Директор «Саратовэнерго» — о долгах управляющих компаний, ситуации с «Водоканалом» и об отключении маршрутов «Горэлектротранспорта».
Начало отопительного сезона в России — это всегда самая напряженная пора, пора внезапных кризисов, когда, словно из-под земли, вылезают старые недоработки, непогашенные долги, знакомые проблемы, о которых забывают по весне, чтобы снова вспомнить о них с наступлением холодов. Отправляясь на встречу с Алексеем Щербаковым, директором ПАО «Саратовэнерго», мы рассчитывали поговорить на вполне стандартные темы: проблемы с оплатой за электроэнергию населением, долги теплоснабжающих организаций, уже набившая оскомину проблема с электротранспортом. Однако интервью получилось намного шире и затронуло темы, которые изначально даже не предполагались.
— Алексей Анатольевич, в отопительный сезон, как правило, потребления электроэнергии вырастает в несколько раз, увеличивая и без того большие долги как населения, так и предприятий. Какова ситуация с задолженностями в настоящий момент?
— Общая задолженность за электроэнергию по области составляет 3,6 миллиардов рублей. Но это в целом. Если же брать отдельно долги теплоснабжающих организаций, то приходится констатировать неприятный факт: в этом году впервые их долг перед «Саратовэнерго» за лето не сократился, как обычно, а, наоборот, вырос. Насколько мне известно, подобная ситуация наблюдается и с их задолженностями перед газовиками, а значит, что эти вопросы не то, что не решили вовремя, а просто пустили на самотек.
— А население исправно платит?
— Ситуация с оплатой электричества населением, в целом, нормальная. Там, где нам платят напрямую, долг небольшой, около 30 миллионов, и растет незначительно, в этом году вырос приблизительно на 11 миллионов. Ситуация с долгами со стороны управляющих организаций выглядит несколько иначе. Сумма долга составляет около 500 миллионов, прирост составил 48 миллионов. Это, конечно, много, но для нас не смертельно. Мы с ними работаем, судимся даже, но хотел бы отметить, что система работы с управляющими компаниями со стороны властей абсолютно отсутствует, хотя в законодательстве четко прописано, кто этим должен заниматься и как. Увы, этой работы мы не видим.
— Получается, что вам выгоднее перейти на прямые расчеты с населением, чем иметь дело с посредничеством управляющих компаний?
— Да, прямые расчеты нас устраивают больше, но в данном случае проблема заключается вовсе не в них. Главная проблема сейчас — это общедомовые нужды, то, как они начисляются, и то, как за это взимается плата. Дело в том, что по действующему законодательству за состояние внутридомовых сетей отвечают либо сами собственники, либо управляющая организация. Ни те, ни другие не следят за ними так, как это необходимо. Сейчас везде огромное количество самовольных врезок, старые счетчики, которые показывают неправильные результаты, плюс заниженные нормативы, по которым платят многие люди, у которых в квартире большое количество электроприборов. А как определяется сумма ОДН? Это разница между показателем общедомового счетчика и суммы показаний счетчиков по квартирам. В результате, те, кто самовольно врезался, или использует неисправные счетчики, или платит по нормативам, по сути перекладывают оплату за использованное ими электричество на весь подъезд. Получается некое воровство, за которое никто не несет ответственности.
— И как с этим бороться?
— Несколько лет назад, мы на примере Балаково показали, как надо работать с населением. Мы проверили все счетчики, заставили заменить те, которые не соответствовали нормативам, отрезали должников, поймали самовольных врезчиков. Причем чаще всего это были не рядовые жители, вроде слесаря дяди Вани, который, если и врежется, то украдет немного, а нормальные, серьезные предприятия. И, хотя мы и писали по данным фактам заявления в полицию, ни одного административного или уголовного дела не было возбуждено. А все из-за неэффективности нашего законодательства. Уголовной ответственности за самовольную врезку и кражу электричества нет, потому что очень трудно вычислить сумму получившихся убытков. То есть факт воровства по показаниям счетчиков обнаружить можно, а вот назвать какие-то цифры в рублях уже нет — нельзя установить время врезки, за какой период насчитывать сумму. Поэтому те дела, которые были возбуждены, рассматривались как административные правонарушения, но местные участковые затянули с работой по ним, и все законные сроки вышли. В итоге, никто никакого наказания не понес. Несколько месяцев после проведенной нами проверки система в Балаково работала как надо, но, поскольку никто не поддержал нашего начинания, все вернулось на круги своя.
— А управляющие компании как-то пытаются бороться с подобными нарушениями?
— Управляющие компании подобными делами практически не занимаются, им проще заплатить нам причитающуюся сумму, накрутив сумму ОДН. Мне бы хотелось, чтобы люди поняли, что в данном случае обворовывают не «Саратовэнерго», а их самих. Потому что, когда подобные люди перекидывают оплату за потребленную ими электроэнергию на всех жильцов — это не наша проблема, а самих жильцов.
— А какая ваша основная проблема?
