Чаще всего в редакцию ИА «ЖКХ-64» обращаются саратовцы, у которых возникли проблемы с их управляющими организациями. Пытаясь отыскать хоть какую-то управу на недобросовестные УК или ТСЖ, люди обращаются в СМИ в надежде, что те отстоят их права. Чаще всего приходится советовать им обратиться в правоохранительные органы или суд, но людей это не устраивает: в систему правосудия они уже просто не верят, смущенные или даже напуганные тем негативом, который каждый день обрушивается на них по телевизору, радио или со страниц газет.
Главные аргументы, которыми люди оправдывают свое нежелание обращаться в суд, — это нехватка свободного времени и дороговизна судебного процесса. На самом деле, как сообщают юристы, это всего лишь отговорки.
«Не так давно ко мне обратилась одна женщина с проблемой, с которой наверняка сталкивались все жители города: вместо горячей воды из крана шла холодная, и, чтобы добиться нужной температуры, приходилось долго сливать воду. В конце концов ей это надоело, и она обратилась в свое ТСЖ с просьбой как-то исправить ситуацию. Там ее обращение было проигнорировано, после чего женщина направила свою жалобу в ГЖИ Саратовской области, где на нее также не обратили никакого внимания», — рассказал юрист Дмитрий Скорняков, эксперт в сфере ЖКХ.
После того, как обращения горожанки были проигнорированы, у нее оставался лишь один выход: обратиться в суд, воспользовавшись услугами профессионального юриста. Что она и сделала.
«Вначале нас ждала неудача: судья Заводского районного суда категорически не хотела принимать во внимания наши доводы, основанные на Постановлении Правительства РФ №354 («О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), в частности его пункта за номером 111. Так что в иске нам было отказано. Но мы не сдались, и уже в Саратовском областном суде наши доводы были услышаны. Судья узнала у нас, подавали ли мы жалобы, и мы предоставили ей всю переписку с ТСЖ. Убедившись, что нами были использованы все положения правительственного постановления, чтобы доказать свою правоту и отсутствие в доме горячей воды, суд вынес решение в нашу пользу. Все притязания моего клиента были удовлетворены», — сообщил юрист.
По решению суда женщина добилась перерасчета и компенсации за моральный ущерб.
«Самое главное: истец в суд вообще не ходила. Сходила только в банк на сдачу исполнительного листа. Так что время и деньги она не потеряла», — резюмировал Дмитрий Скорняков.
Еще один важный момент, который отмечают все юристы, — это не стоит ждать, что кто-то решит ваши проблемы за вас. Даже обратившись в надзорное ведомства, нельзя ожидать мгновенного разрешения вашей проблемы: подобных обращений всегда много, и каждое из них должно быть рассмотрено. Так что ваша очередь может настать не скоро.
«В еще одном деле, которое мне также удалось выиграть, мужчина около года пытался доказать, что в его доме протекает крыша, из-за чего его квартиру все время заливает. Он обращался в свою управляющую организацию, администрацию города, ГЖИ, но нигде ему не пошли навстречу. В итоге мы с ним провели экспертизу, и с ее результатами отправились в суд. Суд назначил еще одну, которая подтвердила всю правоту наших доводов. В результате решение было вынесено в нашу пользу», — указал Дмитрий Скорняков.
К сожалению, практика отстаивания своих интересов в суде, так широко распространенная на Западе, у нас до сих пор развита слабо. Причин для этого много, но большая часть из них — надумана. Однако юристы настаивают — не бойтесь обращаться в суд. При наличии грамотного обоснования дела, он встанет на вашу сторону и защитит ваши права.