На данный момент правительством была окончательно согласована новая модель регулирования рынка тепла, однако в связи с риском чрезмерного роста цен срок введения модели продлен до 2023 года.
Переход к механизму, привлекающему инвесторов, сулит рост тарифов до 5% ежегодно. Реформа в целом стала приемлемой для участников рынка, однако существует опасение в затягивании модернизации теплоснабжения в связи со сдвигом сроков.
12 августа 2014 года состоялось совещание с вице-премьером Аркадием Дворковичем, на котором были решены разногласия, возникшие между Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Минэкономики и Минэнерго. Как заявило Министерство экономики, принятые решения соответствуют первоначальному предложению ведомства.
Сущность модели заключается в построении единой теплоснабжающей организации (ЕТО), которая бы отвечала за поставки тепла потребителям. Потолок цен на тепло определяется по принципу альтернативной котельной. Это значит, что если тариф не достигает заданного уровня, он должен быть повышен за несколько лет, а в случае превышения – заморожен. Главная цель модели состоит в привлечении инвесторов в развивающуюся отрасль с критическим уровнем износа и переходом потребителей к собственной генерации теплоснабжения.
Главная проблема при осуществлении перехода к альтернативной котельной заключалась в резком росте тарифов практически в каждом регионе (как оценивает Минэнерго, примерно на 26% по всей стране). Изначально рост тарифов было предложено растянуть до 2017 года, однако уже к маю заместителем главы Минэнерго были сделаны прогнозы о продлении сроков до 2020 года. Главным оппонентом выступила ФСТ: расчеты показали рост тарифов на 400-700%. Поэтому в ходе совещания было утверждено поэтапное введение модели, начиная с 2015 и заканчивая 2023 годом. В связи с возможными рисками, связанными со значительным ростом цен, отдельные решения будут применяться муниципалитетами по отношению к каждому региону. Как сообщает Минэнерго, в случае роста тарифов более 5% будет составлен новый график, а сроки будут продлены до начала 2023 года.
В то же время Министерству не удалось сохранить за альтернативной котельной право быть единственным решением проблем. ФАС и ФСТ настояли на сохранении текущих методов: остался действующим и известный метод «затраты плюс». По итогам совещания правительством было разрешено использование таких методов вплоть до конца периода: предполагается регулирование тарифов путем индексации на основе установленных в графиках темпов. Как пояснил глава «Фортумы» Александр Чуваев, в случае сохранения альткотельной недотарифицированные муниципалитеты будут выбирать этот метод, а муниципалитеты с высоким тарифом прибегнут к иным методам.
Возражений по поводу перехода на альтернативную котельную не возникло и у НП «Совет производителей энергии». По словам директора НП Игоря Миронова, благодаря альтернативной котельной потребители теплоэнергии могут рассчитывать на справедливость тарифов без переплат, избавляясь от перекрестного субсидирования. Однако поддержал идею не каждый: «Квадра», находящаяся под контролем ОНЭКСИМа, считает затягивание модернизации последствием применения других тарифных методов.
«КЭС-Холдинг» Виктора Вексельберга считает сроки внедрения модели довольно критичными для инвесторов, что станет мощным негативным сигналом для отрасли. Наиболее приемлемым сроком «КЭС-Холдинг» считает 2020 год.
Источник ejnews.ru, фото b2b.by