Как мэр Саратова увеличил долги города за время своей работы более чем в десять раз и довел город до предбанкротного состояния.
Уходящий 2015 год по праву можно назвать переломным для Саратова. Минувшей осенью жители областного центра узнали о том, что пока ещё действующий глава города Олег Грищенко точно покинет свой пост по истечении срока полномочий нынешнего созыва гордумы (выборы депутатов которой состоятся в сентябре 2016-го — прим. ред.), а уже в начале декабря в отставку ушел один из его ближайших соратников — сити-менеджер Александр Буренин. На этой должности его сменил бывший зампред регионального правительства Валерий Сараев, ранее возглавлявший Волжский и Ленинский районы Саратова.
Отметим, что соответствующее предложение Сараеву сделал губернатор Саратовской области, и тому пришлось перейти из состава руководителей региона на уровень муниципалитета. На эту жертву он вынужден был пойти для того, чтобы спасти город и вывести его из того катастрофического состояния, в котором сейчас находится областной центр.
— Он показал себя крепким хозяйственником, знающим потребности населения, и зарекомендовал себя как профессионал, понимающий проблемы города и готовый к открытому диалогу с людьми, к решению реальных вопросов «на местах», — так прокомментировали приход Сараева в мэрию местные политологи.
Безусловно, кандидатура Валерия Сараева сегодня поддерживается как бизнес-сообществом, систему взаимодействия с которым он уже отладил, будучи главой Ленинского района (по территории и населению составляющим почти половину города), так и политической элитой.
Напомним, что на этой неделе состоится конкурс на замещение должности главы администрации Саратова и внеочередное заседание городской Думы, на котором будет утверждена кандидатура победителя (за твиттер-трансляциями этих событий и видеорепортажами по итогам мероприятий следите на нашем портале — прим.ред.).
Наблюдатели отмечают, что заявляя о своём участии в выборах-2016 в ГосДуму, Олег Грищенко лишь пытается уйти от ответственности, прикрывшись мандатом депутата и своей неприкосновенностью в качестве парламентария. Никакого другого мотива, впрочем, как и объективных шансов на победу, у уходящего градоначальника нет.
Между тем, на днях в прессу просочилась информация о переговорах по поводу возможного «перевода» Олега Грищенко в Совет Федерации. То есть вместо ГосДумы уходящий глава Саратова может оказаться в верхней палате российского парламента, если его кандидатуру одобрит губернатор Валерий Радаев. Полагаем, что главе региона следует хорошо подумать над этим решением и взвесить все возможные риски. Зачем оставлять пятно на своей безупречной репутации, назначая сенатором человека с куда более тёмным прошлым и сомнительным настоящим?
Так каково же наследство Олега Грищенко и аффилированных ему лиц, которое достаётся сегодня новому руководителю нашего с вами родного города? Об этом читайте в статье журналиста Владимира ВИКТОРОВА, опубликованной в сетевом издании «Саратов без цензуры», текст которой мы цитируем полностью:
«Нашумевшее «дело Гайзера» ушло с первых полос газет, но не приходится сомневаться, что за ним последуют новые. «Чистка» губернаторского корпуса является неизбежной реакцией федеральной власти на новые вызовы, перед которыми оказалась страна.
Среди «кандидатов на вылет» из «обоймы власти» следует остановиться на личности мэра Саратова Олеге Грищенко. За десять лет пребывания во главе Саратова Грищенко поставил город на грань банкротства — об этому пишут саратовские СМИ. Если при предыдущем мэре долги города составляли всего 350 млн рублей, то при Грищенко долг областного центра вырос до 5 млрд рублей. Пикантность ситуации заключается в том, что Грищенко несколько раз публично заявлял об угрозе банкротства Саратова. Но не для того, чтобы признать свои ошибки, а для получения новых кредитов, шантажируя Москву возможными социальными потрясениями в городе.