— Наша основная проблема — это вода. В Саратовской области нет ни одного «Водоканала», который был бы нам должен меньше, чем за два месяца. Я говорил, что долг населения перед «Саратовэнерго» составляет около 30 миллионов рублей. Долг одного только «Саратовводоканала» — более 600 миллионов рублей, и за этот год он увеличился на 228 миллионов. А есть еще водоканалы в Энгельсе, Балаково, Марксе, Вольске, даже в Балашове, про который уже говорить не хочется. Есть «Облводоресурс», также обремененный большими долгами. И никто ничего не хочет решать. Политика руководства кажется совершенно страусиной: прячут голову в песок и надеются, что ситуация как-нибудь выправится сама.
— Какие-нибудь предложения по исправлению этой ситуации были сделаны?
— Со стороны власти были только слова, что все будет сделано как надо. Мы же выдвинули ряд конкретных предложений, но их никто всерьез не рассматривал, несмотря даже на то, что часть из них не требовала абсолютно никаких трат из бюджета. Возьмем тот же «Облводоресурс». Значительная часть их трат уходит на зарплату. А почти половина коллектива там — сплошь управленцы, на каждого подчиненного по одному начальнику. Они покупают новые автомобили, выплачивают лизинг за старые. Может, стоит как-то подсократить расходы? Хорошо, давайте попробуем без сокращений. Значительная часть наших абонентов по области являются и абонентами «Облводоресурса». Мы предложили им создать единый РКЦ, чтобы человек по одной платежке оплачивал и электроэнергию, и воду. Поскольку мы, в отличии от «Облводоресурса», можем проводить отключения, это позволило бы давить на неплательщиков, заставлять их платить, что увеличило бы доход предприятия, позволило бы им рассчитаться с долгами. Мы даже были готовы взять на себя основное бремя по созданию этого РКЦ, но это предложение даже не рассматривалось. Ситуация остается неизменной. Нам только обещают что-нибудь предпринять.
— А что с «Саратовводоканалом»?
— С ним у нас общих абонентов нет, так что здесь вариант, предложенный «Облводоресурсу», не прошел бы. Ситуация у него тоже плачевная, я говорил, что только в этом году долг увеличился более чем на 200 миллионов, причем 100 из них — буквально за последний месяц. По ним есть предварительная договоренность, что если их передадут в концессию УК «Лидер», то проблема с долгом будет решена. Однако, каких-либо подвижек в решении этого вопроса я пока не вижу. Самое печальное, что отключить электроэнергию «Саратовводоканалу», как и другим подобным предприятиям области, мы не имеем права по закону. И эта ситуация, когда не платят те, кого нельзя отключить, встречается очень часто. Не платят военные, Водоканалы и тюрьмы. Хотелось бы, чтобы наконец была введена финансовая ответственность руководства за положение дел государственных предприятий. Не платит МУП — пусть за это отвечает мэр, городской бюджет. Не платит ГУП — идем выше по вертикали власти. Мне кажется, что пока такая практика не будет введена, добиться от государственных предприятий исполнения своих обязательств не удастся. Подобную ситуацию мы можем сейчас наблюдать и с «Саратовгорэлектротрансом». Правда, их мы как раз отключить можем.
— Эта тема постоянно мелькает на страницах СМИ в последнее время. Сколько всего вам должен «СГЭТ»?
— Сумма долга «Саратовгорэлектротранса» сейчас составляет около 15 миллионов. Проблемы у предприятия начались где-то с января и проявились в начале весны. С этого периода предприятие перешло в разряд должников, причем каких-либо подвижек по сокращению долга я не вижу. Сейчас мы вручили им очередное уведомление об отключении. Если не увидим денег, то 30 ноября начнем отключать им различные подсобные помещения, затем каждую декаду отключения будут повторяться.
— Какие-нибудь пути выхода из сложившейся ситуации руководством предприятия или города озвучивались?
— Были названы три пути решения проблемы: передача предприятия на областной бюджет, продажа или отключение ряда маршрутов. Однако все они предполагают длительный период: сначала должно быть заседание городской думы, которая должна принять решение. Потом необходимо будет перевести предприятие в ведение областного бюджета или провести оценку перед продажей. Затем провести ряд конкурсов. Короче, как ни крути, имеем срок от шести до восьми месяцев. Тем не менее, каких-либо реальных действий не видно, только заявления.
— Причем заявления в ваш адрес носят несколько ультимативный характер.
— Да, и это весьма удивительно. Наши требования вполне законны: мы требуем деньги за ту электроэнергию, которая уже была поставлена. Мы требуем деньги, чтобы государство, которому мы принадлежим, получило свою законную прибыль. Поэтому наш ответ довольно прост: если кто-то хочет содержать СГЭТ за счет своей зарплаты — флаг ему в руки. Но только не надо это делать за наш счет. Поставлять электричество бесплатно мы не будем никому. Так им и передайте.
фото и текст: Антон ТУГУШЕВ