Можно ли дважды вытянуть миллионы из бюджета Саратова?

Самая скандальная управляющая компания, АТСЖ Ленинского района, и её бессменный председатель Игорь Гордополов с помощью суда собираются запустить руку в городской бюджет и, таким образом, залезть в карман каждому саратовцу.
Можно ли дважды вытянуть миллионы из бюджета Саратова?

«В период с августа 2015 года по декабрь 2016 года работники АТСЖ Ленинского района сфальсифицировали итоги внеочередных общих собраний в форме заочных голосований собственников помещений 325-ми жилых домов» – именно такая информация размещена на официальном сайте Генеральной Прокуратуры РФ.

Об этом факте знает практически каждый житель города Саратова. Сведения о фальсификации протоколов общих собраний мелькают в прессе уже на протяжении двух лет. Однако, как оказалось, о нём не знают главные фигуранты этого дела – АТСЖ Ленинского района.

До сих пор, несмотря на то, что у ассоциации отсутствуют какие-либо полномочия действовать от имени собственников, она, предъявляя эти «сфальсифицированные» протоколы в судах, получает « в интересах» жителей деньги на содержание и ремонты домов. А в отношении некоторых домов даже по нескольку раз.

Самое интересное, что сами жители, к сожалению, даже не догадываются о проявлении в отношении них такой «заботы».

Если вкратце, то история такова: в начале 90-х весь жилой фонд находится на балансе крупнейших предприятий города. Начиная с 1996 года дома начинают передавать в муниципалитеты, для чего создаются МУ ДЕЗы (дирекции единого заказчика). В 2005-м вступает в силу Жилищный кодекс, в соответствии с которым создаются ТСЖ (товарищества собственников жилья) и уже именно они, принимая дома от МУ ДЕЗов и объединяясь в одну большую Ассоциацию, начинают «заботиться» о них. Результатом этой «заботы» в 2005-2006 годы стали: иски прокуратуры Ленинского района в суд о признании регистрации 11 ТСЖ, входящих в АТСЖ Ленинского района, недействительными; три возбужденных уголовных дела по фактам подлога письменных решений собственников жилья и подделки подписей граждан; возбужденные уголовные дела и привлечение к уголовной ответственности лиц, непосредственно принимавших участие в этих собраниях за растрату денежных средств в особо крупном размере организованной группой лиц, и многое другое. При этом столь блестящие результаты работы непосредственно связаны с именем Игоря Гордополова, который в этот период являлся и.о. главы администрации и на общих собраниях представлял интересы самого крупного на тот момент собственника жилых помещений – администрации.

Но главное осталось вне поля зрения правоохранительных органов: в начале 2006 года собственники домов, входящих в ассоциацию, проявив чудо сознательности, на проведенных заочных голосованиях приняли решения о начале уплаты взносов на капитальный ремонт. Соответственно, с этого года в АТСЖ начинают поступать деньги жителей на капитальный ремонт домов. Наша редакция решила взять один дом в качестве примера и посчитать количество средств, которые были перечислены жителями этого дома на эти цели. Сумма получилась впечатляющая: в период с 2006 года по август 2015 года было собрано около 16 000 000 рублей (и это только за капитальный ремонт). Если умножить эту цифру на количество домов, которыми управляет Ассоциация, то результат получится астрономическим – более пяти миллиардов рублей.

Где же деньги? Ответ напрашивается сам собой, поскольку в выписках с расчетных счетов, на которых скапливались деньги, собранные домом на капитальный ремонт, таких денег нет, а жители ремонтных работ в таком объеме в глаза не видели, то, по всей видимости, АТСЖ начала активно «осваивать» полученные на капитальный ремонт дома деньги.

Конечно, денег много не бывает, и спустя несколько лет, в 2008 году, Ассоциация вдруг снова начинает проявлять активную заботу о жителях и обнаруживает, что у них есть некие дополнительные соглашения, в соответствии с которыми дома были переданы ассоциации МУ ДЕЗом в состоянии, требующем ремонта.

Несколько интересных фактов, связанных с этими соглашениями:

Факт первый: «забывчивость» главы АТСЖ Ленинского района Гордополова, который, судя по опубликованной в СМИ информации, будучи главой администрации, в начале мая 2006 года издал распоряжение, в соответствии с которым руководителям МУ ДЕЗ по Ленинскому району предписывалось в срок до 15 мая того же года передать техническую и иную документацию по домам вновь созданной организации.
Факт второй: сроки передачи домов от МУ ДЕЗов, которые составляли всего 4 дня. На наш взгляд, даже обойти все дома, которые обслуживались ассоциацией за этот период времени, сложно, а оформить на каждый дом подробное дополнительное соглашение с описанием всех видов работ и технического состояния каждого дома просто нереально.

Факт третий: сами дополнительные соглашения, которых по какой-то счастливой случайности нет ни у кого из участников процесса приёма-передачи, кроме АТСЖ Ленинского района.

