«Городские дороги плюс» закатали саратовский бизнес в минус?

«Городские дороги плюс» закатали саратовский бизнес в минус?
Журналист «ЖКХ-64» попытался разобраться в истории противостояния предпринимателя и администрации, и выяснил, как городские МУППы участвовали в зачистке и рейдерском захвате торговых площадей, оставив бизнесмена без заработка и здоровья.

Скандалы, связанные с именем саратовского мэра Олега Грищенко или же c подконтрольными либо принадлежащими ему через подставных лиц МУППами, последнее время все чаще становятся достоянием общественности, появляясь на страницах СМИ. Однако мало кто задумывается, что от этой деятельности, которую далеко не всегда можно назвать законной, страдают вовсе не абстрактные горожане, а вполне конкретные люди со своими мечтами и бедами. Журналист ИА «ЖКХ-64» — об одном из случаев, когда по вине городских властей пострадал вполне конкретный человек.

Еще каких-то пять лет назад практически на каждой улице Саратова стояло по нескольку ларьков или торговых павильонов, предлагавших горожанам самые разнообразные товары: от канцелярских принадлежностей до сотовых телефонов. Не будем утверждать, что все они устанавливались на законных основаниях или же являлись архитектурным украшением улиц, но с основной своей функцией по снабжению саратовцев всем необходимым они справлялись и очень часто являлись основными источниками дохода или рабочими местами для многих жителей города.

Все это продолжалось до тех пор, пока городская власть с Олегом Грищенко во главе не принялась бороться с незаконной торговлей, окончательно решив, очевидно, все другие, не менее насущные проблемы Саратова. Устав от бесконечной, временами даже кажущейся безнадежной, борьбы с текущими трубами, разбитыми дорогами, изношенными коммуникациями, саратовская администрация решила одержать громкую и внушительную победу с ларьками и киосками. Надо отметить, что это им практически удалось: многочисленные торговые точки исчезли буквально за несколько месяцев. Немногочисленные голоса саратовских политиков и предпринимателей о том, что таким образом в городе искореняют малый бизнес, были проигнорированы. Многочисленные голоса пострадавших в результате этой компаний были также проигнорированы. Кампания по борьбе с незаконной уличной торговлей продолжилась. Ее последней вехой, наверное, стал относительно недавний снос торговых павильонов у Крытого рынка.

Старая русская пословица гласит о том, что «лес рубят — щепки летят». Не обошлась без этого и эта борьба против незаконной торговли и за чистоту архитектурного облика города. Одной из таких загубленных «щепок» стал саратовский предприниматель Андрей Костерин, директор ООО «Орион-сервис ЛТД».

В свое время ему удалось взять в аренду участок улицы Радищева на участке от Московской до Кутякова. Договор был составлен на десять лет (срок его действия должен был истечь в 2015 годуприм.ред.) и подразумевал установку на этой территории торговых павильонов. Все было сделано официальным путем – заключены договора, проведены согласования, сделаны соответствующие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Какое-то время торговые павильоны исправно работали, принося прибыль не только владельцу, но и городу, и предоставляя рабочие места саратовцам.

Однако с началом кампании по борьбе с незаконной торговлей взгляды городской власти устремились на улицу Радищева. Представители саратовской администрации намекнули Андрею Костерину, что работать его павильоны там не будут, поэтому будет намного лучше, если он их оттуда уберет. Предприниматель выдвинул встречное предложение: он освобождает арендуемый им участок, а взамен город предоставляет ему другой, точно так же официально оформленный, со всеми необходимыми документами. Однако действовать по закону городская администрация то ли не хотела, то ли не имела возможности. С предложениями Андрея она не согласились:

— Когда администрация намекнула мне, что мои павильоны уберут с Радищева, я все время пытался с ними договориться, найти решение, которое устраивало бы нас обоих. Но чиновники не хотели идти на контакт. Они прямо говорили, что их устроит только один вариант: я добровольно убираю свои павильоны и освобождаю арендованный участок без всяких компенсаций и претензий. В противном случае они найдут способ не дать мне работать – такое указание им дал сам мэр, и ослушаться его они не могут, — рассказал Костерин.

