Эксперты ИА «ЖКХ-64» — о причинах и последствиях вчерашней остановки трамваев и троллейбусов в областном центре.
Вчерашний коллапс электротранспорта в Саратове вызвал широкий общественный резонанс. Произошедшее накануне в нашем родном городе действительно и поразительно, и показательно. В середине второго десятилетия XXI века, когда с высоких трибун нам всё чаще говорят красивые слова «о высоком» — об инновациях, развитии, импортозамещении и процветании страны, простые жители российской глубинки в реалиях своей повседневной жизни сталкиваются совсем с противоположными явлениями. Деградация управленцев и возглавляемых ими структур, падение доходов, свалки мусора под окнами домов, постоянные перебои с водоснабжением, разбитые дороги и тротуары. Список можно продолжать сколько угодно, ссылаться на финансово-технологичные кризисы — тоже.
Однако, сегодня очевидно, что всё это «гниющее болотце» имеет вполне отчётливую и узнаваемую «рыбью голову». А также фамилию и имя. Есть в этом болоте и отдельные караси, и пиявки, присосавшиеся к ресурсным организациям и извлекающие из них сугубо личную выгоду. Речь, конечно, идёт о мафиозном спруте, окутавшем «СПГЭС» и вцепившемся в городские электросети словно в собственный Клондайк (подробнее о персоналиях, выкачивающих деньги из этого прибыльного предприятия в ущерб интересам жителей Саратова читайте в нашем материале «Дело СПГЭС» и 1 000 000 000 рублей. Говорят об Олеге Грищенко», в котором редакция ИА «ЖКХ-64» ещё прошлым летом рассказала о работающих и по сей день коррупционных механизмах и схемах — прим.авт.).
Впрочем, в сегодняшнем материале мы попытались посмотреть на вчерашнюю ситуацию с различных сторон, и обратились за ответами на более чем насущные вопросы к экспертам нашего портала:
1. Как вы оцениваете вчерашнюю обесточку маршрутов электротранспорта в Саратове?
2. Насколько обоснованным вы считаете подобный демарш со стороны руководителей СПГЭС?
3. Какие меры надо предпринять, чтобы впредь не повторялось подобной ситуации?
Дмитрий ОЛЕЙНИК, политолог:
— Ситуация с отключением электротранспорта в Саратове и ее благополучное разрешение показали, что даже самые сложные задачи могут быть решены при конструктивном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Оперативное вмешательство губернатора Валерия Радаева, находящегося в Санкт-Петербурге на экономическом форуме, позволило в минимальный срок решить проблему.
Глава региона поручил ответственным лицам до вечера восстановить работу трамваев и троллейбусов в полном объеме, что и было исполнено.
Тем не менее произошедшее требует детального анализа и понимания. Вызывает недоумение позиция отдельных руководителей, избравших методы шантажа и нагнетания социальной напряженности способом решения проблем. По сути, саратовцы стали заложниками межведомственных взаимоотношений и неспособности муниципалов договориться друг с другом.
Ведь во главе СПГЭС стоит не какой-нибудь олигарх из другого региона, которому наплевать на Саратов, а депутат городской думы. Конечно, администрация Саратова должна принимать все меры к недопущению подобных ситуаций, но, нужно отдать должное, она приложила все усилия, чтобы люди не испытывали больших проблем с передвижением в общественном транспорте. На маршруты было выведено дополнительно 63 автобуса, сокращены простои и интервалы движения. Тем не менее жителям Ленинского и Заводского районов пришлось добираться в центр в переполненных автобусах дольше обычного.
Депутат Государственной думы Николай Панков призвал правоохранительные органы установить и привлечь к ответственности виновных, если выяснится, что здесь имела место попытка шантажа.
Благодаря согласованной позиции губернатора, областного правительства, депутатов Госдумы и администрации города выход из ситуации был найден, и это говорит о наличии единой команды, которая может оперативно реагировать в кризисные моменты и решать непростые вопросы в интересах жителей.
Михаил ЖУКОВСКИЙ, эксперт регионального штаба ОНФ, председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области»:
— Чтобы такие ситуации не возникали, считаю необходимым постоянное общение на уровне руководства «СПГЭС» И «Горэлектротранса» с участием администрации города. А создание ситуации, которая приводит к дискомфорту для жителей города, недопустимо.
Константин ХАЛИН, главный редактор «Medialeaks64», блога о коррупции в Саратове и области:
— Считаю, что кризис вокруг предприятия стал следствием политической борьбы в руководстве города и области. Такая возня и передел власти может отрицательно отразиться (не в пользу «Единой России») на результатах предстоящих выборов в Государственную думу и в представительный орган Саратова.
Чтобы не допустить кризиса в дальнейшем, областной власти нужно вовремя рассчитываться со СГЭТ за перевозку льготников, муниципальной власти — привлечь к управлению МУППами профессионалов, а не «временщиков», а полиции — активизировать расследование уголовного дела по факту мошеннического увода в пользу ЗАО «СПГЭС» ряда объектов муниципальной собственности. Последнее должно подействовать на господина Козина отрезвляюще.
Маргарита КОЗЛОВА, журналист:
— Абсолютно необоснованное решение. Насколько мне известно, СГЭТ с конца прошлого года погасили 50-60% задолженности, то есть для полной выплаты долга им осталось потерпеть максимум до конца года.
Посчитать убытки от отключения в отношении СГЭТ и горожан, которые были вынуждены вчера пользоваться коммерческим транспортом. Пусть все убытки оплачивают организации, устроившие транспортный коллапс.
Алексей КОЛОБРОДОВ, гендиректор медиа-группы «Общественное мнение»:
— Во всяком случае, Сергей Козин подобные обоснования приводил, а насколько убедительно они звучат — разберутся специалисты. В былые времена, как мы помним, долги СГЭТа выглядели куда внушительнее, однако аргумент под названием «рубильник» никто не спешил задействовать. Впрочем, и корпоративные правила у энергетиков меняются стремительно.
Проблема, как мне кажется, не столько хозяйственно-энергетическая, сколько политическая. И даже конспирологическая. О противостоянии двух ветвей городской власти сказано много, но для меня очевидно, что помимо конфликта «гордума-администрация», во вчерашней истории проявилась некая третья сила, сильный закулисный режиссер, равно способный манипулировать обеими конфликтующими сторонами, заинтересованный в эскалации политических войн и хаоса в Саратове, а также неравнодушный, по каким-то причинам, к положению СГЭТ. И государству, в целях недопущения подобного, следовало бы обратить серьезное внимание на наличие этой силы.
Ольга ЖАРИКОВА, главный редактор газеты «Народная цена»:
— О вчерашней ситуации можно сказать только одно – в Саратове творится полная разруха, причем не в клозетах. Энергетики продемонстрировали свои мускулы, создав угрозу транспортного коллапса и вспышки общественного недовольства, власти — неспособность действовать на опережение проблем. Надеюсь, что эта ситуация не была экспериментом по полномасштабному отказу от электротранспорта. А если так, то он удался.
Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО