Обозреватель ИА «ЖКХ64» — о сомнительных перспективах муниципального предприятия и о том, кто отвечает за бедствующее положение МУППа сегодня.
Печально известный «Саратовводоканал» сегодня находится на краю пропасти. Это признаёт саратовский мэр Олег Грищенко. Единственный путь спасения, по его мнению — это передача предприятия в частные руки. Только этот шаг, считает градоначальник, сможет изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Ситуация, скажем прямо, плачевная: представители мэрии неоднократно приводили удручающие цифры: износ сетей около 80%, общая задолженность — около 600 миллионов рублей, энергетики грозятся произвести отключения. Естественно, у горожан возникают справедливые вопросы: а куда смотрело руководство предприятия, чем занимались городские власти, как вообще так получилось, и почему именно в Саратове?
Проблемы «Саратовводоканала» известны всем нам непонаслышке — вряд ли найдется горожанин, который хотя бы раз в своей жизни не сидел без холодной воды из-за аварии на трубопроводе. И вроде бы ничего страшного, это жизнь, аварии всегда были и всегда будут, вот только редкий день проходит без того, чтобы в разных районах Саратова не происходило сразу по несколько отключений. Люди сидят без воды не то что домами — целыми улицами, а то и поселками! Последние лет пять городские водопроводы вообще текут со страшной силой, приводя в еще большую негодность и без того не самое лучшее дорожное покрытие.
Все эти проблемы, естественно, начались не вчера: они назревали медленно, в течение десятилетий, и в какой-то момент руководство предприятия и городская администрация упустили время, когда их можно было устранить с меньшими потерями. Время шло, никто ничего не предпринимал, и дело дошло до ставших уже пресловутыми деревянных чопиков, которыми заделывали текущие трубы этим летом. Ответственности за отвратительное состояние городских водосетей, кстати, так в итоге никто и не понес.
К вопросу о руководителях: хотя «Саратовводоканал» предприятие и муниципальное, но все-таки — предприятие, и его работа должна приносить прибыль. Если же прибыли (в наших реалиях — хотя бы самоокупаемости) нет, то ответственнен за это его руководитель, который должен что-то поменять в работе предприятия, чтобы повысить его эффективность. Но нет, руководители меняются, а ситуация остается прежней: год от года у «Саратовводоканала» растут долги и изнашиваются коммуникации, а поступающие деньги, судя по всему, в эти дырявые трубы и утекают, не задерживаясь.
Сначала во всех бедах «Водоканала» обвиняли экс-директора Ларису Абрамову (она даже была фигуранткой уголовных дел), но когда её вынудили покинуть свой пост, выяснилось, что проблемы предприятия остались нерешенными. И без пресловутого «человеческого фактора» здесь не обошлось.
После Абрамовой у руля предприятия встал крепкий хозяйственник Александр Исаев, долгое время работавший в строительной отрасли. Причем «принимать наследство» ему пришлось в экстремальных условиях. И как только дела в МУППе благодаря его антикризисным усилиям стали понемногу поправляться, городские власти снова поменяли руководителя предприятия, продвинув туда нынешнего сити-менеджера Александра Буренина (начинавшего свою карьеру на СПЗ — прим. ред.) и не дав Исаеву проработать и полгода.
Затем Буренин непонятно за какие заслуги ушел на повышение в мэрию Саратова, где сначала был заместителем, а теперь — главой администрации. Ему на смену пришел бывший работник силовых структур, ныне покойный Александр Задумин. Свою карьеру он также начинал на заводе СПЗ, а позднее был замешан в криминальном скандале вокруг захвата здания мелиорации, к которому, по данным саратовских СМИ, причастен и сам Олег Грищенко. Перед тем, как прийти на «Водоканал», Задумин возглавлял Фрунзенский район Саратова. Фактически в это время центр города пришел в упадок: настолько запущенным было состояние улиц и дворов.
После скоропостижной смерти Задумина предприятие возглавил Андрей Иванов, бывший бухгалтер СПЗ и СПГЭС (скандал вокруг сетей которого также связан с именем Олега Грищенко — прим. ред.).
Отметим, что двое последних, как и Буренин, являются ближайшими соратниками главы Саратова Олега Грищенко — все они занимали свои должности исключительно благодаря личным связям с градоначальником. И никто из них так и не смог проявить себя с профессиональной точки зрения на поприще муниципального хозяйства, а «плоды» их так называемой работы мы видим до сих пор. По сути, именно Грищенко, назначавший своих «менеджеров», виновен в сложившемся положении дел.
Сам собой напрашивается вывод о том, что место руководителя в «Саратовводоканале» поочередно занимали только «свои», нужные главе города люди. А «чужому», но профессиональному антикризисному менеджеру Александру Исаеву там попросту не дали работать.
По каким же признакам на столь ответственные посты попадали аффилированные Грищенко люди? И каковы были их цели? Возможно, все эти менеджеры, стоявшие у руля «Водоканала», и не думали о том, как отремонтировать водопроводы, а хотели заработать?
Отметим, что с приходом ставленников Грищенко на предприятие практически обновился и весь профессиональный состав МУППа: хорошие специалисты, которые знали систему работы от А до Я, ушли или были уволены, а на их место набрали новых сотрудников, со значительно меньшим опытом. Полагаем, что кадровые проблемы стали еще одним фактором упадка предприятия.
С чем же в результате «Водоканал» остается сейчас? Для того, чтобы привести все коммуникации в рабочее состояние, нужны такие колоссальные средства, которых нет не только у предприятия, но и у города.