И, главное, что не могло не порадовать ассоциацию, – на момент обнаружения этих документов срок исковой давности по признанию их недействительными уже истек. Если учесть, что на этот момент никаких МУ ДЕЗов уже в помине нет, а людей, принимавших непосредственное участие в передаче домов, найти почти нереально, то получается, что это самое время снова пойти в суд, чтобы получить дополнительные средства к тем, что уже собраны с жителей. В этих процессах нужно отдать должное судам. Они не обратили никакого внимания на попытки городской администрации признать эти соглашения ничтожными, на попытки доказать их фальсификацию, на установленные факты сомнительного происхождения подписи на документах, которая не принадлежала директору МУ ДЕЗа, и печатей, не совпадавших с реальными печатями МУ ДЕЗов. В итоге, руководствуясь какими-то своими внутренними убеждениями, судьи удовлетворили все требования АТСЖ.

После долгих судебных споров решения о взыскании с МУ ДЕЗов денежных средств были всё-таки приняты, а поскольку МУ ДЕЗ Ленинского района на тот момент фактически прекратил свое существование, и средств у него не было, АТСЖ получила все эти деньги из бюджета города.

Речь идёт как раз о тех 600 миллионов рублей, о которых в своих интервью нашему изданию говорили бывший саратовский мэр Олег Грищенко и депутат городской Думы Дмитрий Кудинов. И снова ни денег, ни ремонта. При этом, так же, как и в первый раз, ответ на вопрос «где деньги?» напрашивается сам собой: «освоили».

Но и этого оказалось мало – через некоторое время АТСЖ Ленинского района подает в суд новую порцию исков к городскому бюджету с требованием о взыскании убытков. В этих исках ассоциация указывает, что работы, связанные с капитальным ремонтом домов, ею выполнены, но денег, полученных с администрации, якобы не хватило. Поэтому она требует с города возместить ей разницу, которую несчастной ассоциации пришлось потратить на проведение работ из собственного кармана.

Эти судебные процессы, надо отметить, прошли не так блестяще, как хотелось АТСЖ, и взыскать с казны убытки в том объёме, в котором хотелось, АТСЖ не удалось, хотя и здесь она не оказалась внакладе. Из бюджета всё-таки были получены деньги в виде процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на оплату услуг представителей.

Что нас должно заинтересовать в делах по взысканию убытков?

Факт первый: то, что АТСЖ Ленинского района предоставила в суд документы, которые свидетельствуют о выполнении силами подрядных организаций конкретных работ по конкретным домам. В качестве примеров можно привести дома по ул. Антонова 11, Антонова 13, Антонова 15а, Антонова 15б, Антонова 19, Антонова 21 и т. д. В этих домах якобы были проведены ремонтные работы, связанные с капитальным ремонтом подъездов, в том числе остеклением и ремонтом оконных рам; ремонтом системы отопления; капитальным ремонтом кровли; капитальным ремонтом отмостки и т. д.

Факт второй: если покопаться в списке компаний-подрядчиков, договора с которыми были представлены в суд, то всплывут всё те же имена и фамилии, которые мы указывали в нашем материале про «неслучайные» связи АТСЖ – Сергей Войтович, Андрей Праведнов, Андрей Логинов, Алексей Ярцев и Михаил Петрухин, появляются и новые лица, например, Александр Новичков, который по случайному стечению обстоятельств помимо поста руководителя подрядной организации является ещё и председателем ТСЖ «Дом», которое в свое время стало учредителем АТСЖ Ленинского района. Афиллированность, что называется, налицо. Более того, если внимательно присмотреться к документам, представленным в суд в качестве доказательств, то мы увидим, что они не могут однозначно свидетельствовать о реальности выполненных работ и соответственно обоснованности перечисления денежных средств на их выполнение.

Факт третий: жильцы ни этих работ, ни этих денег снова так и не увидели, уже в третий раз основная их часть исчезла в неизвестном направлении. Так, например, вместо капитальных ремонтов подъездов кое-где для видимости покрасили стены. Вот так, например, выглядит капитальный ремонт подъездов, в том числе остекление и ремонт оконных рам, проведенный согласно документам, представленным в суде в домах №13, 15а и 15б по улице Антонова. Особое внимание можно обратить на «элегантное» решение проблемы «остекления и ремонт оконных рам».

Антонова, 13

Антонова, 15а

Антонова, 15б

Подобное интересные архитектурные решения можно найти и в других домах.

Вот так, с точки зрения АТСЖ, должен выглядеть «капитальный ремонт системы электроснабжения». Фотографии из дома №25а по улице Лунной.

Наши корреспонденты побывали и в домах №№2,4,6 по улице Батавина. Их состояние и мнение жильцов относительно работ в этих домах можно узнать из нашего видео.

Деньги, как известно, имеют свойство заканчиваться, и что же делать в такой ситуации? Всё очень просто. Почему бы снова не пойти в суд и не получить денег с местного бюджета, используя уже проверенную «схему». Тем более, что дважды деньги таким образом уже были получены, а самое главное потрачены, и никому за это ничего не было. Времени с тех пор прошло достаточно, никто, наверное, уже и не вспомнит, сколько денег было взыскано, на какие такие работы, и по каким домам?

