Дмитрий Коннычев: «Образование — это ключ к умному Саратову и к хорошей жизни»

Дмитрий Коннычев: «Образование - это ключ к умному Саратову и к хорошей жизни»

В преддверии выборов затрагиваются многие темы. Говорят о дорогах, об аварийном жилье, о цветочных клумбах и прочем. Все это, безусловно, важно, но можно с уверенностью заявить, что все это сиюминутные цели. Тактика, а не стратегия. В этом же материале речь пойдет о глобальном. О том, что сможет полностью изменить историю развития нашего города.

— Сегодня нашей темой для разговора станет образование. Почему?

— Образование это наше все. Как для людей, так и для Саратова, как города. Образование – это то, за счет чего город может поднять себя на уровне страны и решить вопрос привлечения финансов, а также людей. Успех региона – это не деньги. Успех всего – это люди. Образованные, умные, успешные люди, которые строят, в том числе и хороший город, требуют денег. Это понятно. Те, кто этого здесь не находят, уезжают отсюда.

— Как можно предотвратить отток людей?

— Образование – это насос, который привлекает людей. Поэтому если Саратов будет являться привлекательным городом, с точки зрения хорошего образования, то сюда приедут молодые люди. Именно поэтому образование – это наше все. Оно поможет нам занять достойное место в стране и привлекать ресурсы.

— Как еще хорошая образовательная система повлияет на жизни людей?

— Образованные люди вокруг нас – это гораздо лучшая жизнь. Снижение уровня преступности – это как минимум. Жизнь станет намного интереснее – это как максимум. Нынешний уровень образования очень важен. У всех есть дети, у многих есть внуки и другие родственники, которые еще только вступают в жизнь. Соответственно, чтобы жизнь здесь стала лучше нам нужно образование для саратовцев.

— С чего следует начать работу по улучшению упомянутой сферы?

— Ключевым звеном, которое нужно сейчас развивать и в которое нужно вкладывать ресурсы, я бы назвал школы. Под ресурсами я подразумеваю не только деньги, но и человеческий фактор.

— Почему именно школы?

— Если мы посмотрим на демографию нашего города, области и даже страны, то мы поймем, что тот демографический бум, который был в начале 2000-ых и продолжается сейчас, он дал большое поколение. Все эти малыши в ближайшее время пойдут в школы. Однако учреждения среднего образования не готовы принять такой массив, потому что в 90-е годы рождалось очень мало детей. Отсюда возникает проблема перегруженности, которую пытаются решить путем формирования второй смены. Так решают проблему нехватки пространства. Если не хватает еще и учителей, то это ведет к превышению норматива количества учеников в одном классе, который сейчас равняется 25.

— Какая наполненность классов была бы идеальной?

— Лучше всего здесь было бы сделать микроклассы по 5-6 человек. К сожалению, этого экономически не выдержит ни одна система. В мире не бывает ничего бесплатного. Бесплатное образование – это миф. Семья официально не платит из своего кармана непосредственно школе, но на уровне страны образование финансируется из бюджета, а бюджет – это наши с вами налоги. Учителя должны достойно питаться, одеваться и так далее. Плюс надо отапливать школу, ремонтировать ее, приобретать оборудование и прочее. На идеальную модель микроклассов нужно потратить в 4 раза больше денег, чем тратится сейчас. Получается, что это невозможно. Однако нашли компромисс. Все-таки 25 – это лучше, чем 35 и чем 41.

— Когда нужно начинать менять подход к образовательной системе?

— Малышей будет много уже совсем скоро и это прекрасно, но наше сообщество должно быть к этому готово. Это значит, что все возможные ресурсы надо направить в школы. Причем это необходимо сделать с опережением – в ближайшие 5 лет. Я иду в думу как раз на ближайшие 5 лет и буду решать эту проблему. Проблема с детскими садами не решена до конца, но упомянутая проблема гораздо важнее и глобальнее.

— Почему она важнее?

