На этой неделе мы попросили наших собеседников ответить на следующие вопросы…
Редакция ИА «ЖКХ-64» продолжает рубрику, в которой мы публикуем комментарии саратовских экспертов по наиболее актуальным федеральным инфоповодам. На этой неделе мы попросили наших экспертов ответить на следующие вопросы:
1) Согласно материалам, опубликованным в газете «Ведомости», правительство РФ намерено создать компенсационный фонд защиты дольщиков, размер которого может составить 35 миллиардов рублей. Компенсационный фонд полностью заменит страховые компании, которые не особо стремятся развивать страхование в строительстве, размер отчислений в него будет таким же, что и сейчас, – 1% от суммы договора долевого участия. Средства фонда могут аккумулироваться на счетах в Центробанке или банке, который выиграет соответствующий конкурс. Будет создан резервный фонд, средства из которого могут быть направлены на достройку объекта, который оказался брошенным.
Как вы считаете, насколько данная мера может помочь решить проблемы обманутых дольщиков? Сможет ли данный механизм устроить все стороны — и застройщиков, и население?
2) Минстрой России нашел способ выполнить поручения премьер-министра Дмитрия Медведева по поддержке ипотечного кредитования граждан, имеющих трех или более несовершеннолетних детей, не привлекая бюджетных средств. Как сообщает «КоммерсантЪ», ведомство предлагает направить на поддержку покупки многодетными семьями жилья до 50% чистой прибыли АО «Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию» в 2015 году. По отчетности АИЖК по международным стандартам (МСФО), АО заработало за 2015 год 8,6 млрд руб. чистой прибыли (4 млрд руб.— по итогам 2014 года). Таким образом, новый фонд может получить на поддержку многодетных семей 4,3 млрд руб.
Как вы считаете, насколько данные меры позволят поддержать существование рынка ипотеки в стране?
3) Как сообщил в одном из своих выступлений замглавы Минстроя Андрей Чибис, Госжилинспекция в России подвергнется серьезному технологическому совершенствованию. Первый этап будет запущен в рамках Государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ, где будут аккумулироваться сведения о деятельности инспекций. Вторым этапом должно стать внедрение автоматизированной системы, которая позволит сократить время выполнения заявки потребителей. Также планируется внедрить автоматизацию документооборота для ГЖИ и раскрытие информации.
Как вы считаете, насколько данные меры позволят улучшить работу органа, чья деятельность и так в последнее время вызывает много нареканий?
Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:
1) Данная мера, может быть, и поможет решить проблемы обманутых дольщиков, но вряд ли всех. Обманувших дольщиков это устроит больше всех (это деньги не их).
2) Данные меры позволят поддержать существование рынка ипотеки в стране. Но согласится ли АИЖК использовать свою прибыль и, самое главное, а будет ли прибыль в 2016 году, и какая? Но самое главное, нужно существенно понизить проценты за ипотеку (до 2% – 5%).
3) Данные меры позволят улучшить работу органа. Но качество и результаты деятельности Госжилинспекции, которые в последнее время вызывает много нареканий в основном вызваны отношением к выполнению своих обязанностей её чиновников. Главная цель их деятельности — ничего не решать, пока можно не решать, а если решать, то в пользу того, кого подскажут.
Сергей ПЕТУНИН, шеф-редактор газеты»КоммерсантЪ — Средняя Волга»:
1) С одной стороны, мера защищает дольщиков — за 1% (а это в итоге будет немалая сумма для покупателя) он получает гарантию, что дом будет достроен. С другой стороны, это расхолаживает застройщика, у которого нет такого фактора как давление со стороны участников строительства и, в результате, давления правоохранительных органов. Он может спокойно выводить деньги и банкротиться, ведь здание все равно будет завершено за счет средств фонда. А такие случаи, уверен, обязательно возникнут. Доказательство преднамеренного банкротства — долгая и сложнодоказуемая процедура. Так что, думаю, мера всех устроит. Справедливая ли она, оставим за рамками. Я-то считаю, что избавление от проблемы лежит в плоскости монополизации строительства жилья государством.
2) В принципе, мера нормальная. Единственное, я не уверен, что она нравится АИЖК, которой вместо использования прибыли по усмотрению придется отдавать ее многодетным семьям. Уверен, уже в год введения норматива чистая прибыль корпорации будет стремиться к нулю.
3) Любая информатизация и автоматизация бюрократического процесса, исключение человеческого фактора снижает, а то и ликвидирует коррупцию. Так что чем раньше это произойдет, тем лучше.
Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
1) Как показывает практика, применяемые во всех сферах игры в «демократию» и «рыночную экономику» не приводят ни к чему хорошему. Все время потом приходится создавать государственный механизм, который будет работать вместо неэффективного рыночного. Казалось бы, страхование строительства — компании должны были бы найти себе выгоду. Но нет, мы заставляем застройщиков и граждан платить и переплачивать, а страховые компании начинают вилять «хотим-не хотим». Или собирают деньги, а потом банкротятся и пропадают. Получается, что вместо граждан поддерживаем банки и страховые компании. Нет. Если удастся создать нормальный государственный механизм, который позволит свести к минимуму риск граждан оказаться в числе обманутых собственников, я будут только рад.
2) В принципе, тоже неплохая идея. Опять получается такая государственная поддержка. Если прибыли «АИЖК» хватит, или она вообще будет, то почему бы и нет. Будет помощь государственному бюджету.
3) Технологии, это, конечно, хорошо, но еще необходимо сделать соразмерным количество сотрудников ГЖИ в области с той территорией, на которой они работают. У нас сейчас в Госжилинспекции работают 50-60 человек, которые вынуждены обрабатывать гигантское количество жалоб. Значит, надо либо делать представительство ГЖИ в каждом районе, либо увеличивать областной штат сотрудников. У нас сейчас в стране проводятся сокращения органов — полиции, прокуратуры, все это приводит к тому, что их система становится неэффективной, вместо рассмотрения дел начинается производство всевозможных отписок. То же самое мы видим и в ГЖИ — заниматься делами некому, поэтому они просто отписываются. Так что, не забывая о технологиях, хорошо бы увеличить и штат сотрудников, экспертов. То же и в сфере капремонта. А может быть, надо сделать какой-то единый орган, жилищную прокуратуру, по примеру транспортной, которая бы занималась вопросами строительства, ЖКХ и капремонта.
Подготовили Антон ТУГУШЕВ и Александр АХТЫРКО