Недавно я давал комментарий газете Коммерсантъ по этому поводу (Автомобили поставят на счетчик). В этом посте я попробую рассказать подробнее о платных парковках. Для того чтобы понять целесообразность введения платной парковки давайте попробуем абстрагироваться от личного отношения к этому и посмотрим на ситуацию в целом.
Изменение любых привычных вещей воспринимаются болезненно. У нас в городе всегда можно было оставить автомобиль на большинстве улиц и ничего никому за это не платить. В 1990-е правда появились молодчики «охранники парковок» на улицах и собирали дань с паркующихся на улицах. Но это дело скоро пресекли.
Автомобилизация в России сейчас выходит на уровень полувековой давности этого процесса в США, или пары десятилетий тому назад в Европе. Поэтому мы находимся в более выгодном положении — можно не изображать из себя «уникальную страну со своим путём», не набивать шишки, а использовать опыт других стран, которые уже давно через это прошли — избежать чужих ошибок и выбрать наиболее оптимальные для себя варианты.
Скажем в немецких городах уровень автомобилизации выше, чем в аналогичных городах России. Однако таких пробок как у нас там не бывает. Почему?
Когда я был на дне открытых дверей в министерстве транспорта Германии в Берлине, я общался с рядовыми сотрудниками, рассказывая о том откуда приехал. Они не поверили, узнав, что у нас можно приехать в центр города и бросить свой автомобиль бесплатно на любой улице. «Вау! У вас рай!» — сказала одна девушка. Действительно — парковка в центре европейского города — это дорого, очень дорого!
Дорожной инфраструктуры города никогда не хватит на всех автовладельцев. Положим, что через пару лет около четверти Саратова захотят ездить в центр каждый день на своём автомобиле на работу, учёбу, шоппинг, в кино и т.д. 200 тысяч машин необходимо разместить в центральных районах. Как вы себе это представляете?
Другой наглядный пример — многоквартирный дом. Ну допустим на 200 квартир. Пусть в каждой семье будет по одному автомобилю, а сейчас уже не редкость, когда у мужа и жены свои автомобили. Рядом с каждым таким домом нужно размещать 200 автомобилей. А офисный центр? Там чтобы каждый сотрудник приехал на своём авто нужно строить паркинг, превышающий площадь самого офисного центра!
Как вы понимаете такой парковочной структуры в нашем городе нет, а дворы и автодороги уже ломятся от припаркованных автомобилей. Многие улицы в центре, когда-то трёхполосные, превратились теперь в парковки, где с трудом разъезжаются встречные автомобили.
Человек, покупающий автомобиль, считает, что может поставить своё имущество куда угодно. С автомобилем ему якобы бонусом досталось несколько квадратных метров муниципальной земли в любом месте Саратова. Сегодня у нас все дворы, тротуары, и даже пешеходные переходы заставлены припаркованным транспортом!
На самом деле это совершенно не так. Автодорога может использоваться для временной стоянки, если там есть парковочные места. А бросать автомобиль на целый день или годы прямо на автодороге, там, где можно было бы ездить — это неправильно. Если ездить там не надо, пусть лучше это будет тротуар, газон или платное парковочное место, чтобы приносило какую-то пользу городу. Но не бесплатная парковка.
Куда же ставить автомобили?
В каждом жилом доме должны быть встроенные или построенные отдельно парковки. Строители должны строить дома с учётом того, что жители должны куда-то ставить свои автомобили. Не у подъездов на дороге, как сейчас. Там положены «гостевые стоянки» — не для жителей дома, а для гостей, скорой помощи, ремонтных бригад, автомобилей доставки товаров и прочих.
Один из факторов конкурентоспособности дома — это наличие парковки для жителей. У нас же, учитывая «бесплатность» парковки на любой ближайшей улице, этот фактор играет небольшую роль. Тем более, что парковочные места в домах стоят от 300 тысяч до 2,5 миллионов. Зачем же платить за то, что можно получить бесплатно?!
То же и с коммерческими постройками. Торговый центр, кинотеатр, бизнес-центр включают в свой проект автопарковку, строят её за свои деньги. Потому что это один из факторов их конкурентоспособности. Зная, что гуляя по магазинам, вы оставите автомобиль на легальной стоянке, вы выберете именно этот торговый центр. Зная, что приезжая на работу вам не придётся выписывать «круголя» по городу в поисках свободной парковки, вы выберете фирму, которая предоставляет парковку для своих сотрудников.
Почему в городе проваливаются все проекты по строительству многоуровневых парковок? Подземных, элеваторных и т.д.
Какой инвестор будет заинтересован во вкладывании огромных денег в согласования, строительство и эксплуатацию этих парковок, если существует бесплатная альтернатива — каждая вторая улица. Какой застройщик будет строить парковки в новых домах, если их не выкупают?
Если вы считаете, что Саратов за свой счёт должен строить бесплатные парковки — невозможно это в нынешних реалиях.
Итог: текущая ситуация не позволяет строить парковки в городе, усугубляет пробки и транспортные проблемы. Казалось бы — взять и ввести платную парковку и многие проблемы решатся. Но такие меры приведут к серьёзной социальной напряжённости — ведь не привык наш человек к тому, что владеть автомобилем — это дорого.
Всё это должно происходить очень постепенно. Для начала в виде запрета парковки на ряде улиц, потом возможно в центральной зоне города.
Однако в нашем городе нет главного — альтернативы.
Возьмём например Цюрих, Амстердам или Берлин. Как же люди попадают на работу, на учёбу в центре, если ездить туда так дорого?
Хорошей альтернативой выступает общественный транспорт. Не тот, что ездит у нас. А настоящий. Вместительный, куда поместятся и инвалидная коляска, и велосипед. С удобными маршрутами, некоторые из которых ходят и всю ночь. Пересаживаясь не нужно снова протягивать деньги водителю и выходить через переднюю дверь. Можно оплатить поездку по времени с помощью СМС и делать хоть десять пересадок. Транспорт ходит по расписанию и соблюдает график. Можно заранее просчитать весь путь до минут на любое время посадки от пункта А до пункта Б.
Там даже представители власти ездят на общественном транспорте. У нас же человек, сменивший маршрутку или трамвай на личный автомобиль никогда не вернётся обратно. Понятие «комфорт», «удобство» и «предсказуемость» для саратовского общественного транспорта чужды. Предсказуемо лишь то, что сев на 11-й автобус, к концу очень затянутой поездки вы едва не заработаете тепловой удар.
Автор Денис Жабкин