«Подшипники» системы Грищенко
Механизм создания «долговой пирамиды» в Саратове достаточно прост. Все эти годы убытки вешались на городской бюджет, а прибыли, по имеющимся данным, уходили в фирмы, аффилированные с Грищенко. Например, Грищенко неоднократно обращался к областному руководству с просьбами о выделении субсидий для городского транспорта. Со своей стороны, он обещал отдать муниципальным транспортникам все прибыльные городские маршруты, что позволило бы им собрать необходимые для существования 35-40 млн рублей. Но обещания выполнены не были: прибыльные маршруты Грищенко перевел на коммерческую транспортную фирму, которая «близка» к мэру.
С МУПом «Водоканал» была связана еще более скандальная история со спортивным комплексом «Торпедо». В свое время СК, принадлежавший Саратовскому подшипниковому заводу (СПЗ), был приватизирован структурами, аффилированными с Олегом Грищенко. В 2008 году спорткомплекс вопреки устоявшейся в России практики бережного отношения к спорту был передан не в муниципальную собственность, а приватизирован некоей фирмой ООО «Элмон» (первый руководитель ООО Дмитрий Исаев, личный телохранитель Олега Грищенко). Под шумок в собственность новой компании перешли и прилегающие территории с парковками! В 2011 году уже весь комплекс был продан ЗАО «Тандер». Новый собственник в один прекрасный момент решил снести «Торпедо» и на его месте воздвигнуть современный торговый центр. Городские чиновники проявили неслыханную чуткость к этой инициативе и пошли на невозможное. «Водоканалу» было выделено 20 млн рублей на модернизацию коммуникаций, прилегающих к СК.
По словам руководившего тогда «Водоканалом» Александра Задумина (таинственно умер в марте 2015 года по возвращению с приема у О. Грищенко), в городе все коммуникации к коммерческим объектам прокладывались за счет бизнеса (технологическое присоединение). В данном случае в нарушение закона было сделано исключение, и технологическое подключение профинансировано из городского бюджета. Может быть потому, что городом руководит Олег Грищенко, и он же через подставных лиц хотел построить ТЦ на месте своего же спорткомплекса? Комплекс снесли, но торговый центр не построили. Деньги на «модернизацию» исчезли в неизвестном направлении.
Фигура самого уже экс-главы «Водоканала» Задумина в Саратове стала нарицательной. В начале двухтысячных его фамилия проходила в деле похищения дочери крупного саратовского бизнесмена Григория Гейфмана. 12-летняя Алла была похищена бандой Абдулбека Ахматханова при «информационной» поддержке двух саратовских жителей. Семь месяцев девочка провела в Шалинском районе Чечни, потеряла два пальца на руке. Освободить ребенка удалось в результате спецоперации УБОП и ФСБ РФ. На суде один из саратовских похитителей Владимир Кузнецов указал на подполковника ФСБ Александра Задумина, как на организатора похищения и вымогательства 2 млн долларов. Суд эти показания рассматривать не стал, посчитав показания Кузнецова оговором своего родственника Задумина, с которым они на тот момент были якобы в ссоре. Тем не менее, Задумина уволили из ФСБ. Без дела экс-чекист не остался. Устроился работать к Олегу Грищенко на СПЗ в службу безопасности. Именно его считают инициатором и идеологом рейдерского захвата здания Мелиорации (наше издание писало об этой истории). А через некоторое время «переводом», вслед за шефом стал осваивать чиновничьи кабинеты. Сначала глава Фрунзенского района Саратова, а после и руководитель «Водоканала».
Система муниципальных закупок также обременяет городской бюджет. По сведениям от местных предпринимателей, на конкурсы и тендеры власти города допускают только «своих» поставщиков, готовых платить «откат» до 60%. Информированный источник в гордуме Саратова сообщил нашему изданию: «Мой знакомый в микрорайоне «Юбилейный» решил построить магазин. Сначала он выложил 300 тысяч рублей, оформляя «бегунок» (разрешения) от мелких организаций. Затем ему надо было объединить две сотки земли в один участок и в районной администрации ему согласились это сделать за 1 миллион рублей. Он сначала согласился и даже внес аванс, но потом бросил все». Местные чиновники потребовали от предпринимателя кроме неофициальной платы за свои недешевые услуги еще и долю в 30% от магазина и всей прибыли, которую тот будет приносить. Обалдев от такого рыночного «подхода», бизнесмен громко хлопнул дверью».
