Депутат Саратовской городской Думы Дмитрий Кудинов рассказал корреспонденту ИА «ЖКХ-64» о судебных процессах между администрацией Саратова и АТСЖ Ленинского района.
— Дмитрий Геннадьевич, долгое время вы являлись председателем постоянной комиссии городской Думы по ЖКХ. Расскажите, пожалуйста, как начинались судебные процессы между саратовской администрацией и АТСЖ Ленинского района?
— АТСЖ Ленинского района, как организация, стала формироваться после вступления в силу нового Жилищного кодекса. В нем предусматривалось создание УК и ТСЖ, и граждане начали определяться в способах управления МКД. Этот период был достаточно длинным и закончился он где-то к 2010 году, когда и рынок предоставления коммунальных услуг, и основные игроки на нем определились и сформировались. Приблизительно в это время ряд управляющих организаций трех районов: Ленинского, Октябрьского и, если правильно помню, Волжского обратились в суд с исковыми заявлениями. Они требовали возмещения затрат, которые понесли в связи с тем, что получили на баланс от ДЕЗов не отремонтированные дома и были вынуждены приводить их в порядок. Суммы, выставленные ими, были разные, но если говорить о тех, на которых остановился суд в удовлетворении исковых требований, то они исчислялись сотнями миллионов рублей. Иски были рассмотрены, удовлетворены и предъявлены казне города Саратова по исполнительным листам. В итоге, от города управляющие компании получили до 600 миллионов рублей. Естественно, выплачивая такие огромные суммы, мы хотели проверить насколько эти суммы были обоснованы, как и насколько эффективно расходовались.
— Каким образом проходил этот контроль?
— Фактически, если брать природу гражданско-правовых отношений, мы не имели права вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность этих предприятий. Закон такого не предусматривает. Мы не могли прийти к ним и заявить: «Давайте мы вас проверим. Куда вы дели деньги?» Средства они получали по исполнительным листам и по факту, и по закону они принадлежали им. Далее – уже компетенция налоговых или иных органов, которые должны были рассмотреть эти средства, как они были получены, как они учитывались в балансе, на что были потрачены. Влезать в финансово-хозяйственную деятельность у нас на тот момент возможности не было. Мы могли только обращаться в суды с просьбами рассмотреть наши иски. Но решения выносились не в нашу пользу.
— Удалось ли вам получить какие-нибудь результаты по итогам проведенного контроля?
— Да, несмотря на то, что в ряд домов организации нас просто не пустили, мотивируя самыми различными поводами, кое-куда нам удалось попасть вместе с представителями управляющих компаний. Эти дома были осмотрены и включены в реестр. Результаты были следующими: если взять 100 домов (чтобы было понятнее в процентах), то из их числа 10-15% были отремонтированы, еще 20% – частично отремонтированы, в остальных домах ремонт не было проведен вообще. Но это, конечно, приблизительная оценка.
— Пыталась ли городская Дума что-нибудь предпринять по этому поводу?
— Да, мы пытались обратить на полученные нами результаты внимание суда, но к нашим аргументам тогда не прислушались, попытки оспорить предыдущие решения провалились. Были также и обращения в прокуратуру, она попыталась рассмотреть представленные нами факты с правовой точки зрения, но, как я понял, тогда у прокуроров не было возможности использовать наши сведения в качестве основания для проведения проверки, чтобы можно было возбудить уголовное дело или отменить судебные решения. Отстоять наши интересы тогда прокуратуре не удалось.
— Были ли составлены какие-нибудь отчеты, документы по данной проблеме?
— Все это происходило в 2013-2014 годах, прошел достаточно длительный срок, многие документы так и остались невостребованными. А ведь там была вся конкретика по домам и подъездам, состоянию лифтов, крыш, инженерных структур, проведению ремонтов. Я даже не знаю, где их сейчас искать.
— А объясняла ли как-нибудь АТСЖ Ленинского района свое бездействие в вопросах ремонта и использовании полученных в результате судов средств?
— Нет, не объясняла. Они считали, что у них есть судебное решение, и оно не должно являться предметом какого-либо обсуждения или изменения. Свою точку зрения они отстояли в суде, приводили туда руководителей ДЕЗов, и те, под присягой, дали определенные показания. Насколько они были истинны, я сказать не могу. Они подтверждали, что на представленных документах была их подпись, а в какое время были составлены эти документы не уточнялось. Так что, возможно, подчеркиваю, возможно, они были подготовлены в другое время. Обвинять кого-то в сговоре или подлоге документов я также не могу. Это компетенция правоохранительных органов. Они должны исследовать эти моменты и либо доказать, либо опровергнуть их подлинность. У них есть на это права, полномочия и технические возможности.
— А как Вы сами оцениваете качество услуг, предоставляемых АТСЖ Ленинского района?
— Я могу только опираться на жалобы и сообщения тех людей, которые проживают в данных домах. Да, есть и субъективные жалобы: кому-то не нравится цвет двери, кому-то размер ступенек, кому-то кажется, что лифт не так работает. Но есть и объективные жалобы, которые указывают на реальные проблемы. АТСЖ Ленинского района может обосновывать свои недоработки не дособиранием средств с жильцов. Но в данных условиях у нас сейчас находится практически весь жилфонд Саратова и практически все управляющие компании. И некоторые из них нормально функционируют: могу показать реальные дом, где есть ковровые дорожки и цветы на окнах. А могу показать УК, жильцы которой ни разу не видели ни электрика, ни дворника, ни тем более уборщицу. Здесь много факторов и моментов. Если сравнивать работу УК, то результат будет не в пользу АТСЖ Ленинского района. Жалоб и нареканий по ней много. Причину, по которой возникла задолженность, нужно выяснять: это или неэффективное управление, или иное какое-то упущение. Правовую оценку их деятельности должны дать ГЖИ и прокуратура. Если ты работаешь честно, то у тебя всегда есть крепкие аргументы в защиту своей позиции. Если люди где-то нечистые на руки, если безответственные, плохо управляют, то это будет видно и понятно. Вопрос тут меры вины и какая будет ответственность – это епархия все-таки судебных и правоохранительных органов.
— Депутат Саратовской облдумы Леонид Писной высказал предположение, что у АТСЖ Ленинского района очень своеобразное отношение с жилфондом, который в её управлении находится, и зависит он от платежеспособности дома.
— Я бухгалтерские книги АТСЖ не смотрел, но регулироваться все эти отношения должны не понятиями «хороший-плохой», а законом. И если закон не соблюдается, то надо выяснить, по каким причинам — объективным или субъективным. Если там есть нарушения, они могут быть разными – административные, нецелевое расходование средств или же это уже состав уголовного правонарушения вплоть до хищения, — оценку этого должна уже дать экспертиза. 51-ю статью Конституции у нас никто отменял. И до тех пор, пока не вступило в силу законное решение суда, никто не может быть назван виновным.
— Что Вы думаете по поводу того, что в отношении АТСЖ Ленинского района прокуратурой было возбуждено уголовное дело?
— Сейчас, как я понимаю, у них появилась возможность заняться деятельностью этой организации, получившей под свое управление такое большое количество домов. Я думаю, наш депутатский корпус окажет всю необходимую помощь и сделает все, что потребуется.
Подготовила: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ
Фото: Даниэль ВАСИЛЕВИЧ;kommersant.ru