— Хотя бы потому, что сейчас начнет рожать поколение моей дочери, которая 1997 года рождения, а это поколение малочисленное. Примерно с 1993-1994 годов и до 2000 года, а может и дольше, был сильный демографический спад. На протяжении этих 8-10 лет просто родилось мало детей. Соответственно немногочисленное поколение 90-ых не сможет завести много детей. Через 5-7, а тем более через 10 лет, детей в садах будет очень мало. Еще одна причина — ребенок идет в детсад на 4 года, а в школу на 10-11 лет. К тому же школьное образование обязательное, а в детсады можно и не ходить.

— Что нужно сделать в первую очередь?

— Саратову, властям, нужно качественно взаимодействовать с вузами в вопросе подготовки педагогов. Нужно сделать так, чтобы учителями не становилось троечники. Это зависит от социального статуса учителя. Мы уже сейчас должны понимать, что нам слабые учителя дадут слабых детей и наш город не будет умным никогда. Городу же нужно думать, где брать ресурсы, чтобы вкладывать их в школы. Может быть, выбивать их на федеральном уровне или здесь менять статьи расходов.

— Как можно привлечь отличников в педагогические вузы?

— Необходимо, чтобы профессия учителя была престижной. Один политик недавно сказал, что учитель – это работа по призванию, поэтому она не должна высоко оплачиваться. Мол, если хотите денег – идите в бизнес. Я считаю, что это неправильно. Я считаю, что эта профессия должна оплачиваться достойно. Если мы не добьемся увеличения финансирования, то у нас этого не будет. Мы уже сейчас должны биться за то, чтобы работа учителя стала привлекательной. Тогда через 5-6 лет наших детей и внуков будут обучать грамотные, профессиональные педагоги. Это буквально срок работы нового созыва думы – 2016-2021. Поэтому я своей задачей считаю работу над системой образования. Эта работа приоритетная.

— Будут ли готовы к переменам сами учителя?

— Мы демонстрировали нашу программу учительскому сообществу, администраторам от образования и мы не услышали критических отзывов. Кстати и среди родителей таковых не было. Как нам кажется, в наших предложениях заинтересованы все.

— Однако для многих приоритетными являются проблемы детсадов.

— Согласен. Есть проблемы очередей. Сначала я хочу моих читателей предупредить, что очень скоро, властные структуры заявят, что решили проблему очередей. Но ее демография решила – это не чья-то заслуга. Если почивать на лаврах и не решать проблему в школах, то точно та же проблема очередей появится в там. Лет через 10 нужно будет думать, что делать с сетью муниципальных садов и как ее удерживать. И поддерживать работающий персонал.

— То есть никто ничего не делал для устранения очередей?

— Что-то все-таки делали. Создана электронная очередь. Однако система недоработана. Например, семье нужно переехать из одного района Саратова в другой. Очередь порайонная. То есть, если в Заводском семья стояла в начале очереди, то переезжая в Ленинский, эта же семья оказывается в конце очереди. Это реальный пример, который мне рассказал реальный человек. Систему нужно менять. Как минимум делать ее общей для всего города, чтобы человек не терял свое место в очереди из-за переезда. Второй момент: пока еще потребность есть, нужно развивать муниципально-частное партнерство по широкой сети малых детских садов с небольшими группами. Так можно увеличить количество мест. Каждый такой садик на 10-50 мест – это все-таки поддержка для общей системы дошкольного образования.

— Почему же эта сфера недостаточно развита сейчас?

— Сейчас слишком высокие требования государства к таким садам. Коммерческая рента, масса СанПиНов, далеко не все помещения подходят и так далее. Что делают люди? Они просто называют это «образовательный развивающий центр», а не «детский сад», но мы-то понимаем, что это на самом деле. Зачастую получается, как в Затоне – «купаться запрещено» и все в воде. Муниципалитет снял с себя ответственность. Это же бардак. Это безобразие. А мы строим умный Саратов. В нем такого не будет.