Система перекачивания средств городского бюджета в карманы близких мэру людей хорошо отлажена. Исправную работу системы обеспечивает «команда», костяк которой составляют выходцы из Саратовского подшипникового завода (СПЗ), которым в свое время владел Олег Грищенко. Из этой «кузницы кадров» даже охранники и водители возвысились до высоких по меркам города постов. Контрольно-счетную палату города, которая должна пресекать злоупотребления, тоже возглавляла проверенный человек из подшипникового завода Наталья Масютина.
В электрических сетях «команды» Грищенко
Главным генератором долгов города являлись, как ни парадоксально, Саратовские электрические сети (СПГЭС). На счетах СПГЭС аккумулируется сумма равная годовому городскому бюджету — 11 млрд рублей. Казалось бы, СПГЭС должны быть источником процветания для Саратова. Но не все так просто.
По настоянию Грищенко, в свое время Комитет по управлению имуществом (КУИ) Саратова передал электрические сети в аренду ЗАО «СПГЭС» без проведения необходимых по закону конкурсных процедур. Распоряжения КУИ о передаче в аренду ЗАО «СПГЭС» муниципального имущества и соответствующие договора аренды заключались в 2006 году с грубыми нарушениями закона «О конкуренции». В городской администрации заявляли, что «СПГЭС» был единственным желающим арендовать сети, а потому и получил по упрощенной схеме имущество. Чиновники умалчивают о таких компаниях, как «Правобережные электрические сети» или «НЭСК», которые ранее пытались взять в аренду горсети, но безуспешно! По самым скромным подсчетам экспертов, на этой сделке бюджет потерял около 750 млн рублей. И это для города в баснословным дефицитом бюджета. Но это было только начало комбинации.
Олег Грищенко неоднократно заявлял, что среди учредителей СПГЭС он и его родственники не фигурируют. И, на первый взгляд, это недалеко от истины. Учредителями ЗАО «СПГЭС», а также одноименного ООО «СПГЭС», стали три юридических лица и одно физическое: ООО «ТрансЭнергоСервис», ООО «ЭнергоКом», ООО «ИнвенстЭнерго» и Елена Пименова. Пименова также возглавляет ООО «ЭнергоКом». Руководителем и главным бухгалтером ООО «ИнвестЭнерго» является Татьяна Яворская, во главе ООО «ТрансЭнергоСервис» оказался депутат Саратовской городской Думы Андрей Иванов. Все эти люди ранее занимали должности бухгалтеров на пресловутом подшипниковом заводе. Спустя несколько лет в стройные ряды «независимых» акционеров ЗАО «СПГЭС» влилось малоизвестное ООО «Провайдер», учредителем которого выступает Александр Рожков, в миру являющийся отчимом Олега Грищенко.
ООО «ТрансЭнергоКом», ООО «ИнвестЭнерго», ООО «ЭнергоКом» были созданы буквально в один день, а именно 18 июня 2007 года. С трудом верится, что рожденные единовременно компании случайно становятся собственниками ООО СПГЭС. Кроме того, в один и тот же день в октябре 2009 года Яворская и Пименова становятся бенефициарами ООО «СЗПМ» (Саратовский завод подъемных механизмов), директором которого на тот момент являлся городской депутат Сергей Крайнов. В указанном паноптикуме учредителей внимания заслуживает Татьяна Яворская, с 2006 года руководящая московской фирмой ООО «Фобос НВ» (ИНН 7734200119), единственным собственником которой с 2004 года числится законная супруга главы города – Елена Грищенко.
