В субботу 6 сентября от привычной тишины на Увеке не осталось и следа: там, где всего день назад были пустые холмы, протянулись улицы средневекового города. Лет семьсот назад на берегу Волги на месте современного Увека простирался золотоордынский город Укек – говорят, не меньше чем третий в Орде по величине и по важности, где уживались самые разные народы, культуры и религии. Здесь 6 сентября в честь Дня города для саратовцев воссоздали атмосферу средневековья.
От остановки, до которой нас довезли бесплатные автобусы, проходим полкилометра по пыльной степи — и вот уже видны средневековые шатры и таблички-указатели с затейливым шрифтом.
А еще рыцари в латах – вот уж действительно, какое без них средневековье! И без сражений на мечах и секирах, которые стали одним из самых зрелищных событий дня. Воины рубились прямо как в настоящем бою: мощными ударами они пытались вымотать своих соперников, заставить их упасть на землю – а заодно заставляли поволноваться зрителей, наблюдавших за схваткой.
Где-то неподалеку в толпе мелькали девчушки в старинных русских сарафанах, женщины в восточных нарядах и другие обитатели средневековья. Один из них, персонаж в костюме точь-в-точь как у киношного Робин-Гуда, удивил своей экстравагантностью: перо на его шляпе было не меньше полуметра в длину!
— Что, в средние века действительно вот так и ходили? – усомнились мы. – А если в лесу, предположим, надо от кого-то за кустом спрятаться? Это перо – оно же выдаст с потрохами!
— На самом деле это костюм городского жителя, а для леса одевались совсем по-другому. – объяснил персонаж. – А насчет пера – это перо фазана, и свое я еще укоротил. Действительно так и ходили: чем больше перо, тем считалось круче. Вот мы говорим «средневековье» — а оно на самом деле было ого-го! Очень много было способов показать «понты».
Мимо концертных площадок, где исполнялись национальные песни, в том числе под саратовскую гармошку, проходим на улицу ремесленников. Здесь своими глазами можно было увидеть сотворение разных изделий. Кузнец выбивал небольшие подковы из заготовок, которые предварительно раскалял в глиняной печи. Неподалеку работала мастерица на гончарном круге, другие мастера изготавливали монеты, показывали как плетется настоящая кольчуга. А дальше, на базаре, продавались реплики старинных крестов, колец, монет из серебра и меди, и всякие диковинки вроде лисьих шкур и ожерелий из змеиных позвоночников.
Особое место в исторической реконструкции занимала ставка эмира, где герои разыграли несколько сценок: как к эмиру привели пленного, а еще встречу с делегацией послов, принесших дары.
Чуть поодаль располагался тир, где желающие за умеренную плату стреляли из лука и метали деревянное копье в изображение кабана.
Но центральное место в реконструкции занимал все-таки шатер музея, где до пяти часов вечера – до закрытия праздника, посетителям рассказывали об истории Укека и показывали древнюю посуду и предметы быта, которые были обнаружены в ходе раскопок. А детям предлагали разыскать артефакты самостоятельно — в песочнице.