Редакции ИА «ЖКХ-64» удалось установить, что протоколы общих собраний собственников жилых и нежилых помещений домов, входящих в АТСЖ Ленинского района, были украдены прямо из отдела полиции №7. Ответственности за это преступление так никто и не понёс.
Уже несколько лет саратовцы ведут безуспешную борьбу с АТСЖ Ленинского района. Все попытки отстоять свою правоту разбиваются о факт отсутствия протоколов общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в 324-х домах, за которые ответственна данная управляющая организация. Куда же они делись?
Есть много версий. И.о начальника ГЖИ Саратовской области Андрей Зимин в своём интервью нашей редакции сообщил, что 55 тысяч бюллетеней для голосования были утрачены сотрудниками полиции. Однако глава отдела полиции №7 Киселев С.А. в своём ответе на запрос депутата Саратовской городской Думы Андрея Карасева указывал, что все изъятые документы были возвращены управляющей организации. Сотрудники АТСЖ также неоднократно сообщали, что протоколы пропали. Нам повезло, и в наши руки попали документы, которые могут пролить свет на это запутанное дело. Скажем честно: история эта напоминает хороший детективный сюжет, испорченный сценаристом-графоманом и бездарным режиссером. Судите сами.
Первого сентября 2015 когда, из офиса АТСЖ были изъяты протоколы и бюллетени общих собраний собственников 324-х домов. Поводом для этого послужило заявление некоей Желтовой М.А. Женщина просила полицию проверить, не было ли каких-либо нарушений при проведении данного собрания и не сфальсифицированы ли его результаты. Просьба вполне логична. Однако нелогичными выглядят поступки оперуполномоченного (назовём его для удобства Ивановым, он ещё не раз всплывет в нашей истории), который занялся этим делом. Вместо того, чтобы потребовать у АТСЖ документы конкретно по дому, где проживает Желтова М.А., он принял решение изъять протоколы и бюллетени сразу по всем домам. В итоге 17 коробок с документами были доставлены в полицию, откуда впоследствии и пропали.
Давайте остановимся на этих документах. Пятьдесят пять тысяч бюллетеней и протоколов, 17 коробок – всё это абстрактные числа. Однако они имеют вес и объём. Рядом со мной вы как раз видите 17 коробок с документами. Не в каждую машину столько поместится. И не надо забывать, что для того, чтобы перенести их сначала из АТСЖ в машину, а потом из машины в отдел полиции, придётся изрядно походить. Если резюмировать – просто так такое количество документов исчезнуть не может. Как же так получилось, что они всё-таки пропали?
Очень просто. Прежде всего, условный оперуполномоченный Иванов, который занимался этим делом, слегка превысил свои полномочия. Вопреки всем должностным инструкциям и здравому смыслу, следственные мероприятия и экспертизу по данному делу проводил он сам. Он же и вынес решение о невозбуждении уголовного дела по заявлению гражданки Желтовой. Всего за десять дней – с 1 по 10 сентября – он лично проверил на подлинность 55 тысяч бюллетеней и протоколов и сделал вывод, что никаких признаков мошенничества в действиях АТСЖ Ленинского района при проведении собрания не наблюдается. Это решение было подписано начальником отдела полиции, а материалы проверки были направлены в прокуратуру для изучения.
Именно в тот момент, когда материалы находились в прокуратуре, к условному оперуполномоченному Иванову пришла неизвестная женщина, представившаяся сотрудницей АТСЖ Ленинского района, и потребовала вернуть изъятые ранее документы. Поскольку уголовное дело возбуждено не было, сотрудник полиции посчитал, что протоколы и бюллетени не являются вещественными доказательствами, и не дожидаясь результатов прокурорской проверки, вернул их. Естественно, что с сотрудницы АТСЖ была взята расписка о получении ею документов. Но поскольку материалы проверки находились в прокуратуре, присоединить е` к ним не удалось. В результате расписка исчезла. Точно так же исчезли и 17 коробок с документами.