ЗАО«СПГЭС» и ООО «СПГЭС» опутаны целой сетью аффилированных организаций, с которым администрация города имеет договорные отношения. Среди них, например, ООО «ГЭС» (ГорЭлектроСервис), занимающееся ремонтом сетей по сметам, завышенным в несколько раз. Примечательно ООО «Строймонтажсервис», в штате которого состоит только директор Семенко Э.В. Эта фирма даже не имеет офиса и лицензии на производство работ.
При этом город мало что получает от деятельности «СПГЭС». Еще в 2005 году, вскоре после того, как Олег Грищенко встал у руля городского хозяйства, он добился для ЗАО «СПГЭС» снижения арендной платы за пользование энергетическими сетями города в 3,5 раза. По существующим методикам расчета арендные расценки должны составлять не менее 10% от стоимости имущества. По оценке, проведенной ООО «Поволжское агентство оценки» в 2004 году, рыночная стоимость имущественного комплекса, арендуемого ЗАО «СПГЭС» у города, составляла 867 млн рублей. То есть арендные платежи должны составить не менее 86,7 млн рублей в год. Но в настоящее время ЗАО «СПГЭС» платит за арендуемые сети 34 млн рублей.
Более того, Грищенко отдал указание городскому комитету по экономике о погашении долгов ЗАО «СПГЭС» за 1996-2000 годы. Долги энергетиков документально ничем обоснованы не были и не имели первоочередного значения. В любой другой ситуации чиновники бросились бы оспаривать их в суде, но в данном случае город беспрекословно заплатил около 270 млн рублей за спорные долги.
Но Грищенко возвышает не только работников подшипникового завода. «Семейный» бизнес также процветает. Сын мэра Дмитрий Грищенко еще в 19 лет стал учредителем и руководителем некоего ООО «Партнеры», специализирующегося на арендной недвижимости. Но чтобы достичь высот, покоренных папой, ему еще учиться и учиться.
Вот пример оригинальной комбинации, позволяющей нажиться за счет города. ЗАО «СПГЭС» закупает около 2 млрд кВт в год по ценам 1,5-2,5 рубля за кВт и передает право реализации электроэнергии ООО «СПГЭС». Напомним, что обе фирмы контролируются людьми из «команды» Грищенко. В свою очередь ООО «СПГЭС» реализует каждый киловатт населению уже по 3 рубля, а юрлицам — по 4-8 рублей. Нехитрые расчеты показывают, что в среднем цена реализации одного кВт составляет 5 рублей. Общий дисконт на перепродаже электроэнергии потребителю через посредника составляет 4-5 млрд рублей в год. Думаю, что это не совсем так, потому что это регулируемый вид деятельности и тарифы для них утверждаются комиссией по тарифам. Необоснованно завысить тариф конечно можно, но для этого необходимо заручиться поддержкой этой самой комиссии.
На этом фоне 5-8 млн рублей, которые энергетики получают за счет двойного взимания платы за электроэнергию для мест общего пользования (лифты, подъезды и т.п.) с жильцов многоквартирных домов, — просто копейки. Куда и главное – каким образом «уходят» такие огромные по саратовским меркам средства – вопрос для правоохранительных органов. К слову, все финансовые потоки СПГЭС контролирует член совета директоров компании Дмитрий Киреев, занимавший еще при генеральном директоре Саратовского подшипникового завода Олеге Грищенко скромный пост финансового директора. Сразу по «уходу» из СПЗ и появлению на свет городского электросетевого монополиста СПГЭС г-н Киреев зарегистрировал офшор Octopolis Corporation (Кипр). Этой компанией и ее активностью сейчас начали интересоваться следственные органы.
Сегодня ООО СПГЭС руководит Вячеслав Каштанов, в 2004-2005 гг. служивший начальником регионального управления по тарифам Саратовской области! С декабря 2010 года генеральным директором ЗАО СПГЭС является городской депутат Сергей Козин. Фамилии Грищенко, Киреев, Козин, Иванов, Крайнов хорошо известны – их всех связывает одно прошлое, а именно работа на Саратовском подшипниковом заводе и совместное настоящее. Похоже ли такое «родство душ» на организованную преступную группу с мозговым центром, обладающим колоссальным административным ресурсом, эшелонированной системой защиты через подставные фирмы, системой отмывания средств?
