ИА «ЖКХ-64» попросило саратовских депутатов и общественников прокомментировать ситуацию с АТСЖ Ленинского района.
Проблема с АТСЖ Ленинского района является одной из актуальных проблем Саратова уже в течение многих лет. Недовольство жителей тех домов, что находятся под ее управлением, уже не раз освещалось на страницах региональных СМИ. Несмотря на то, что в марте прошлого года областная прокуратура возбудила уголовные дела по факту подделки протоколов общих собраний собственников жилья 16 уголовных дел, управляющая организация продолжает спокойно вести свою деятельность. Поскольку данная тема так и не потеряла своей актуальности, прокурор Саратовской области Сергей Филипенко пообещал взять под контроль ситуацию с АТСЖ Ленинского района. Также данной проблемой решила заняться и Саратовская городская Дума.
В связи с этим редакция ИА «ЖКХ-64» решила выяснить у саратовских депутатов и общественников их видение сложившегося конфликта между АТСЖ Ленинского района и жильцами домов, находящихся под ее управлением, причины данного непонимания и возможные пути решения.
Леонид ПИСНОЙ, депутат Саратовской областной Думы:
«По моему мнению, основная проблема заключается в том, что АТСЖ Ленинского района весь свой жилой фонд делит на две части — которых они любят, и которых не любят. У тех, кого они любят, соответственно, у них и отремонтированные подъезды. Есть такие дома – до половины жилого фонда. Ну и другие конструктивные взаимоотношения с жителями. А есть дома, по которым они воюют. Вот Тархова, 33, как яркий пример. По моим наблюдениям, в основе любви АТСЖ лежит уровень платежей населения. То есть все дома, где уровень оплаты выше, а в силу возраста дома затрат на его содержание меньше, они им более драгоценны, чем другие. Это я считаю, что объективно отследил. Есть такие примеры на Бардина и др. Поэтому те другие дома, которые понимают, что платят, а ничего не имеют, они стали по принципу «нам терять нечего, кроме своих квартир» делать попытки отсоединения от АТСЖ. Конечно, катализатором этих процессов стало так называемое «августовкое решение» 2015 года, когда во всех дома были проведены собрания в кавычках, где был изменен способ управления с ТСЖ на УК. Многие может быть, не знают, что АТСЖ это не ТСЖ, это теперь управляющая компания. Это иной вид управления домом. Вот в августе 2015 года при смене способа управления с ТСЖ на УК произошел безудержный подъем стоимости до 6 рублей на кв.м. И конечно, в тех дома, где и до этого люди не понимали, за что платят, прежде всего за капремонт, естественно, возникла мотивация выйти из АТСЖ, и начались соответственные действия по проведению собраний и по проведению иных управляющих компаний. Но, естественно, что АТСЖ добровольно, как тот враг, не сдается. Поэтому, по сути, на сегодняшний день идет ряд судов. По каким-то, как вроде по Тархова, 35, суд вынес сразу решение, признав протоколы собрания нелегитимными, по другим это не всегда происходило. Суду достаточно сложно принять решение, так как для этого необходимо, чтобы половина собственников появилось на суде и сказала: «да мы были на собрании подтверждаем это решение». Поэтому где-то приходится идти, не буду этого скрывать, и на администрирование этого вопроса, потому что не всегда и ГЖИ успевает отработать ситуацию. При этом у нас достаточно парадоксальная ситуация, что факт фальсификации протокола по всем домам зафиксирован прокуратурой Ленинского района, то есть это установленный в законодательном порядке факт, были заведены соответствующие дела уголовные. Но, к сожалению, Жилищный кодекс устроен таким образом, что факта фиксации фальсификации прокуратурой мало, это не есть основание для прекращения управления. Отмена решения даже сфальсифицированных собраний в рамках действующего ЖК возможно только через суд со всеми вытекающими временными последствиями.