Позже, когда люди начали оспаривать результаты проведенных собраний, выяснилось, что протоколы и бюллетени отсутствуют. Поскольку сотрудники АТСЖ заявляли, что документы у них изъяла полиция, а условный оперуполномоченный утверждал, что все вернул, по данному факту даже была инициирована проверка. Со всех участников дела были взяты объяснительные материалы. Оперуполномоченный Иванов так и не смог назвать имя человека, которому отдавал документы, но был готов опознать его. По неизвестной причине очная ставка и опознание проведены не были. Итогом этой проверки стало возбуждение уголовного дела по статьям 158 (кража) и 325 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия) уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вдуматься, то это звучит просто смешно. Из отдела полиции, словно из какого-то ларька, где вместо сигнализации спит мертвецки пьяный дядя Ваня, неизвестные люди вынесли, а поскольку здесь фигурирует статья 158 – кража, то тайно вынесли 17 коробок с документами. Вполне естественно, что данное уголовное дело закончилось ничем. Важно не это.
Наиболее важна здесь фигура нашего условного оперуполномоченного Иванова. Количество нарушений должностных полномочий, которые он совершил, превышают все мыслимые и немыслимые размеры.
Первое: по неизвестной причине он изъял протоколы по всем 324-м домам АТСЖ Ленинского района. Зачем? Гражданка Желтова М.А. могла подать заявление исключительно по своему дому, и только в случае обнаружения факта нарушений или мошенничества прокуратура, и только она, могли инициировать проверку по всем оставшимся домам. Зачем оперуполномоченный присвоил себе функции прокуратуры?
Второе: после того как документы были изъяты (пусть все), оперуполномоченный Иванов должен был направить их на проверку экспертам, которые и должны были вынести по ним соответствующие заключения, на основании которых следователь или дознаватель, назначенные по данному делу, должны были выносить решения о возбуждении или невозбуждении уголовного дела. Зачем оперуполномоченный присвоил себе функции экспертов и следователей?
Третье: после того, как материалы проверки были направлены для утверждения в прокуратуру, оперуполномоченный Иванов принял решение вернуть изъятые документы до того, как прокурор принял решение. А вдруг представитель надзорного ведомства вынес решение о проведении дополнительных проверочных мероприятий? Такой шанс тоже был. Но нет, оперуполномоченный опять присвоил себе чужие функции и вернул документа, хотя, формально, не имел на это право.
По сути же получается, что условный оперуполномоченный Иванов, изъяв документы, самовольно, то есть в нарушение всех инструкций провел с ними следственные действия и передал неустановленному лицу, в результате чего протоколы и бюллетени общих собраний собственников были утеряны, что, по идее, нарушает жилищные права этих самых собственников. Однако, насколько нам известно, никакого наказания за свои самовольные и безответственные действия условный Иванов так и не понёс. Проведенная проверка показала, что возбуждать в его отношении уголовное дело по статьям 285 (злоупотребление служебными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий) и 293 (халатность) нельзя из-за отсутствия состава преступления в действиях оперуполномоченного. Вместо этого возбудили дело о тайном хищении 17-ти коробок с документами из отдела полиции.
Нам также неизвестно, были ли приняты какие-либо меры в отношении условного оперуполномоченного Иванова по результатам служебных проверок. Как было сказано в официальном ответе МВД на наш запрос, – это информация для служебного пользования, и её публикация может нарушить права сотрудника полиции.
Как мы сказали, уже два года жители домов, входящих в АТСЖ, безуспешно пытаются отстаивать свои права. Этого не удатся из-за того, что необходимые документы так бездарно были утеряны полицией. Ответственный за это условный оперуполномоченный Иванов продолжает нести службу. Его имя нигде не фигурирует, ведь это может нарушить его права, которые охраняются его коллегами. А что касается прав граждан, некоторые из которых вынуждены отдавать АТСЖ Ленинского района большую часть своих ежемесячных доходов, то, складывается ощущение, что на них полиции просто наплевать. В противном случае,^ сотрудникам полиции удалось либо найти и вернуть протоколы, либо наказать всех – абсолютно всех, и своих, и чужих, ответственных за их пропажу.
Но такой исход так и останется всего лишь желанием. Еще до того, как произнести свою сакраментальную фразу про деньги, в эпоху своего президентства Дмитрий Медведев с экранов телевизоров заявил о том, что система должна научиться прощать. Очень похоже, что эти слова стали девизом саратовских полицейских по отношению к своим коллегам. Можно ещё вспомнить персонажа комедийного шоу по фамилии Бородач с его «понять и простить». Именно так и поступили с сотрудником полиции, нарушившим жилищные права тысяч людей.