Уважаемый Дмитрий Викторович!
На днях в Общественной палате Саратовской области состоялся круглый стол, посвященный урокам первой мировой войны. Мероприятие было камерное, но цифры и факты, озвученные присутствовавшими специалистами, дали повод для размышления.
Например, что такое патриотизм? Если говорить общими словами, то — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему краю, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Как показывает история, чувство патриотизма у народа особенно ярко проявляется тогда, когда возникает угроза его свободе, национальной идентичности, самовыражению, когда ущемляется человеческое достоинство.
Давно известно, что одним из способов воспитания патриотизма у детей и молодежи является получение знаний для осмысления истории своего народа, о героических поступках его представителей в суровые годы испытаний, его вкладе в победу над врагом. Таких фактов в истории нашего государства было множество, и все мы гордимся ими.
Люди советского поколения больше всего знали, конечно, об истории Великой Отечественной войны. Во-первых, она была не так давно и непосредственно затронула многие семьи; живы были многие очевидцы, а во-вторых, изучению ее истории уделялось больше времени и в школьной учебной программе и в художественных средствах выражения исторических фактов.
Достаточно хорошо знали школьники также и об истории Отечественной войны 1812 года. В том числе из-за того, что этому способствовало и бессмертное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».
На мой взгляд, хуже всего обстояло дело с изучением первой мировой войны, во многом из-за идеологического клише «империалистическая», хотя по своей драматичности и трагизму для нашего государства, она заслуживала большего внимания.
Ознакомившись с программой преподавания истории России в наших школах, я понял, что сегодня ситуация выглядит просто удручающе. Так, сегодня в наших школах изучению истории России о первой мировой войне отводится 5 часов в 9-ом классе, 3 часа – в 10-ом. На изучение истории Великой Отечественной войны отводится 8 часов в 9-ом классе, 7 часов – в 11-ом классе.
Как известно, в советские годы изучению истории Великой Отечественной войны отводился в выпускном 10-ом классе 17 часов, а истории первой мировой войны – 8 часов. Это в два раза больше, чем сейчас. (Кстати, в Республике Беларусь, говорят, сегодня есть даже отдельный предмет «История Великой Отечественной войны»).
Возникает естественный вопрос: «Что могут узнать за такое короткое образовательное время сегодняшние школьники?» В какой-то мере, этот пробел могла бы восполнить художественная и другая историческая литература, но, как свидетельствуют результаты социологических опросов, сегодня дети читают крайне мало. А фильмы, снятые в стиле Голливуда, воспринимаются детьми не как реальная история, не как боль и героизм собственного народа, а как отвлеченный «боевик».
А ведь реформа образования предполагала совсем другое. Как объясняют специалисты, историю дети должны были изучать в виде «концентрического образования». То есть, до 9-го класса они должны были изучить всю историю – с древности до начала XXI века. А в 10-11-х классах предполагалось, что все то же самое будет изучаться более расширенно. В реальности же получилась совсем другая картина. Теперь в 10-м классе в школах изучают всю историю с древнейших времен до конца XIX века: отечественную историю и всеобщую. А в 11-м классе– дети должны освоить историю XX века с переходом в наши дни. Что могут узнать наши дети за восемь часов об истории великих сражений и побед? Очень мало.
После этого мы еще удивляемся, почему наши дети не интересуются историей собственной страны, а все стараются подражать западным ценностям. Или, почему у школьников плохие результаты на ЕГЭ по истории.
В рамках своей общественной и педагогической работы мне часто приходится разговаривать со школьниками и студентами. Иногда просто диву даешься, когда молодые люди не могут ответить на вопрос, когда началась или кончилась, например, Великая Отечественная война! Не могут назвать имена выдающихся отечественных полководцев, героев Молодой гвардии. Не знают о героических подвигах Александра Матросова, Николая Гастелло, Виктора Талалихина, Александра Покрышкина, Зои Космодемьянской, Николая Кузнецова и других. А ведь все это из истории нашей Победы.
Данное обстоятельство, конечно, не может устраивать общество. Это особенно ощущается сейчас, в год100-летия начала первой мировой войны и накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И тогда, когда в мире усиливается антироссийская риторика.
Уважаемый Дмитрий Викторович! Выражаясь исторической фразой: «Отступать некуда…», важно еще раз переосмыслить все происходящее вокруг нас события и найти возможность для увеличения часов на преподавание истории России во всех школах, хотя бы в два раза. Это особенно должно касаться, на мой взгляд, темы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Давайте еще раз подумаем о том, кого мы воспитываем, и, что для них означает Россия. Наши дети должны четко осознать, что они граждане великой многонациональной страны, с богатой историей, которую они должны знать лучше и основательнее.
Автор Александр Ландо