Поэтому мы сейчас отправим в Госдуму нашу с Сергеем Нестеровым поправку. По ней, если факт фальсификации зафиксирован контролирующим органом, к которому относится прокуратура, значит организация, которая допустила фальсификацию, должна быть лишена лицензии. Я считаю, это абсолютно правильно. Потому что за год в суде вы вообще забудете из-за чего судитесь, как происходит сейчас в Ленинском районе.
От АТСЖ я получаю жалобы в основном по поводу капитального ремонта. У них плата за капремеонт была введена еще в 2007 году. И поскольку у АТСЖ был единый счет на капремонт, то они делали его, естественно, без какого-либо согласования с собственниками, и там, где они хотели делать, а не где просили люди. А принцип подхода я уже сказал: была у них программа, да и сейчас, наверное, есть, но если условно платежи идут мене 90 процентов, то тогда дом отодвигается, а вместо него берут тот, где платежи выше. С одной стороны, это мотивация, а с другой стороны, почему собственники должны платить выше. Поэтому основной поток жалоб на АТСЖ был связан с капремонтом и лестничных клеток, так как там такой же принцип – кто платит, тому в первую очередь и делать.
Что касается отсутствия действий от Ленинской администрации, то это и есть следствие нашего жилищного законодательства. Наверное, все те, кто принимал в том числе участие в разработке жилищного кодекса, были, вероятно, слишком большими оптимистами. Вертикаль жилищного законодательства – это создание собрания собственника и демократическое принятие любых решения. Но когда в доме по 500 собственников, которых надо где-то собрать и объяснить им что-то, а у жильцов дифференцированный уровень знаний: кто-то знает хоть что-то знает про ЖК, а кто считает, что «ж» — это задница, а «к» — кто-то еще. Есть и такие. Естественно, что нечистоплотные на руку и в душе работники ЖКХ, которые понимают прекрасно психологические процессы в любом доме, они это используют. И это не только в Солнечном. То есть у власти реальных рычагов очень мало. Если взять то же ГЖИ, то мы пробили право на обращение в суд по защите собственников в том числе, как по Солнечному, о признании нелегитимным протокол. Но парадокс в чем? Прокурор зафиксировал факт фальсификации – надзирающий орган, дальше ГЖИ берет и идет в суд с защитой людей: «Ребята, этот договор сфальсифицирован!». Но как прокурор факт фальсификации фиксирует? Он опросил там 10 человек из числа тех, кто был на собрании, а они отвечают, что не были. Но прокурор не способен больше людей опросить – это надо прокуратуру в 10 раз больше иметь. Суд, чтобы принять решение, должен изучить обстоятельства, и им мало того, что прокуратура провела, и говорит: «Ребята, давайте придет 50% собственников», а они, естественно, не приходит. Это беда не только Солнечного и Саратова. Но мера радует, что люди стали просыпаться. Мы стараемся ужесточат все – вот та же поправка по лицензированию. Но даже если она пройдет, то по факту фальсификации отберут лицензию, и придет другая УК. А где гарантии, что она проведет легитимное собрание. Опять прокурор! Опять фальсификация! Так может дойти до того, что каждые полгода будет управляющая компания менять. Всегда найдется кто-то нечистоплотный. Как только мы смогли сбалансировать экономику ЖКХ, так ЖКХ стало бизнесом, а бизнес, к сожалению, в России не всегда чистоплотный. Я буду локально помогать, а собственники должны определиться, чего они хотят».
Вадим ОЙКИН, депутат Саратовской городской Думы, руководитель фракции «Единая Россия»:
«Я бы не стал заострять внимание на одной АТСЖ Ленинского района, а расширил проблему. Когда я встречаюсь с населением, либо когда мы приходим во дворы или на прием граждан, действительно, основная часть вопросов – это проблемы жилищно-коммунального хозяйства и управляющих компаний. Здесь надо понимать, какие проблемы. В первую очередь, у нас, к сожалению, жилищный фонд очень плохой в Ленинском районе. А вторая проблема – это, конечно, качество работы УК. Это есть, а АТСЖ – это основная управляющая организация в Ленинском районе. Я вижу пути решения какие: что в первую очередь нужно инициировать работу – обращаться к администрации, чтобы мы как можно больше решали вопросов, чтобы аварийных жилищный фонд входил в программу переселения жильцов из ветхого аварийного жилья. А вторая проблема состоит в том, что нужно обучать население, защищать население от некачественного обслуживания УК. Я могу сказать, какую работу мы провели. Я, будучи секретарем местного отделения партии «Единая Россия» по Ленинскому району, могу сказать, что мы в политсовет пригласили очень грамотного юриста как раз в области жилищного и гражданского кодексов. При приеме граждан и на выездных мероприятиях мы обучаем население – учим и помогаем им делать обращения в прокуратуру, в правоохранительные органы, учим основам юридического законодательства. Мы защищаем их в такой форме. Я считаю, это действительно в этом отношении многое дает».
