Проблемы ЖКХ возможно решать только, если Россия будет государством для людей, государством, уважающим людей. К сожалению, предложенная властями программа реформирования ЖКХ не отвечает этим требованиям, — убежден Александр Журбин, кандидат в депутаты Саратовской городской Думы по избирательному округу №17.
— Александр Павлович, давайте начнем нашу беседу с рассмотрения общей ситуации в ЖКХ. Как вы оцениваете сегодняшнее состояние системы жилищно-коммунального хозяйства?
— Россия — одна из самых энергорасточительных стран в мире. Первенство в неэффективном использовании энергии принадлежит ЖКХ. Теплоизоляция нашего жилья самая плохая (в 4 раза ниже, чем в Швеции, в 3 раза ниже, чем в США, существенно хуже, чем в Германии). Можно сколько угодно повышать эффективность производства, но если тепло теряется при транспортировке (оголенные надземные теплопроводы) и непосредственно в домах и зданиях, эффективности достичь не удается. Внешняя и внутренняя инфраструктура жизнеобеспечения многоквартирных домов на 2/3 изношена. Поставщики коммунальных ресурсов увлечены погоней за прибылью, ростом собственных активов и дивидендов. Для этого ежегодно повышаются тарифы. Их рост с 2001 года на электроэнергию — 640%, природный газ — 730%, холодную воду — 810%, тепловую энергию — 940%.
Управление многоквартирными домами крайне неэффективно, потому что:
— во многих домах нет списка общего имущества. Необходима государственная регистрация общего имущества МКД;
— совет дома должен быть признан органом общественного самоуправления с соответствующим финансированием и избираться одновременно с органами местного самоуправления. Полномочия совета дома должны быть закреплены законодательно и включать в себя приемку работ и услуг, выполненных управляющими организациями;
— нет типового договора на управление имуществом МКД, содержащего механизмы ответственности обеих сторон за неисполнение своих обязательств.
— Александр Павлович, вы неоднократно заявляли о необходимости модернизации коммунальной инфраструктуры. Какие конкретные действия вы предлагаете?
—- Мы слишком много платим за электро- и теплоэнергию, так как в тарифы закладываются затраты, рассчитанные на обеспечение не только жилого фонда, но и промышленных предприятий, от которых осталась только малая часть. Необходимо:
— вывести монополии из-под действия закона о коммерческой тайне. Причем не только общероссийские монополии, но и такие, как «Саратовводоканал», СПГЭС. Сделать прозрачным для граждан формирование тарифов. Удалить непрофильные активы;
— не допускать сговор между УК и, например, СПГЭС, когда УК разрывает договор электроснабжения, уходя от оплаты сверхнормативного потребления электроэнергии за ОДН, а СПГЭС выставляет ее жителям;
— обеспечить полную открытость информации по всем полученным коммунальным ресурсам по каждому дому;
Систему теплоснабжения необходимо модернизировать путем создания децентрализованного подомового или поквартального теплоснабжения на основе мини-ТЭЦ, вырабатывающих и тепло, и электроэнергию. Это повлечет за собой:
— ликвидацию потерь тепла при транзите теплоносителя;
— уменьшение расходов на производство тепла;
— исчезновение «перетопов».
Решение перечисленных выше проблем требует изменения, в том числе и федеральной политики по ЖКХ, но в то же время существует ряд проблем, которые можно решать и на городском уровне:
— предусмотреть установку приборов учета потребления коммунальных услуг (ХВС, ГВС, электричество) за счет бюджета в квартирах малоимущих граждан, получающих социальные пособия;
— производить установку общедомовых приборов учета потребляемых коммунальных услуг, в том числе и за счет ресурсоснабжающих организаций, ведь покупатель не ходит на рынок со своими весами;
— ликвидировать силами ресурсоснабжающих организаций оголение надземных теплотрасс, для чего запретить при установлении тарифов на тепло и ГВС включение в расходную часть суммы потерь, вызванных оголением теплотрасс;
— установить тарифы на электроэнергию для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан в размере тарифов, предназначенных для проживающих в сельских населенных пунктах;
— запретить строительство новых зданий и (или) расположение иных коммерческих структур на территориях, освобожденных в результате пожаров;
— обеспечить возможность активного участия граждан в решении вопросов землепользования и застройки Саратова, недопущения точечной застройки, посредством принятия решений путем голосования на публичных слушаниях.
— обеспечить доступность разрешительной документации на строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию объектов недвижимости и устранить возможность совершения коррупционных правонарушений в области землепользования и ЖКХ. Для этого предусмотреть в бюджете Саратова расходы на разработку и реализацию в течение 3 лет программы оцифровки указанных документов, хранящихся как в Государственном архиве Саратовской области, так и в подразделениях администрации города.
— Много вопросов вызывает навязанный населению капитальный ремонт жилья. Как вы можете прокомментировать этот непростой и даже болезненный вопрос?
— Нынешний Фонд капитального ремонта и региональные операторы — это финансовая пирамида и попытки власти перекладывать ответственность и расходы, которые должно нести государство, на граждан. Характерен принятый недавно МинЖКХ приказ, согласно которому необходимо устанавливать для граждан минимальные взносы на капитальный ремонт в размере, который обеспечит необходимые средства без привлечения финансовой бюджетной поддержки. И это при реальной задолженности государства в выполнении своих обязанностей перед гражданами.
На «длинные деньги», которые могут быть потрачены через 20–25 лет, банки дают 2–3% годового дохода при инфляции 12–15%. В результате такие накопления очень быстро обесценятся.
Мы считаем необходимым:
— признать капитальный ремонт государственным долгом перед гражданами, приватизировавшими жилье в домах, не прошедших капитальный ремонт;
— обязательное участие советов домов в принятии работ по капитальному ремонту.
Наиболее подходит нашей стране опыт Восточной Европы по так называемой санации жилых домов. Санация — комплекс мероприятий по капитальному ремонту и модернизации, осуществляемый в первую очередь с целью получения энергосберегающего эффекта.
Программа комплексной санации зданий будет включать в себя ряд обязательных мероприятий, в том числе:
— ремонт и утепление кровель и чердаков;
— ремонт и утепление фасадов;
— пристройка новых или обновление имеющихся балконов и лоджий;
— утепление перекрытий подвалов;
— обновление систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции.
В домах с признанной задолженностью государства за ранее невыполненный капитальный ремонт указанные работы должны выполняться с обязательным привлечением государственных средств.
Комплексная санация и модернизация тепловых сетей позволят сократить размер платы за тепловую энергию минимум в 2 раза и отказаться от сезонного профилактического отключения горячего водоснабжения.