И представители администрации действительно начали искать способы, пустив на острие атаки подконтрольные им МУППы. Первыми отметились «Городские дороги плюс»: предприятие заявило о срочной необходимости провести ремонт тротуара на участке, находящемся под торговыми павильонами. Однако выяснилось, что по заключенному с городом договору такие работы должны выполняться либо силами самого арендатора, либо только после согласования с ним. Предприниматель предложил городу отремонтировать не только тротуар, но и близлежащие внутридворовые территории, однако администрация отказалась.

Тогда в атаку бросили СПГЭС, не принадлежащие пока еще действующему главе Саратова. Было объявлено, что как раз под торговыми павильонами проходит электрический кабель, на котором произошла авария, и без сноса всех построек починить его не удастся. Территория вокруг павильонов была окопана, установлен забор. Андрею Костерину пришлось обращаться в суд. Суд, вполне естественно, вынес в решение в его пользу, потому что никакими электрическими кабелями в этом районе и не пахло, и даже взыскал с ответчика сумму в размере 2,8 миллиона рублей.

Очевидно поняв, что дальнейшие попытки могут принести еще большие затраты, городская администрация решила пойти ва-банк и просто снести павильоны. 7 марта 2012 года к участку, занятому торговыми павильонами «Орион-Сервиса», была подогнана тяжелая техника, принадлежащая «Городским дорогам плюс», которая и снесла все принадлежащие фирме постройки. Никаких официальных документов – постановлений суда или саратовской администрации – предъявлено не было. Противопоставить этому произволу городских властей было нечего. Владельцу павильонов и его арендаторам только и оставалось, что снимать на видеокамеры, как автокраны и грузовики сносят торговые павильоны и увозят их обломки в неизвестном направлении.

— Я не могу понять, чем городу так мешал мой бизнес, с которого я исправно платил налоги. Только за те полгода 2011 года, что павильонам удалось отработать, я заплатил в казну 132 тысячи рублей. Хорошо, вы хотели убрать меня с этого участка. Ну предоставили бы другой, чтобы я мог нормально работать дальше. И, самое обидное, что ответственного за этот произвол так и найдешь
! — отмечает Костерин.

Ни мэрия, ни администрация Саратова ответственность на себя так и не взяли – никаких распоряжений относительно сноса торговых павильонов они не выносили и не подписывали. Единственный участник всего произошедшего, вину которого удалось доказать – это МУПП «Городские дороги плюс». Саратовская полиция даже произвела специальную проверку, подтвердившую абсолютную незаконность действий предприятия. Однако, когда Андрей Костерин подал на них в суд, чтобы хоть как-то возместить понесенные им убытки, выяснилась интересная деталь. Оказалось, что муниципальное предприятие – банкрот, и взыскать хоть что-то с него очень сложно.

— Чтобы хоть как-то возместить понесенные мною убытки, я начал судебный процесс с МУПП «Городские дороги плюс». Но процесс с самого начала шел как-то странно. Во-первых, судья бесконечно затягивала дело, и оно рассматривалось без малого год. Во-вторых, она весьма критически относилась ко всем представленным доказательствам. Доходило до смешного: когда рабочий «Городских дорог», вызванный в качестве свидетеля, прямо говорил, что участвовал в демонтаже построек, даже его показания были признаны несущественными. Во внимание не была принята даже проверка, проведенная УМВД по Саратову, которая доказала незаконность действий предприятия. В итоге суд вынес решение не в мою пользу. Естественно, что меня это не устраивает и я подам апелляцию. Причем, даже если бы я выиграл дело, то бы далеко не сразу получил деньги: чтобы взыскать средства с банкрота, надо сначала зарегистрироваться в специальном реестре кредиторов. А теперь получается, что они и не должны мне ничего, — разводит руками бизнесмен.

Вся эта и без того не самая радостная эпопея усугубляется еще и состоянием здоровья нашего героя. Уже на тот период Андрей Костерин был инвалидом 2-й группы по зрению. Перенесенное им нервное потрясение только ухудшило его состояние. Сейчас он уже инвалид 1-й группы, и ему срочно требуются деньги на лечение. Именно этот факт и послужил одной из причин, по которой он начал судиться с «Городскими дорогами» за возмещение убытков. Если уж они не хотят возместить ему потерю бизнеса, считает Андрей Костерин, то пусть возместят ему потерю здоровья. Его юристы уже подали апелляцию.

Редакция ИА «ЖКХ-64» будет следить за ходом этого дела.

Антон ТУГУШЕВ