Антон ИЩЕНКО, депутат Саратовской городской Думы:
«Многие не чистые на руку компании откровенно «крышуются» силовыми структурами, которые имеют с этого определенную прибыль. Иначе чем можно объяснить тот факт, что в АТСЖ Ленинского района продолжает свою работу, несмотря на многочисленные жалобы, коллективные обращения и уголовные дела. Мною лично был направлен запрос в адрес прокурора области. После проверки прокуратуры в отношении руководства АТСЖ Ленинского района было возбуждено более двух десятков уголовных дел по факту подделки документов. Сотрудники этой компании позволяют себе нападать на представителей СМИ, как это было со съёмочной группой телеканала «Саратов24». Несмотря на все это, компания продолжает работать, а жители Ленинского района вынуждены бороться за право сменить управляющую компанию. В большинстве случаев большая редкость выйти из их управления. Мне доводилось часто общаться с жителями Ленинского района, которые не знают, куда деться от этой гордополовщины. Жильцам домов, которые стремятся создать свои УК, или просто выйти из управления, чинят препятствия сотрудники АТСЖ Ленинского района, от их имени поступают жалобы на неправомерные действия, неправильно оформленные протоколы. Существующее законодательство развязывает руки недобросовестным компаниям. При существующих правилах управления многоквартирными домами, граждане, не имеющие средств на услуги юристов, на дорогостоящие экспертизы, вынуждены мириться с данной ситуацией. Еще одно совпадение, а может и нет. Игорь Гордополов создал свою империю в то время, когда районом руководил Валерий Сараев. Невмешательство теперь уже руководителя города в эту ситуацию наводит на некоторые выводы…»
Олег КОМАРОВ, депутат Саратовской городской Думы:
«Я бы сказал, что проблемы есть не только по одной АТСЖ Ленинского района, а по многим управляющим компаниям города. Очень много жалоб на нарушения с их стороны поступает от жителей. Очень часто УК высокомерное себя ведут, хамят нашим жителям. На вопросы, которые задают жители, «объясните, почему вы нам выставили ту или иную сумму, которая в 10 раз больше», они вместо того, чтобы почтительно объяснить «извините, вот потому и потому», говорят «идите-ка туда-то» и ведут себя просто по-хамски. Все это все влияет на то, что возникает большой негатив, а жители ненавидят управляющие компании. А УК считают, что им все позволено. Понятно, что когда такая ситуация возникает, то жители идут к депутатам и говорят «давайте вместе будем разбираться». И тогда уже депутаты, отстаивая интересы жителей Саратова, стараются поднимать эти вопросы на комиссиях, на Думе для того, чтобы защищать наших избирателей. Насколько я знаю, вопросы, связанные с АТСЖ Ленинского района, решаются, но очень медленно. Часто та же администрация говорит «это вопрос к прокуратуре», то есть выявили нарушения, а дальнейшие действия за прокуратурой. Но вот прокуратура, когда отчитывается, говорит, что из всех нарушений два или три какие-то проходят, а на самом деле их десятки. Получается, со слов жителей, что там реально десятки случаев, когда УК нарушают их права. Для ускорения процесса депутаты как раз выступают за интересы саратовцев и говорят: «Так! Ну, давайте что-то делать!». Если есть какие-то другие нарушения, то нужно также добиваться того, чтобы в тех платежках, который выставляют, не ставили цифры от фонаря и не хамили жителям, когда те говорят «почему вы столько много выставили?», а могли бы объяснить профессионально – раз, а во вторых, не допускать тех ошибок, которые они допускают. А есть уже ряд факторов, который об этом говорит – что есть масса фактов, когда в тех документах по платежам допущены большие нарушения. А нарушения будут, пока управляющим компаниям выгодно выгодно обманывать жителей города Саратова, выгодно наживаться на них. Вот поэтому идет процесс такой, чтобы вышел дом или два, то тут возникает великая проблема. То есть на уровне не единичного случая, а до вселенских масштабов поднимает. А почему? Потому что личные корыстные цели и интересы».
Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ, председатель комиссии по ЖКХ Общественной палаты Саратовской области:
«Где крутятся большие деньги, там есть хорошие юристы. Это позволяет обходить законы и избегать серьезных обвинений. Мы все знаем, что жители недовольны, но у них самих не хватает активности, чтобы создавать свои отдельные ТСЖ, ЖС, либо выбрать другую УК. Тем более желающие управлять домом найдутся. А так мы занимаемся этой проблемой, но, к сожалению, результата не удалось достигнуть. Как мне сказали, офис АТСЖ – это крепость, в которую сложно проникнуть На мой взгляд, управляющие организации должны быть открыты для жителей и каждый должен иметь возможность туда прийти. Я, когда туда приходил, такую возможность не получил. Новый прокурор области Сергей Филипенко сказал, что он жестко возьмет эту ситуацию под контроль. Надеюсь, это приведет к какому-либо результату. Надеюсь что к положительному. А так пока есть непонимание, как с данной проблемой бороться. Есть старое законодательство, которое предусматривало АТСЖ, в настоящее время, насколько мне известно, такой формы уже нет. И сталкиваемся с проблемой, что закон обратной силы не имеет. Ну опять же, и обязанность Ленинской администрации, Валерия Васильева, поскольку он был замминистра ЖКХ. Сейчас он руководит Ленинским районом, он там должен чуть ли не в ручном режиме провести работу по переходу домов, чтобы они либо свои ТСЖ или ЖСК создавали, либо создать альтернативу в виде управляющей организации».
Александр ДЖАШИТОВ, член Общественной палаты Саратовской области:
«Деятельность АТСЖ Ленинского района вызывает много вопросов. Во-первых, повышение тарифов на содержание и текущий ремонт может быть принято только на общем собрании собственников помещения. Больше никем. Если оно не принято, а протокол подделан, тогда надо обращаться в ГЖИ, суд, в прокуратуру. Кстати, сейчас областная прокуратура очень плотно занялась жилищно-коммунальным хозяйством. Новый прокурор, он как раз дела по капремонту рассматривал. Прокуратура посмотрела, что у нас с капремонтом происходит – там полное безобразие, правда, теперь удостоверенное прокуратурой. Основная причина, которая привела к такой напряженности, как мне кажется, это тот факт, что профессионалов нет в УК, а есть слишком много людей, которые неправильно понимают ( это я опять очень нежно выражаюсь) свою работу в этой области, пытаются либо урвать. Есть такие УК, которые рвутся получать больше, а делать гораздо меньше. Это главная причина Есть еще и мелкие, но это уже другой вопрос. Государство должно отвечать за подготовку управленцев, а пока у нас очень мало институтов готовит таких людей, которые способны управлять жилищно-коммунальным хозяйством».
Алексей ЕФАНОВ, член Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Саратовской области:
«Проблема АТСЖ Ленинского района возникла из-за бардака в жилищном законодательстве и бездействия правоохранительных органов. А также попустительство районных властей и лиц, которые обязаны надзирать непосредственно за лицензированием. Сейчас готовится поправка областной Думы о регламентации лицензирования, которая, на мой взгляд, только ухудшит ситуацию. Организации, которые не намерены работать, будут просто создавать дополнительные организации, которые также продолжат фальсифицировать протоколы и уводить деньги из средств населения».
Подготовила Даниэль ВАСИЛЕВИЧ