И вот здесь начинается самое интересное – в начале этого года АТСЖ Ленинского района подаёт в суд порядка 80-ти исков, требуя по каждому из них десятки миллионов рублей. Общая сумма исковых требований по самым приблизительным подсчетам составляет миллиард рублей, что для скудного городского бюджета является непосильной ношей. Но самое страшное во всей этой ситуации заключается в другом – деньги в городском бюджете уже давно распределены на иные цели, поэтому если требования АТСЖ будут удовлетворены, про многие проблемы, на которые бюджетные деньги выделялись изначально, будут отодвинуты на второй план. То есть опять: невозможно будет расселить граждан из ветхого и аварийного жилья, построить дополнительные детские сады и поликлиники, профинансировать социально значимые проекты. Сумма, которую город будет вынужден заплатить, отразится на очень многих саратовцев, причем даже на тех, которые к АТСЖ Ленинского района не имеют никакого отношения. При этом Aссоциацию этот факт нисколько не смущает, как, в общем, и то, что:

– действуют они в судах на основании сфальсифицированных протоколов;
– требуют по второму разу деньги на одни и те же работы по одним и тем же домам;
– доказывают в суде, что дома нуждаются в проведении ремонтных работ, забывая при этом, что эти ремонтные работы они однажды сами же и выполнили силами «неслучайных» подрядных организаций.

Вот только несколько адресов, по которым ассоциация в третий раз пытается получить деньги из бюджета: Лунная 25, Шехурдина 26, Электронная 12/9, Электронная 7, Электронная 7А и т.д.

Все это свидетельствует об особом цинизме, с которым действует данная организация. Поэтому можно предположить, что действовать в одиночку эта компания, конечно, не может. В этой связи особо хотелось бы обратить внимание на работу отдела полиции №7 (поселок Солнечный), сотрудники которого, получив одно единственное заявление о подделке документов, бросили все свои дела и побежали изымать протоколы и бюллетени общих собраний по всем 324-м домам. Масштаб служебного рвения полицейских просто поражает: заявление было подано собственницей одной квартиры по одному дому, а документы изъяли сразу по всем. Наверное, чтобы два раза не ходить. Дальнейшая судьба этих документов достойна быть описана в каком-нибудь детективном романе: если отбросить всё ненужное и оставить сухие факты, то получится, что их украли непосредственно из самого отдела полиции. Никаких мер по этому происшествию, конечно же, предпринято не было.

Мы также уже писали о странной и необъяснимой любви саратовских судей к Ассоциации. Именно это высокое и нежное чувство позволяет представителям Ассоциации, не имея на руках ни одного оригинального документа, подтверждающего их полномочия, обращаться в суд и выигрывать дела. Оно же, по всей видимости, заставляет судей назначать проведение экспертиз по всем восьмидесяти судебным процессам одной и той же экспертной организации ФБУ «Саратовская лаборатория судебной экспертизы», а если быть ещё точнее – одним и тем же экспертам в количестве двух человек.

Причём, другая экспертная организация, предложенная юристами администрации, судом была отклонена, а проведение повторной экспертизы суд посчитал нецелесообразным. Смогут ли два человека, пусть и компетентных, за один месяц провести качественную и всестороннюю экспертизу по 300-м домам, большой вопрос. Чем руководствовались судьи, принимая такое решение, непонятно. Зато понятно, какое будет решение, принятое на основании проведенной в таких условиях экспертизы.

В общем, если подвести итог и описать всю эту ситуацию в двух словах, то становится понятно, что основной целью существования этой компании является не управление домами, а личное обогащение руководства Aссоциации за счёт жильцов и городского бюджета, используя при этом сомнительные схемы вывода средств через цепочку аффилированных фирм-подрядчиков. Конечно, давать правовую оценку и квалифицировать действия должностных лиц Aссоциации с точки зрения уголовного кодекса должны правоохранительные органы и суд, но нам ситуация видится следующим образом. Группой лиц по предварительному сговору совершается целый ряд уголовно наказуемых деяний: фальсифицируются протоколы общих собраний (ст.327 УК РФ – фальсификация документов); для скрытия этого преступления с помощью должностных лиц правоохранительных органов изымаются и чудесным образом исчезают все документы, которые могут быть доказательствами по делу о фальсификации (ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий и ст. 293 УК РФ халатность). Всё это, по всей видимости, делается для совершения ещё более тяжкого преступления – хищения чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием в особо крупном размере (ст. 159 УК РФ). Попутно, для облегчения получения денежных средств и их обналичивания через аффилированные фирмы, совершается ещё целый ряд уголовно наказуемых деяний (ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство, ст. 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов).

На основании вышеизложенного просим считать эту статью официальным заявлением в правоохранительные органы с просьбой провести проверку всех изложенных в данной статье фактов, и в случае выявления всех вышеперечисленных составов уголовно наказуемых деяний привлечь виновных к ответственности, а самое главное прекратить беспредел, связанный с выводом бюджетных денег, тем более что подобный положительный опыт уже есть. Напомним, что несколько лет назад Прокуратура области, вступив в процесс с ЗАО СПГЭС, прекратила незаконный вывод имущества из городской казны. Почему бы не сделать это ещё раз?

Иван ЕВСТИГНЕЕВ