Проблема АТСЖ Ленинского района: давайте все-таки лечить болезнь, а не её проявления

Ситуацией с АТСЖ Ленинского района наконец-то занялись на всех уровнях власти. Но не упускают ли чиновники и депутаты из виду некоторые важные аспекты данной проблемы?

Вся прошедшая неделя прошла под знаком АТСЖ Ленинского района. Стало известно, что её председателю Игорю Гордополову продлили срок домашнего ареста. Самой одиозной управляющей компанией города решила заняться Общественная палата Саратова. О ней заговорили в областной Думе. Губернатор Валерий Радаев, узнав о данной проблеме, решил взять её под контроль. «Единая Россия», наконец-то, единогласно обеспокоилась сложившимся положением дел. И квинтэссенцией всего это стали депутатские слушания по проблеме АТСЖ, прошедшие вчера.

Все участники этого мероприятия отметили его крайнюю эмоциональную наполненность. И это неудивительно: безучастных в зале просто не было. После почти двух часов обсуждения имеющейся проблемы депутаты разных уровней, общественники и представители городской и областных властей выступили единым фронтом, постановив: имеющуюся проблему надо решать, а отсуженные у города миллиарды конечно направить на капитальный ремонт, а не отдавать АТСЖ. Однако увлекшись обсуждением возможной потери двух миллиардов рублей, народные избранники упустили из виду другие важные аспекты данной проблемы, которые, как нам кажется, могли бы исправить сложившуюся ситуацию более радикальными способами.

1) АТСЖ Ленинского района утверждает, что является управляющей организацией в 325-ти домах, поэтому защищает законные интересы их жителей. Однако это не так. Законность статуса любого судебного представителя и любой управляющей организации подтверждают результаты общего собрания собственников жилья конкретного дома. Наблюдая, практически в режиме онлайн, за организацией и проведением по сути образцово-показательного общего собрания в доме №2 по улице Чехова, можно со всей ответственностью заявить, что процесс это довольно небыстрый (организация – около четырёх месяцев и почти два месяца – само голосование) и оперативно провести подобное мероприятие просто невозможно. (Кстати, следует отметить тот факт, что даже образцовость этого собрания не помешала АТСЖ оспорить его результаты в суде. Наше издание внимательно следит за ходом данного процесса). Поэтому заявление АТСЖ о том, что ей удалось в течение трёх дней провести собрания и подсчитать результаты голосования по 325-ти домам, звучат просто не реально. Подтвердить его проведение какими либо реальными документами, показаниями свидетелей или видеоматериалами управляющая организация не может. Более того, те люди, которые якобы принимали участие в собрании в один голос утверждают, что ни о каком таком собрании они просто ничего не знали, а все документы, касающиеся собрания, при этом были утеряны при весьма сомнительных обстоятельствах. Может быть, депутатам следует потребовать, чтобы АТСЖ доказала факт проведения собраний? В противном случае это будет означать, что у этой организации нет никаких прав, чтобы представлять интересы 324-х домов и требовать что-либо от города.

2) Законность действий управляющих организаций должен проверять один единственный орган – Госжилинспекция. При этом начиная с 01.01.2018г. этот орган не просто должен, но еще и может. В ЖК РФ были внесены изменения, существенно расширяющие полномочия данного органа. Однако в случае с АТСЖ Ленинского района данная организация несколько устранилась от дел, несмотря на многочисленные жалобы на эту УК, которые, как нам известно, ведомство постоянно получает. Может быть, новому руководителю ГЖИ стоит поднять все эти жалобы, разобраться в них, и в случае подтверждения многочисленных нарушений (а они есть) лишить АТСЖ лицензии? Данная мера не позволит этой УК не только требовать что-либо от города, но и защитит граждан от неправомерных и завышенных платежей. Только не надо штрафовать АТСЖ. В подобных случаях страдают, как правило, не управляющие организации, а рядовые граждане, которые, по сути, и оплачивают все эти штрафы из своего кармана.

3) Жители каждого дома, согласно Жилищному Кодексу, имеют право в любой момент времени разорвать отношения с одной управляющей организацией и выбрать другую или создать свою собственную. К сожалению, сделать это по закону не так-то просто, а в случае с АТСЖ Ленинского района сделать это практически невозможно. Так как управляющая компания пускает в ход любые средства (при чем не всегда правовые), чтобы не допустить выхода. По сути люди, решившиеся на столь серьезный шаг, остаются один на один и с АТСЖ и с другими проблемами, не получая никакой поддержки ни от районных, ни от городских властей, устранившихся от решения данной проблеме подобно ГЖИ. Такую позицию можно легко объяснить: чтобы помочь гражданам организовать и провести общее собрание и в последующем наладить работу по нормальному управлению своим домом, необходимо многое сделать. С АТСЖ чиновникам значительно легче иметь дело: ей помогать ни в чём не надо, она всё сделает сама. Интересами граждан в данном случае просто пренебрегают. В судах разного уровня АТСЖ Ленинского района также имеет явное превосходство: доходит до того, что судьи позволяют юристам этой УК защищать свои интересы с помощью копий документов в нарушение всех правовых норм. Может быть, администрации и депутатам стоит оказывать организационную и юридическую поддержку домам, желающим выйти из состава АТСЖ? Чем меньше домов будет у этой УК, тем меньше требований она сможет предъявить городу, и тем больше шансов, что уже отсуженные у города деньги пойдут на изначально заявленные цели, а не осядут в карманах Игоря Гордополова и его подельников?

4) В Саратове сложилась уникальная ситуация: коммерческая организация фактически держит в заложниках жителей 324-х домов, занимаясь их управлением на сомнительных основаниях, при этом ей оказывают содействие как правоохранительные органы, так и суды. Давайте разберёмся: та ситуация, в которой мы все сейчас оказались, стала возможной исключительно в результате того, что протоколы и бюллетени общих собраний были потеряны полицией. Были ли они не самом деле или нет, теперь установить трудно, но с юридической точки зрения – да, потому что у АТСЖ на руках есть документ, подтверждающий их потерю. Причем за эту потерю бюллетеней, являющихся важными доказательствами по данному делу, никто в полиции не понёс никакого наказания. Складывается ощущение, что в полиции просто придумали данную пропажу, чтобы обеспечить АТСЖ надёжный тыл в судах. Мало того, когда в отношении председателя данной управляющей организации возбуждается уголовное дело, один из следователей, занимавшихся данной проблемой, оставляет свой пост и нанимается адвокатом к подозреваемому в нарушение всех норм УПК РФ и с полного одобрения судейского корпуса! Получается, что в Саратове действует самое настоящее преступное сообщество («устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений» — ст.35 УК РФ), имеющая покровителей в правоохранительных органах и судах. Может быть, областным властям следует признать масштаб проблемы и запросить помощи на федеральном уровне, чтобы соответствующие органы прислали к нам в регион специальную группу, которая бы занялась расследованием деятельности АТСЖ и её покровителей среди правоохранителей?

Любой квалифицированный врач вам скажет, что лечить надо не симптомы болезни, а саму болезнь. В нашем случае болезнь – это АТСЖ Ленинского района, а затребованные ею два миллиарда рублей – всего лишь очередной симптом. И бороться надо не столько с судебными решениями, сколько с данной управляющей организаций. Потому что пока эта зараза не будет выведена подчистую из нашего города, саратовцам стоит ждать ещё немало неприятных сюрпризов от АТСЖ.

Антон ТУГУШЕВ