Следствие идет
Напомним, что по договору ЗАО «СПГЭС» арендует у города не отдельные объекты, а большой имущественный комплекс. По закону «О госрегистрации прав на имущество и сделок с ним» власти должны были провести полную техническую инвентаризацию каждого объекта переданного в аренду. Но городскому главе, имеющему дыру в бюджете в размере 10% от его расходной части, это занятие почему-то показалось неинтересным, несмотря на соответствующее предписание прокуратуры.
Зато для клана с подшипникового завода странная незаинтересованность мэра в инвентаризации городской собственности открывает широкие возможности. ЗАО «СПГЭС» стало активно объявлять некоторые арендуемые объекты «бесхозными» и обращаться в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением об установлении факта добросовестного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательской давности. Проще говоря, пользуясь отсутствием подробного перечня арендуемого имущества, частная компания, в судьбе которой мэр так активно участвует, стала по кусочкам присваивать городское имущество. При этом чиновники Росимущества Саратовской области, Администрация МО «Город Саратов» не только не предъявляют возражений, но зачастую игнорируют даже судебные заседания. А ведь речь идет о городской собственности суммарной стоимостью в миллиард рублей.
По самым скромным подсчетам в Саратовском Арбитражном суде имеется 160 подобных заявлений. По некоторым из них уже вынесены судебные решения. Более того, право собственности ЗАО «СПГЭС» на часть объектов уже зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. Вся эта схема оплачивается налогоплательщиками. В частности, оценка бесхозных объектов, их выявление и учет производятся за счет средств областного бюджета.
В настоящее время часть решений Арбитражного суда Саратовской области пересмотрены и отменены. А по одному из эпизодов с «бесхозным» имуществом даже возбуждено уголовное дело. В качестве подтверждения массового хищения муниципальной собственности можно рассматривать письмо зампрокурора Саратова Д.В. Жиляева: «В ходе проверки доводов о незаконном завладении ЗАО «СПГЭС» имуществом МО «Город Саратов» установлено, что 5 ноября 2013 г. СЧ ГСУ ГУ МВД по Саратовской области возбуждено УД №850462 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ по факту незаконного, путем обмана, приобретения права собственности на объекты недвижимости площадью 972,8 кв.м… и площадью 5115 кв.м… принадлежащего МО «Город Саратов».
Следователи факт хищения доказали, равно как и факт предоставления фальсифицированной информации, но виновных почему-то установить не могут. Хотя на сайте Арбитражного суда Саратовской области легко выяснить, что на заседании суда 2 марта 2011 года интересы сторон представляли от СПГЭС – Р.Н. Коткова, Администрации МО «Город Саратов» — Чеконова и Алакина. Решение этого суда было позднее отменено как незаконное, и именно на это заседание были предоставлены фальшивые данные представителями СПГЭС и администрацией города. Это послужило основанием для возбуждения уголовного дела.
Каковы перспективы «дела Грищенко», пока рано судить. Правоохранители не выносят на публику, до поры до времени, подробности своей работы. Но масштабы хищений в Саратове на фоне ухудшающегося социально-экономического положения не могут пройти мимо внимания федеральной власти. Скандал с «красногорским стрелком» Амираном Гиоргадзе, расстрелявшим чиновников, послужил для власти тревожным сигналом. Освоение бюджетных денег чиновниками и приближенными к ним бизнесменами в условиях кризиса начинает приобретать знакомые черты «лихих 90-х». Чтобы процесс дальше не развивался, необходимо принимать жесткие меры по очищению власти на местах от коррупционеров. Скандальный мэр Олег Грищенко — слишком заметная фигура, чтобы остаться вне поле зрения правоохранителей.
Наше издание будет следить за развитием событий.