Как известно, 29 июня областная дума приняла законопроект, разработанный депутатом-застройщиком Леонидом Писным, который предложил при принятии того или иного вопроса проводить одни слушания из расчета на каждые 300 тысяч жителей, а не 100 тысяч, как это было раньше. Иными словами публичные слушания будут проводиться реже, а вопросов на них выноситься будет больше. Кроме того, в начале июля на заседании общественной палаты был одобрен подготовленный сити-менеджером Валерием Сараевым проект решения депутатов городской думы об изменении процедуры слушаний. Согласно этому документу, предлагается исключить процедуру голосования участниками публичных слушаний по обсуждаемым вопросам, а в протоколе слушаний в таком случае будут всего лишь «отражаться выступления участников для последующего учета мнения граждан при принятии решения уполномоченным органом».
Приводим комментарий главного редактора ИА «ЖКХ-64» Александра Ахтырко, ответившего в беседе с журналистом «Общественного мнения» на следующие вопросы:
Как вы считаете, какова истинная причина, побудившая чиновников и депутата-застройщика выступить с данными инициативами? К чему реализация данных нововведений приведёт на практике?
— Истинная причина данных нововведений, на мой взгляд, кроется, прежде всего, в бизнес-интересах застройщиков (как выше упомянутого депутата, так и его коллег по цеху и многочисленных партнёров). Я разделяю позицию общественника Александра Журбина о том, что после вступления в силу этих инициатив значительно ослабнет и без того «хилая» обратная связь с населением. Ни к чему хорошему искусственное укрупнение повестки дня плохо организованных публичных слушаний, конечно же, не приведёт.
Вопрос регулярности проведения публичных слушаний считаю менее актуальным. Гораздо более важным мне представляется развитие современных форм взаимодействия с активными участниками этого процесса и населением того или иного района города. Ни для кого не секрет, что в середине второго десятилетия XXI века Интернет хорошо распространён даже на территории такого провинциального и, безусловно, отстающего в развитии города как Саратов. И администрации всех уровней, и общественные организации давно обзавелись пресс-службами, пабликами в социальных сетях и т.д. Почему бы не задействовать эти ресурсы хотя бы в качестве организующего «звена» в рамках процедуры публичных слушаний? Например, можно проводить опросы и распространять информацию в СМИ, чтобы облегчить каждому горожанину механизм его участия в слушаниях. Ведь у очень многих людей попросту нет времени на то, чтобы лично присутствовать на обсуждении волнующей их повестки дня.
На практике же реализация данных нововведений приведёт к тому, что множество актуальных для саратовцев вопросов застройки зелёных зон, мест отдыха и исторического центра города, сноса памятников архитектурного наследия и возведения возрастающих день ото дня в своём количестве новых 16-, 20- и 40- этажных многоквартирных домов, а также «нужных» особняков на Кумысной поляне пройдут процедуру рассмотрения на публичных слушаниях сугубо формально, под массовый и всепоглощающий «одобрямс» той повестки дня, которую посчитают необходимой представить публике в кулуарах администрации.