— Как выйти из этой ситуации?

— Надо просто помочь этим людям и все станет правильным и законным. Если власть будет эту отрасль поддерживать, то мы создадим несколько сотен мест.

— Сейчас многим родителям приходится водить детей на платные подготовительные курсы. Знаете об этой проблеме?

— Да, есть такая проблема, хотя закон не требует этого. Песня про то, что в школе учат писать и читать, давно уже не актуальна. Ребенок должен прийти подготовленным. Это не по стандарту, но это всеобщая практика. Не подготовишь ребенка и хорошая школа его не возьмет. Хотя экзаменов в первый класс не должно быть.

— Как с этим можно справиться?

— Надо собрать родителей, сотрудников детских садов и учительское сообщество. Без перечисленных людей власть эту проблему не решит. Необходимо обсуждать и выбирать оптимальный вариант. Либо детсады начнут учить детей и готовить их к школе, либо сами школы перестанут требовать подготовку. Еще и поэтому необходимо достойное финансирование образования. Потому что, допустим, решили, что детские сады занимаются подготовкой к школе. Они согласятся, но не просто так — им нужны будут ресурсы. «Яблоко» будет реально решать проблемы. Я с позиции депутата, совместно с городским комитетом образования, буду работать над этим. Ведь с этой проблемой столкнутся все, у кого есть дети в возрасте до 7 лет и у кого будут дети. Я готов им помочь.

— Мы поговорили о дошкольных учреждениях и о среднем образовании, а что насчет высшего образования?

— Вузы у нас, в большинстве своем, федеральные, но они на нашей городской земле в Саратове. Поэтому подход и способ взаимоотношений всегда можно найти. Например, муниципалитету интересно, чтобы вузы готовили больше людей определенной специальности. Тут можно сторговаться. Конечно, я не говорю о деньгах, но муниципалитет может помочь вузу разными способами. Например, землями. Главное, у депутатского корпуса и главы города должно быть понимание того, что мы можем взаимодействовать с вузами.

— Людей, с какими специальностями должно быть больше?

— Я считаю, что главная на данный момент специальность – это IТ. Внутри соответствующего сообщества считают, что саратовская программистская школа третья по качеству в России. Однако выпускники уезжают. Мы же не создали хорошую жизнь. Поэтому получается — мы их хорошо обучили и они уехали. Если город будет привлекательным, если создать хорошую жизнь вокруг, то программист не уедет. Если он не уедет, то это очень хорошо. Хотя бы потому, что он здесь будет тратить деньги, нередко поступившие из-за рубежа. Господин Радаев думал о «железе». Не надо о нем сейчас думать. Программное обеспечение намного важнее. «Железо» очень ресурсоемкое, а вот создать оболочку для Android можно и без серьезных инвестиций.

— Что все эти изменения дадут?

— Цель – опять стать третьим городом в России. В конце 19-го века, в 1897 году, Саратов был третьим городом по численности населения. Он очень бурно развивался и рос. Тогда мы это сделали посредством торговли и промышленности. Сейчас мы можем сделать это за счет информационных технологий, а значит за счет образования. Саратов должен вернуть себе третью позицию в стране. Саратов сейчас живет, как тихий троечник.

Просто, как в болоте. Да, тут нет катастрофы, но и нет динамичного развития. Поэтому многие уезжают.

— Как же все-таки их удержать?


— Это вопрос к другим частям нашей программы. Наша задача здесь – учить. Это привлечет сюда талантливую молодежь. Они приедут и некоторые из них здесь останутся. Надо понимать, когда мы говорим о высокотехнологичном образовании, что это молодежь не из разряда «паренек с банкой пива у ларька». Не такие сюда приедут. Как удержать тех, кто отучился? Для этого нужно построить «Умный Саратов» по всем 11 позициям программы. Я считаю, что образование – это ключ к умному Саратову. Это то, что поможет нам всем по-настоящему.