Российские свалки занимают четыре миллиона гектаров, сообщается на сайте Счетной палаты РФ. Как отмечает «Интерфакс», это немногим меньше, чем территория Нидерландов (4,15 миллиона гектаров), в два раза больше территории Израиля (2,07 миллиона гектаров без учета Голанских высот) и в четыре раза больше территории Кипра (0,9 миллиона гектаров). Ежегодно для размещения отходов выделяется 0,4 миллиона гектаров земли. Общий объем отходов составляет около 90 миллиардов тонн, каждый год он увеличивается на пять миллиардов тонн. Всего, по данным аудитора Счетной палаты Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, в России действует более тысячи полигонов для отходов, 15 тысяч санкционированных свалок, 17 тысяч несанкционированных свалок и 13 тысяч несанкционированных мест размещения мусора. Государство, отметил аудитор, не следит за окружающей средой в районе свалок и не очень эффективно ликвидирует незаконные свалки и взыскивает возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде. Аудитор заметил, что такой размер свалок свидетельствует о несовершенстве законодательства, В России перерабатывается менее 40 процентов и промышленных и менее 10 процентов твердых бытовых отходов. Этим занимаются 40 мусоросжигательных и 243 мусороперерабатывающих завода, а сортируют мусор 53 комплекса. По данным Счетной палаты, количество таких предприятий надо утроить. 91 процент отходов образуется при добыче полезных ископаемых, 4,3 процента связаны с металлургией, 1,5 процента приходятся на производство и распространение электроэнергии, газа и воды, 0,3 процента — на строительство, 0,6 — на химическое производство. 2,3 процента составляют остальные отходы, включая твердые бытовые. Результаты проверки Счетной палаты направлены в Госдуму и Совет Федерации, в Минприроды и премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Знания — лучшая валюта XXI века. В.В.Путин
Проблема утилизации ТБО в нашей стране если и решается, то, как всегда, самыми примитивными способами.
Удивительный факт: северные страны Норвегия и Швеция готовы импортировать мусор. Свой они уже весь переработали.
В нашей стране существуют различные концепции, ломаются копья, но воз и ныне там.
Выбросил мусор в пакет, пакет в мусоропровод (единицы донесут до контейнера), далее контейнер отправляется на полигон захоронения (“передовые” компании устраивают сортировку), остатки опять на полигон. Особо продвинутые компании говорят о введении в эту цепочку биокомпоста, который если и решает задачу, то в очень малой части. Вот, в принципе, описана вся технологическая цепочка перемещения мусора в пространстве.
Экономика всего этого процесса уверенно стоит на платежах, которые мы, граждане, осуществляем за вывоз мусора. Получил полигон и, считай, жизнь удалась. Рентабельность сортировки отходов и получения вторичного сырья слабая. Все перемешано и вторичное сырье плохого качества. ПЭТ запретили использовать вторично для изготовления упаковки, и теперь упаковку не покупают. Никто никуда не денется, все равно привезут на полигон, а если привезли – заплатят. Не хотят платить, выбрасывают в соседние леса, или гадость сливают в реки.
Потому граждане при современном подходе к утилизации ТБО, могут ожидать только повышения цены за эту услугу и законы, которые будут повышать доходы компаний, работающих по такому принципу. Скорее всего, «местного разлива». Это я о законах.
В настоящее время в полной тишине цивилизованный мир делает технологическую революцию, которая затрагивает и эту важную сферу человеческого бытия. Технология на основе ПИРОЛИЗА или газификации твердой органики (каталитического высокотемпературного термолиза).
Некоторые, наверное, слышали такое слово. История этой технологии уходит корнями в довоенные годы. В период нахождения у власти в Германии людоеда Гитлера, которого бог войны Марс заставлял думать о том, чем заправить свои моторизированные эскадроны смерти, родился приказ создать заменитель топлива. Приказы выполнялись, и потому в короткие сроки был получен синтетический бензин в промышленных масштабах из угля, которого в Германии было много. Техника на нем работала. Задача в тот период была решена. Конечно, немцы использовали и нефть, это было как дополнение.