Кстати, вопрос о том, почему в бюджете МУППа нет денег, также остается открытым до сих пор. Ведь «экономически обоснованные», по мнению властей Саратова, тарифы на водоснабжение исправно росли год из года. Стоимость коммунальных «услуг» продолжает увеличиваться и в 2015-м, большинство жителей своевременно оплачивают ежемесячно поступающие квитанции… А если вспомнить, во сколько людям обходится подключение коммуникаций водоканала, особенно — в частном секторе, то можно сделать вывод, что предприятие ежедневно получает десятки и сотни тысяч рублей. При этом, по некоторым данным, часть стоимости услуг по подключению сотрудники «Водоканала» берут с абонентов неофициально. А история с установкой и показателями счётчиков? Явно спланированная неразбериха, которая «льёт воду» на тех, кто ее организовал.
Кроме того, у «Водоканала» есть и ещё одна крупная статья доходов — штрафы предприятий, собираемые за сбросы в канализацию сверх установленного норматива. И самое интересное здесь в том, что нормативы эти были явно занижены и установлены городской думой с подачи экс-директора МУППа Абрамовой, после чего значительно не изменялись. А собирают пробы и, следовательно, выписывают конечные суммы штрафов для предприятий специалисты лаборатории, подведомственной тому же «Водоканалу». Что получается? МУПП фактически сам установил нормативы, сам же решает, сколько штрафов собирать (а речь идёт о миллионах рублей!) и сам контролирует этот процесс. Известны примеры, когда показания лаборатории «Водоканала» и специалистов Роспотребнадзора значительно отличались по одному и тому же объекту. Впрочем, это уже тема для отдельного расследования (следите за нашими дальнейшими публикациями — прим.ред.)
Так где же деньги? Может, ответ на этот вопрос знают Олег Грищенко и его бухгалтер Андрей Иванов?!
В этой ситуации концессия может стать реальным выходом из ситуации. В том виде, в котором она будет применена к «Саратовводоканалу», это означает, что частный инвестор возьмет муниципальную собственность в некую аренду (согласно ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении» водоканалы не могут быть передан из муниципальной собственности в частную), но вместо арендной платы обязуется вложить денежные средства для приведения водосетей в рабочее состояние. Естественно, вся прибыль от деятельности концессионного предприятия пойдет инвестору.
Наш город со своим «Саратовводоканалом» мог быть в числе пионеров в этом начинании, ведь разговоры о его передаче в концессию идут с 2011 года, то затихая, то разгораясь вновь. В 2011 году эта концессия не состоялась из-за высоких требований «Внешэкономбанка». К ней вернулись в 2013 году, даже устранили все препятствия, но конкурс так и не объявили. О ней снова заговорил в 2014 году Олег Грищенко, а уже в начале 2015-го недавно покинувший свой пост замглавы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Федотов прямо сказал, что без принятия какого-либо решения в «Саратовводоканал» протянет от силы год-два. Может, именно из-за этого решения губернатор Валерий Радаев и попросил главу саратовской администрации решить вопрос с переводом МУППА в концессию в максимально короткие сроки.
Сначала городские власти говорили о проведении конкурса в конце июля, затем перенесли на осень, теперь отговариваются осторожным «к концу года». Среди главных претендентов главой саратовской администрации Александром Буренином были названы московские ГК «Росводоканал» и УК «Лидер». Объем инвестиций должен составить около 9 миллиардов рублей.
— По условиям концессии проводится полная модернизация системы жизнеобеспечения города: мы перекладываем все магистральные сети, модернизируем головные сооружения и станцию аэрации. Все расписано на 30 лет. Первые девять лет вкладываются деньги, затем концессионер получает прибыль, - озвучил условия Буренин в одном из своих интервью радиостанции «Эхо Москвы в Саратове».
Мнений о передаче «Саратовводоканала» в концессию много. Одни считают, что этот шаг станет спасением для предприятия и города. Другие кивают на не всегда удачный опыт соседних регионов. Альтернативным решением является передача «Саратовводоканала» из городской собственности в областную. Подобное решение поддерживают некоторые депутаты Саратовской областной думы. В этом есть свои плюсы — контроль за жизненно важным городским объектом окажется в ведении региона, чей бюджет, конечно же, превосходит городской, да и прибыль уйдет не стороннему инвестору, а региону.
Есть, конечно же, и третий путь — это вообще не предпринимать ничего, поддерживая предприятие на плаву до тех пор, пока это будет возможно, а там, в панике, ухватиться за первое, что подвернется. Наблюдатели полагают, что первой части этой стратегии — ничего не предпринимать руководство «Саратовводоканала» и городские власти придерживались до сих пор. К чему это привело, мы видим: из городского руководства ушел последний нормальный хозяйственник, Дмитрий Федотов, судя по всему, не пожелавший, чтобы неотвратимый коллапс городских сетей связывали с его именем.
В любом случае, время на раздумье саратовскими властями было безвозвратно упущено. Выбирать необходимо между двумя альтернативами — передачи в концессию или областную собственность, и проведение всех возможных действий, чтобы от последствия принятого ими решения не пострадали ни городская собственность, ни сами жители Саратова. При концессии остается риск, что инвестор в разы увеличит тарифы и за счет этих средств будет модернизировать предприятие. То есть в конечном итоге расплачиваться за ошибки градоначальника и его менеджеров будут жители областного центра. Но это — меньшее зло, нежели вариант, при котором «Водоканал» останется в руках команды, работающей сегодня в мэрии.
Вопрос о том, почему же городские власти не занимались проблемами «Водоканала» и поиском инвестора для концессии раньше, по-прежнему остается открытым. Полагаем, что все эти годы муниципальное предприятие использовалось Олегом Грищенко и его людьми у руля этого МУППа исключительно как «кормушка». И это лишь осторожное предположение о верхушке айсберга, теневой стороной которого являются колоссальные схемы по обналичиванию средств городского бюджета.
Макс АНТОНОВ, специально для «ЖКХ64»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции