Специальный курс «ЖКХ-ведения» появился еще в конце 2013-го в двенадцати школах Подмосковья. Что скрывается за каждой из строк в платежке и каким образом формируются цифры – самые азы коммунальной сферы педагоги начали объяснять старшеклассникам. Программа минимум: чтобы ученики усвоили, из каких составляющих складываются тарифы на услуги.В одних школах этим темам посвятили отдельные уроки, а в других ЖКХ интегрировали в привычные предметы.
Итог: с 1 сентября в Подмосковье расширяют список школ с уроками ЖКХ. Примеру последовали ряд школ Кирова и Ростова… а что же Саратовская область? Ответ на этот вопрос искали корреспонденты ИА «ЖКХ64». И узнали, как к новинке относятся чиновники, депутаты и школьные учителя: нужны ли нам такие уроки, и какое место они могут занять в программе. Также выяснилось, что в некоторых школах подобные занятия уже существуют.
МИНИСТРЫ
Марина Епифанова, министр образования Саратовской области:
— В школах Саратова больше пяти лет назад начали обучать финансовой грамотности – похожий предмет или внеклассное занятие можно было бы проводить и по ЖКХ. Думаю, что специалисты министерства ЖКХ поддержат такую идею. Было бы неплохо иметь хотя бы азы, понимание того, как формируется квартплата, за что платить и как. Особенно это актуально для старшеклассников, для тех, кто поступает в вуз.
Дмитрий Тепин, министр строительства и ЖКХ Саратовской области:
— Если говорить о ЖКХ-ведении, то на сегодняшний день наш первый и основной этап – обучение граждан, которые управляют многоквартирными домами: председателей ТСЖ, старших по дому, старших по подъезду. Такие курсы мы организуем на базе министерства, на базе нашего учебного центра. Что касается школьников, с Мариной Анатольевной (Епифановой — прим. ред.) мы этот вопрос обсуждаем. Во-первых, нужно придумать и правильно преподнести учебный процесс, как серьезные вещи объяснять через игру. А во-вторых, на сегодняшний день уже существует электронная игра под названием «Жэка» — ее разработал Фонд реформирования ЖКХ. Это игра, которая позволяет ребенку обучаться экономии, усваивать алгоритм, как действовать в каких-то сложных ситуациях. Это уже хороший шаг в данном направлении: играя в нее, ребенок как раз и занимается «жкх-ведением». Ну и развивать конечно эту тему будем, это интересно.
ПЕДАГОГИ
Светлана Рогачева, директор средней школы №32 города Энгельса:
— В нашей школе такие занятия интегрированы в курс под названием “Право”. Перед началом учебного года каждый педагог разрабатывает свою программу по этому курсу, который включает в себя нормы гражданского, уголовного права и, в том числе, жилищно-коммунального права. Мы стараемся охватить основные житейские правовые вопросы, которые детям необходимо знать уже в школе.
Ирина Попандопуло, директор средней школы №55 города Саратова:
— В нашей школе уже есть отдельный предмет «Экономика». Думаю, что некоторые моменты жилищно-коммунальной грамотности можно рассмотреть во время занятий, в том числе, и по экономике. Делать предмет по ЖКХ отдельным, на мой взгляд, не стоит. Это только увеличит нагрузку, займет классные часы. Уделить время на проблемные вопросы в сфере ЖКХ можно в рамках какого-либо отдельного предмета.
Светлана Антипина, директор лицея №47 города Саратова:
— Думаю, что было бы не плохо. Не знаю, как насчет отдельного предмета, но вполне возможно это в качестве внеурочной деятельности, может быть в форме элективных курсов или другой формы обучения. Не думаю, что нужно этим занимать отдельные учебные часы. К примеру, мы проводим беседы по экономике во время уроков, у нас есть специальный социально-экономический профиль, но «Экономики» как отдельного предмета у нас нет.
ДЕПУТАТЫ
Сергей Кузнецов, зампред комитета по ЖКХ Саратовской областной думы:
— Если преподавать какие-то юридические тонкости, за что взимают квартплату, как это должно быть, какие ремонтные работы проводятся в доме, кто несет ответственность, то это может быть полезно. Все школьники будут подкованными — почему бы и нет. У нас один из самых сложных вопросов, который всегда был — это ЖКХ, и пока эта проблема не заканчивается. В качестве отдельного урока я бы выносить не стал, да и вообще это сложно уроком назвать. Азы жилищной грамотности можно преподать на базе какого-нибудь другого предмета для старшеклассников.
Алексей Сергеев, депутат Саратовской областной думы:
— Было бы неплохо. Школьники — это ведь будущие плательщики и должны понимать свою ответственность. В том числе, и в сфере ЖКХ. Не имеет значения, каким образом это преподавать это ребенку: как отдельный урок или внеклассное занятие. Главное, чтобы он понял, как платить за потребленные свет газ, воду и электричество. Чтобы ему объяснили, что за коммунальные услуги надо платить в обязательном порядке.
Алла Лосина, депутат Саратовской областной думы:
— Я просто аплодировать этому буду, это замечательная инициатива! Пусть наше младшее поколение разберется, за что платить, каким образом идут начисления за услуги ЖКХ. Там с одной стороны ничего сложного нет — тарифы умножаешь на киловатт-часы и кубометры воды. Тем не менее, далеко не все тарифы прозрачны и понятны населению. Я всегда говорила, что должен быть ясный четкий порядок начисления платежей за квартплату. Иногда даже я в своей платежке не все понимаю, откуда и что берется. Так не должно быть. Поэтому я только за, чтобы такие уроки были: это жизненно необходимо. Ведь самый большой процент жалоб от людей поступает именно по теме ЖКХ.
Фото: tsn.ua, om-saratov.ru, moyaokruga.ru