В изречениях многих современных «исследователей» великого и непобедимого Германского III-го Рейха постоянно проскакивает очень веский аргумент следующего содержания: если бы не топливный кризис германского Вермахта, то вот тогда бы они Русиш Иванам как показали… А тот синтетический бензин был таким негодным-негодным и нефти у дойчезолдатенов было мало-мало.
Давайте рассмотрим, что такое синтетический бензин.
Процесс Фишера — Тропша — это химическая реакция, происходящая в присутствии катализатора, в которой монооксид углерода (CO) и водород H2 преобразуются в различные жидкие углеводороды. Обычно используются катализаторы, содержащие железо и кобальт. Принципиальное значение этого процесса — это производство синтетических углеводородов для использования в качестве синтетического смазочного масла или синтетического топлива.
После изобретения процесса Германскими исследователями Францем Фишером и Гансом Тропшом, работавшими в институте Кайзера Вильгейма, в 1920-е было сделано множество усовершенствований и исправлений. И название «Фишер-Тропш» сейчас применяется к большому количеству сходных процессов (синтез Фишера-Тропша или химия Фишера-Тропша).
Процесс был изобретен в бедной нефтью, но богатой углем Германии в 1920-е для производства жидкого топлива. Он использовался Японией и Германией во время Второй мировой войны для производства альтернативного топлива. Годовое производство синтетического топлива в Германии достигло более 124 000 баррелей в день ~ 6,5 миллионов тонн в 1944 году.
Процесс Фишера-Тропша описывается следующим химическим уравнением
2 CH_4 + O_2
arr 4 H_2 + 2 CO
(2n+1)H_2 + nCO
arr C_nH_{2n+2} + nH_2O
Смесь монооксида углерода и водорода называется синтез-газ или сингаз. Получаемые углеводороды очищают для получения целевого продукта — синтетической нефти.
Углекислый газ и монооксид углерода образуются при частичном окислении угля и древесного топлива. Польза от этого процесса преимущественно в его роли в производстве жидких углеводородов или водорода из твердого сырья, такого как уголь или твёрдые углеродсодержащие отходы различных видов. Неокислительный пиролиз твердого сырья производит сингаз, который может быть напрямую использован в качестве топлива, без преобразования по процессу Фишера-Тропша. Если требуется жидкое, похожее на нефтяное топливо, смазка или парафин, может быть применён процесс Фишера-Тропша. Наконец, если требуется увеличить производство водорода, водяной пар сдвигает равновесие реакции, в результате чего образуются только углекислый газ и водород. К счастью, довольно легко совершить переход от газового к жидкому топливу.
Впервые синтез углеводородов из смеси СО и Н2 был осуществлен в начале XX века: Сабатье и Сандеренсом был синтезирован метан, Е. И. Орловым — этилен. В 1913 г компания BASF взяла патент на получение смесей углеводородов и спиртов из синтез-газа над подщелоченными Co-Os катализаторами (в дальнейшем это направление вылилось в создание процесса синтеза метанола). В 1923 г немецкие химики Ф.Фишер и Г.Тропш, сотрудники компании Ruhrchemie, сообщили о получении кислородсодержащих продуктов из синтез-газа над Fe катализаторами, а в 1926 г — углеводородов. Первый промышленный реактор был пущен в Германии в 1935 г, использовался Co-Th осажденный катализатор. В 1930-40-е гг на основе технологии Фишера — Тропша было налажено производство синтетического бензина (когазин-I, или синтин) с октановым числом 40-55, синтетической высококачественной дизельной фракции (когазин-II) с цетановым числом 75-100 и твердого парафина. Сырьем для процесса служил уголь, из которого газификацией получали синтез-газ, а из него углеводороды.
На дворе, Слава Богу! 21-й век и эта технология получила очень интересное практическое развитие. Семь лет назад в городе Бургау Германия, работал мусоросжигательный завод и на нем прагматичные немцы решили вместо печи сжигания ТБО установить реактор первого поколения (в настоящий момент создан реактор 4-го поколения) который перерабатывал отходы в синтез газ по вышеописанной технологии. Далее синтез газ сжигается и на нем работает электростанция.Технология на сегодняшний день позволяет перерабатывать синтез газ в метанол и далее получать топливо моторное. Весь этот процесс, а именно получение моторного топлива специалисты называют — термолиз. При всем этом, технология, описанная выше, не дает никаких выбросов в атмосферу, только зольный остаток в объеме максимум 2% от перерабатываемого сырья. Самое удивительное, что по оценке экспертов, из этой золы можно извлекать 4% такого ценнейшего элемента — германий. (Это один из наиболее ценных материалов в современной полупроводниковой технике) По германию на сегодняшний день монополист Китай, и цены на него заоблачные. И вообще зола — это очень низкий класс опасности 4-й который, совершенно спокойно можно использовать как своего рода удобрение для пашни.
Самое важное в этой технологии переработки ТБО является то, что технология рентабельна!!! Да! Именно так. Инвестор, вкладывая средства в эту технологию, получает прибыль.
Стандартный завод по переработке 150 000 тонн мусора в год окупается за 5 лет.
Теперь хочу поговорить о нашей любимой Саратовской области, которая слишком богата, чтобы заводить к себе устаревшие технологи утилизации ТБО. Все, что удается получить из открытых СМИ источников области, сводится к тому – закон о подушной оплате за вывоз мусора (готовит некий депутат), сортировка, компост, полигон. Ключевым словом во всей этой истории является слово ПОЛИГОН. Это поле, выведенное из с/х оборота, на котором будет дурно пахнуть много лет, и только затраты, только затраты. Все эту поговорку знают: мы не слишком богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи. И если мы смотрим вдаль, нам не следует вестись на маркетинговые ходы тех, кто рекомендует устаревшее! В Европе пиролизное (мусоросжигательное) оборудование уже не будет использоваться в ближайшие годы. Куда его девать? Конечно! Давайте “впарим” русским. Потому в ближайшее время таких сказочных предложений будет много, но нам это не подходит. Нам нужно перескочить этот тупиковый этап сжигания мусора и полигонной утилизации, и вместе с цивилизованным миром использовать лучшее.
Меня удивляет, почему чиновники высшего уровня, которые должны такие процессы отслеживать, этого не знают! Или ждут, когда журналисты им все “разжуют”?
Тогда пошли дальше. В ближайшие годы в Европе планируют (а у них от планирования до реализации период короткий, да и цены на энергоресурсы толкают в спину) все типовые котельные, работающие на различных видах топлива (газ, мазут, уголь), будут реконструированы. И вместо печей будут стоять вышеописанные реакторы четвертого поколения. От этого они очень сильно выиграют. Работать они будут на самом дешевом виде топлива (допускаю, что это будет уголь, опилки), и выбросов в атмосферу нет никаких. И, как я говорил ранее, — только 2% золы. Мы от этого потеряем в объемах продажи газа на Европейском рынке (ну это я о глобальном). Далее они, думаю, все доведут, и до автомобилестроения, и переведут свои двигатели на синтез-газ (двигатель последнего WV Passat, работающий на метане, — сказка: 50 копеек себестоимость 1 км). Причем, эти реакторы способны перерабатывать отходы сельского хозяйства, а если вообще ничего нет, то перерабатывают торф! Торф! Вы вдумайтесь в то, что я говорю. Просто выход синтез газа меньше, чем от резины или угля.
Так вот, вернемся к нашей любимой Саратовской области с ее просторными полями, полноводными реками, тучными стадами, мудрыми руководителями и красивыми девушками. Давайте порекомендуем нашему любимому правительству изучить глубоко тему, которую я тут описываю, и порекомендовать крупному федеральному игроку, который входит в наш регион и получившему правительственные финансовые гарантии области, скорректировать свои планы.
Я не шучу. Все очень серьезно. Фантазия под воздействием “зомбоящика” иногда работает в негативном ключе, и мне начали мерещиться картины, при которых мусор из Москвы вагонами и пароходами завозится на наши полигоны, и что там в этом мусоре будет, никому не известно. Ведь в планах правительства Московской — области только закрытие полигонов и их полная ликвидация (рекультивация). У нас есть время, воля и возможности ситуацию скорректировать в нашу пользу.
Если компании, которая вошла в наш регион, будет интересно включить в свою технологическую цепочку технологию, о которой я говорю, с удовольствием дам все координаты компании, имеющей лицензию на территорию ех. СССР.
За Державу обидно!
Автор — Алексей Манжосов
Фото susanin.udm.ru