Повышение цен на проезд. Три мифа и несколько фактов

Повышение цен на проезд. Три мифа и несколько фактов
Я против повышения цен на проезд (да и против любых повышений цен), но считаю это абсолютно оправданным.

До чего я люблю писать о нестандартных позициях. Нестандартных для себя, для большинства и для информационного повода. Ведь это куда интереснее, чем воспроизводить типичные посты и мнения, выдавая их за свои.

Еще с середины лета в Саратове заговорили о повышении цен на проезд. Только ленивый не высказывался против этого. Однако был период, когда каждый день появлялись новости «Проезд может подорожать до…». Цены звучали разные, кто-то поднимал предполагаемую планку едва ли не до 35 рублей. Конечно, инициатива поднять цены на проезд вызвала критику как со стороны обычных горожан-пассажиров, так и со стороны политиков, гонящихся за дополнительными рейтингами.

И если политики как раз-таки понимают, чем вызвано повышение и что за ним последует, то пассажиры едва ли видят даже самый кончик айсберга. Однако «диванных экспертов» у нас хоть отбавляй! Для этого я и решил разобрать три самых частых мифа, которые я слышал от саратовцев на тему роста цен на проезд…

Но для начала — тезис. Я против повышения цен на проезд (да и против любых повышений цен), но считаю это абсолютно оправданным.

Миф номер один: «Только что цены повышали

Напомним, с последнего повышения цен на проезд в городском автотранспорте прошло почти три года, это был 2012 год. Тогда проезд подорожал для пассажиров маршруток и автобусов. Для многих это и впрямь было «только что», однако вот несколько цифр и фактов о том, что изменилось за эти три года:

— Цена на бензин (к примеру взял АИ-92, хотя знаю что автобусы на нем не ездят, но статистика тут более точная) в Саратовской области выросла почти на 7 рублей за 1 литр. В сентябре 2012-го средняя стоимость составляла 27,47 рублей, в то время как сейчас — 34,22 за литр. Для тех, у кого есть машина, не нужно объяснять, много это или мало.

— Курс доллара с 31,46 (сентябрь 2012-го, по данным ЦБ) вырос до 66,73 рублей (сентябрь этого года, по курсу ЦБ), то есть более, чем в два раза. И если вы до сих пор не понимаете, каким образом курс доллара может влиять на экономику в мире и, в частности, в России — мои рекомендации почитать учебники за 8-9 классы. Евро, кстати, 40,45 рублей в 2013-м против 74,98 в этом сентябре.

— С нефтью дела совсем плохи. 112,77 долларов за баррель в 2012-м и всего 46,63 — в этом сентябре. Ну мало ли, для тех, кто не знает — мы ее продаем. Так что падение цены в данном случае для нас плохо. Очень плохо.

На этом страшные (а они именно страшные) цифры у меня закончились, хоть можно продолжать и продолжать…

А к чему я вообще все это? К тому, что экономическая ситуация всего за три года в стране, а значит и в области, и в городе существенно ухудшилась. Грубо говоря, если килограмм бананов раньше стоил один доллар, то он и сейчас стоит один бакс, однако это уже не 30, а 60 рублей.
Абсолютно аналогичная ситуация во всех остальных ценовых категориях. Будь то цены на детали автобусов, на расходные материалы, на шины, на плановый и неплановый ремонт, обслуживание и так далее…

На самом деле, этого аргумента уже достаточно, чтобы понять — дорожает все, а значит — и цены на проезд. Если раньше обслуживание одного трамвая обходилось в 1000 «фантиков», то теперь — в 2500 «фантиков», и при том цену на проезд все еще не подняли. Не подняли ее и в пик кризиса 2014 года. Если смотреть на эту ситуацию трезво — это логично и неизбежно. Но мы идем дальше…

Миф номер два: «Да водилы себе все в карман кладут! Получают по 50 000 рублей»

Далее я буду краток. Как я уже сказал, можно было бы остановиться на первом же мифе, который должен быть понятен всем, кто смотрит хоть что-то кроме Первого канала. Но в августе этого года под одной записью о повышении цен на проезд я заметил и вовсе уникальную дискуссию. Один из саратовцев, называвший себя не иначе как экономистом (с орфографией ученика третьего класса) и вовсе заявил, что саратовские водители автобусов получают по 50 000 рублей ежемесячно. В подтверждении своих слов он приводил аргумент о том, что если человек может позволить себе купить автобус за «миллион», то и зарплата у него такая же.

Не прочитай я тогда эту дискуссию, ей-богу, я бы даже не стал заострять внимание на этом бреде, однако в комментариях многие поддержали заявление данного «экономиста».

Я обещал быть кратким, так вот: автобусы, троллейбусы, и, не поверите, даже трамваи не принадлежат водителям! Они их не покупают! И зарплата среднестатистического водителя автобуса рассчитывается из процента, полученного от оплаты проезда, за вычетом оплаты бензина, потраченного за смену и процента, который отдают начальству. Итого, средняя зарплата едва ли держится на уровне пресловутых 13-15 тысяч рублей. Более того, возвращаясь к вопросу о росте цен на обслуживание транспорта — как вы думаете, из каких денег берут средства на обслуживание, если цены на проезд не повышают? Водители — всего лишь такие же пострадавшие. И просят повышения цен только потому, что видят всю картину с обслуживанием транспорта и ростом цен изнутри.

Миф номер три: «Лучше бы сделали дороги!»

Любимый аргумент всех диванных экспертов и критиков — «Лучше бы дороги сделали». Аргумент этот характерен лишь для тех людей, которые и вовсе не понимают даже поверхностной системы распределения денег в бюджете и не знакомы с экономической ситуацией в городе. По мнению таких людей, в администрации или городской думе сидят депутаты и чиновники, которые чешат голову и думают, что бы еще сделать… И тут кто-то предлагает повысить цены на проезд! А дорогами как-нибудь в другой раз займемся…

Когда я вижу комментарии из серии «лучше бы сделали дороги» под постами про строительство торговых центров, например, меня зло берет. Люди, вы хоть понимаете, что торговые центры строят частные лица, что это совершенно другая отрасль, что городской или областной бюджет тут вообще не имеет никакого значения? Но когда «лучше бы дороги» появляются под постами о повышении цен на транспорт — это вообще что-то с чем-то! Так и вижу картину: приходит представитель перевозчика к губернатору, говорит: «У меня обслуживание автобуса выросло в два раза, а проезд все тот же. Надо бы поднять, а то в минуса работаю!». А тот ему и говорит: «А давай дороги сделаем!»

Звучит как откровенный бред, но поверьте, у многих саратовцев именно так эта картина в голове и выглядит…

Подводя итоги, можно убрать все написанное и оставить ту статистику, что значится в «Мифе номер один». Для всех, кто хоть чуточку понимает экономические процессы, происходящие сейчас, повышение цен на проезд — очевидное решение. А те, кто не понимает даже ключевых процессов, будут продолжать писать: «лучше бы дороги сделали».

Сергей ОКУНЕВ