим больше власти собственникам и будем выпускать меньше указов? Посчитают собственники, что нужны условия для инвалидов – сделают. Не посчитают – не сделают. Естественно, что общественные здания необходимо приспосабливать для инвалидов.
Ольга РАДИНА, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Саратове»:
1) Не вижу принципиальной разницы. Но если это повысит статус жилищной инспекции и не приведет к лишним бюрократическим проволочкам из-за занятости главы субъекта, почему бы и нет?
2) Результат лицензирования в ближайшее время оценить будет довольно сложно. По моей информации, пока не было команды жестко зачистить этот рынок ото всех недобросовестных УК. К сожалению, таких очень много, а активность населения очень низкая, создавать ТСЖ для своего дома готовы не все. Да и не все дома потянут такое «самообслуживание». Речь, как правило, идет о небольших, сильно запущенных домах, где живут пожилые люди. Оставить их без управления власть не может. Даже самая плохая УК как минимум готовит дом к зиме, следит, чтобы не произошло ЧП. Это власть вполне устраивает. Если УК не будет, заниматься этим придется самостоятельно, а денег, как мы помним, нет. Но как инструмент регуляции рынка жилищно-коммунальных услуг лицензирование имеет, как мне кажется, хороший потенциал.
3) Строить красивые и удобные дома – это не какое-то ноу-хау. Это вообще-то нормально. Так и надо строить. В Москве, например, так строят уже сейчас. Посмотрите на Новую Москву – все продумано, вплоть до фонтанов в аллеях. А у нас на публичные слушания выносят вопрос о снижении процента озеленения для микрорайона, который строится «в чистом поле» с нуля. Говорят – пандусы дорого, съезды для колясок – дорого, парковки – вообще космос. Другой вопрос – это оборудование уже готовых объектов. По большому счету делать это надо. Но ведь доходит до абсурда! Ну хорошо, поставили вы подъемник на входе, а дальше что? Внутри-то в большинстве случаев делать инвалиду нечего. В смысле, не получится там ни проехаться, ни развернуться на коляске. Или наоборот. Не так давно побывала в хореографическом отделении областного колледжа искусств, где на балерин учат. Там все помещения оборудовали желтой разметкой для слепых. Авторов идеи надо было самих на инвалидность проверить, нет ли умственной отсталости. Балет и слепые! Абсурд же. Лучше бы там душ оборудовали для детей и подростков, которые целый день, извините, потеют. Идею Минстроя поддерживаю. Исполнение бы не подкачало.
Павел ДУКСИН, адвокат, эксперт в сфере ЖКХ:
1) Полагаю, что это просто недопустимо. ЖКХ не должно отдаваться на откуп региональным властям, которые зачастую покрывают злоупотребления в этой сфере и не заинтересованы в объективных разбирательствах.
2) Полагаю, что лицензирование УК не достигло цели, которую ставил законодатель. На мой взгляд, зачастую это очередная кормушка для коррумпированных чиновников.
3) На мой взгляд, эти требования выполнить, конечно, тяжело. Вместе с тем, мы, например, пьём чистую воду, а не ходим вереницами на водопой к роднику. Это тоже дорого — воду очистить. Тяжело, но вполне по силам застройщикам. Город не приспособлен для инвалидов, люди страдают и переживают. Необходимо создать единую инфраструктуру для инвалидов. Закон полезный и своевременный.
Подготовили: Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО